ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При исследовании понятий сущности и существования Фома Аквинский объединял метафизику Аристотеля с некоторыми положениями учения Платона. Все природное и божественное состоит из сущности и существования. Сущность вещи заключается в ее родовой принадлежности. Бог отождествляет сущность и существование.
Единичные вещи имеют случайный, но обусловленный характер. Бог существует в силу необходимости. Необходимость Бога заключена в его сущности. Учение Фомы Аквинского содержит один из основных принципов христианства – дуализм. Дуали зм – это философское учение, которое базируется на несводимости воедино двух начал – духа и материи. Фома Аквинский разделял принцип двойственности Бога и мира.
Фома Аквинский разрабатывал проблему человеческой души. Душа является духовной субстанций. В земном существовании она не отделена от тела. В этом отличие души человека от других духовных субстанций, например, ангелов. Душа является чистой формой и не может быть уничтожена и разрушена, в отличие от тела. Соединяясь с телом, душа лишается возможности непосредственного прикосновения к божественному бытию. Душа может получить истинное знание только в процессе чувственного познания.
Фома Аквинский считал, что человека от животных отличает наличие разума. Он отдавал предпочтение разуму перед волей. Аквинский указывал, что разум стоит над волей. Разум обрабатывает то, что ему поставляют чувства.
Смыслом жизни для Аквинского было счастье. Под ним он понимал созерцание и познание Бога. Наивысшей способностью человека является познание. Бог – это безграничный предмет познания. елью существования человека является познание, созерцание и любовь к Богу.
Одной из главных проблем, которой занимался Фома Аквинский, была проблема соотношения веры и разума. Аквинский считал, что они не должны противоречить друг другу. Главное – это гармония веры и науки. Разум базируется на науке, а вера опирается на теологию. Задачей науки является объяснение закономерностей мира. Философия и наука, в конечном счете, приходят к выводу о существовании Бога, управляющего всем миром. Теология помогает человеку на основании Библии принять наиболее важные истины христианства. Наука и вера – это разные пути к истине.
Фома Аквинский считал, что некоторые положения вероучения можно доказать с помощью разума. Он выдвинул пять доказательств существования Бога.
Первое доказательство Фома выводил из движения. Любой движущийся объект имеет первопричину своего движения. Этой первопричиной является Бог.
Второе доказательство бытия Бога Аквинский видел в причине всего существующего. Первопричина – это Бог.
Третьим доказательством Фома Аквинский считал необходимость. Все, что существует, существует по необходимости. Бог обуславливает эту необходимость.
Четвертое доказательство – это существование абсолютного совершенства. Все, что существует, имеет различные качественные характеристики. Самым совершенным является Бог.
Пятым доказательством бытия Бога Аквинский считал целенаправленность. Все существующее в мире имеет определенную цель, значит, должно быть некое начало, к которому все стремится. Это начало – Бог.
Слайд 24
Социально-политические взгляды Фомы Аквинского
Социально-политические взгляды Фомы Аквинского представляют собой результат приспособления философии Аристотеля к нуждам
христианского вероучения. Он заимствовал у Аристотеля положение о человеке как общественном существе. Фома Аквинский разделяет представление Аристотеля о том, что государство предшествует людям. Благо государства как целого важнее блага любой из составных его частей.
В то же время задача государства заключается в заботе об общем благе. Главной добродетелью подданных является их покорность. Они должны подчиняться своим господам. Фома Аквинский обосновал полезность сословной иерархии феодального общества.
Лучшей формой государства является монархия. Монарх подобен душе
-
теле и выступает своего рода Богом в мире. Задачей правителя является поощрение подданных к добродетельному поведению. Монарх выступает гарантом мира и благосостояния своих подданных.
ерковь является залогом достижения людьми блаженства. К будущему блаженству людей ведут священники и Папа римский – наместник Бога на земле. Светская власть должна подчиняться власти церковной.
Католическая церковь приняла учение Фомы Аквинского с недоверием. Однако после смерти Фомы Аквинского его учение расширило границы влияния. От латинской формы имени Фомы Аквинского его учение получило название «томизм». В 1323 году католическая церковь причислила Фому Аквинского к лику святых. В 1879 году томизм был признан в качестве официальной доктрины Ватикана. В XX веке на основе томизма сформировалось новое философское учение – неотомизм.
Противниками Фомы Аквинского выступали ученики и последователи арабского философа Аверроэса, последователя Аристотеля. Аверроэс считал, что материальный мир является вечным, но ограниченным в пространстве. Бог у Аверроэса также вечен. Но Бог не сотворил мир из ничего. Аверроэс считал, что в вечной материи потенциально существуют все формы. Формы постепенно развиваются и формируются.
Аверроэс отрицал бессмертие индивидуальной души. Он считал, что душа умирает вместе с телом, так как гибнут индивидуальные чувственные
представления и память. Он полагал, что следует различать разум пассивный
-
разум активный. Пассивный разум связан с человеком. Активный разум представляет собой всеобщий интеллект. Активный разум вечен. В нем представлены души конкретных людей, но он стоит над ними. По своей сущности активный разум подобен разуму Бога. Это всеобщий активный разум человечества.
Аверроэс разрабатывал сферу разграничения между религией и философией. Высшую истину познает философ. В религии в чувственных образах представлено полезное для ума простых людей. Необразованные люди по-иному воспринимают философскую интерпретацию религиозных представлений. Эта идея Аверроэса положила начало учению о двойственной истине. Полная истина – истина философская. Тем самым Аверроэс обеспечивал самостоятельность философии и науки, освобождал их от теологии.
Последователи Аверроэса – Сигер Брабантский и Боэций Дакийский преподавали в Парижском университете. Они выступали за освобождение философии от теологии. Аверроисты отстаивали принцип отделения разума от веры. Главным в их учении было представление о едином универсальном разуме. Этот разум является общим для всего человечества. Последователи Аверроэса утверждали вечность и несотворенность мира и отрицали бессмертие индивидуальной души. Учение Аверроэса и его последователей было осуждено как католической церковью, так и исламом.
Слайд 25
ритика схоластики Роджером Бэконом и Иоанном унсом Скотом.
Уильям Оккам
-
XIV веке схоластика переживала кризис, вызванный развитием естественных наук и зарождением опытного знания. Была поставлена под сомнение идея о возможности гармонии веры и разума. У истоков опытного знания стоит Роджер Бэкон. Он был последователем Аристотеля и считал, что истину можно узнать только в результате опытного знания. Опыт Бэкон делил
на внешний и внутренний. Внутренний опыт – это познание Бога. Внешний – это чувственное познание. Самой важной светской наукой Бэкон считал математику, большое значение придавал физике и алхимии. Однако высшей формой знания он считал теологию. Бэкон выступил с критикой преподавателей и студентов Парижского университета, поставил под сомнение авторитет Фомы Аквинского.
-
критикой схоластики выступили номиналисты Иоанн Дунс Скот и Уильям Оккам. Они выступали за разграничение сфер разума и веры,
философии и теологии. Вера и теология необходимы для спасения человека и имеют практическое значение. Однако они ничего не могут дать философии. Доказать существование Бога невозможно. Это задача веры. Дунс Скот считал, что предметом теологии является Бог. Философия изучает бытие. Бытие – это нечто, существующее везде. Все существующие вещи имеют нечто общее, то есть бытие. Бытие везде одинаково. Однако бытие в Боге является бесконечным. Человеческий разум не может ничего утверждать о Боге.
Согласно взглядам Скота, материя является некой сущностью. Она имеет определенный приоритет перед формой, так как возникла раньше. Скот, следуя традиции Аристотеля, выделял несколько видов материи. Первой материей он считал универсальную субстанцию, существующую без формы. Эта субстанция лежит в основе всего. Вторая материя является основой всех предметов материального мира. Третья материя – это то, из чего человек делает вещи. Первую материю должна изучать метафизика, вторую – натурфилософия, а третью – механика.
Выдающимся представителем номинализма XIV века был Уильям Оккам. Он решительно разграничивал сферу теологии и философии. Оккам считал, что философия не может доказать бытие Бога. Для богословия она бесполезна. Теологи опираются в познании на истины веры. Философия изучает совершенно другие истины. Оккам возродил теорию двойственной
истины. Он считал, что философия и теология отличаются по предмету и методам познания.
Оккам вошел в историю человечества как автор принципа экономии, известного как «бритва Оккама». Этот принцип утверждал, что самое верное объяснение всегда является самым простым. В случаях, когда одно и то же явление можно объяснить двумя способами, следует выбирать самый простой. Этот принцип был разработан Оккамом в борьбе против схоластов. Он считал, что если есть чувственный мир, то не следует для его объяснения выдумывать какие-то идеи или универсалии. Универсалии существуют только в разуме человека. Они отражают общее, существующее в вещах. Человек, изучая мир, направляет свое познание на определенный предмет. В результате появляются универсалии. Оккам утверждал, что мы познаем только единичные предметы. Следовательно, знание всегда единично.
Оккам разделил науки на реальные и рациональные. Реальные науки изучают отношения между понятиями и реальными вещами. Рациональные науки исследуют соотношение между самими понятиями.
Критика схоластики и появление учения Уильяма Оккама означало окончание эры схоластики. Хотя схоластическая традиция удерживалась еще на протяжении двух столетий.
-
эпоху средневековья философия приобретает вспомогательный характер по отношению к теологии. В средневековой философии происходит некий синтез античной философии и христианского вероучения.