Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
У младших школьников формируются начальные знания, умения и навыки.
Основой знания является понятие.
Начальные понятия - это первичные обобщения, доступные учащимся младшего школьного возраста, которые по своему объему ограничиваются 1-3 простейшими признаками. От того как будут усвоены начальные понятия, зависит сформированность взглядов и убеждений учащихся. Поэтому важно обеспечить качественное овладение представлениями и понятиями. Для этого необходима правильная организация учебной деятельности учащихся.
Управление учебной деятельностью младших школьников, в том числе и процесса формирования понятий, требует:
• путей формирования познаний;
• принципов познавательной деятельности;
• особенностей усвоения представлений и понятий младшего школьника;
• условий интенсификации процесса формирования понятий.
Из вышесказанного следует вывод: для качественного усвоения знаний об окружающем мире, прежде всего нам необходимо знание педагогических и психологических основ этого процесса. [4]
Необходимо так же учитывать, что выносливость организма школьников значительно меньше, чем у вполне сформировавшегося, окрепшего организма. Тем более невелика выносливость младшего школьника. Быстрота наступления утомления у детей зависит от многих факторов, в том числе и от методов преподавания.
Если преподавание строится в большей степени на возбуждении различных анализаторов: зрительного, слухового, осязательного двигательного), то это намного облегчает восприятие учебного материала, предотвращает преждевременное утомление и раннее наступление запредельного торможения.
При состоянии утомления у детей, педагог не добьется качественного усвоения материала. Снятию состояния утомления помогает задействование различных анализаторов - это и есть введение комплекса наглядных средств обучения:
· зрительный анализатор - при просмотре учебных фильмов, слайдов, презентаций;
· слуховой анализатор - прослушивание аудиозаписи;
· осязательный анализатор - при ощупывании натуральных природных объектов, работе на садовом пришкольном участке.
Процесс приобретения истинных знаний о реальном мире строится на определенных методических принципах:
. Принцип познания «от живого видения к абстрактному мышлению» как методический принцип.
Структура личности в психологическом плане включает в себя три стороны:
- интеллектуальную;
- эмоционально-волевую;
действенно-практическую.
Чем глубже усвоены знания в процессе объективной деятельности, тем выше уровень овладения мыслительными операциями, тем совершеннее интеллектуальная сфера личности школьника.
Эмоциональная сфера выступает как форма отношений к познавательной деятельности. Реагирование личности на воздействие окружающей действительности будет тем разнообразнее и правильней, чем больше развита данная сфера.
Действенно-практическая сфера личности школьника выступает как средство познания реального мира. Чем личность активнее, тем интенсивнее протекает процесс познания.
Поэтому познание действительности связано с этими сферами личности. Так, интеллектуальная сфера отражает познавательную деятельность личности. [5]
Вот как происходит этот сложный психологический процесс - отдельные органы чувств (рецепторы) реагируют на раздражителей внешнего мира. Через нервные пути сигналы поступают в кору головного мозга и в сознании происходит отражение соответствующих свойств материи. В ощущении проявляется превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.
В процессе познания действительности выделяется две стороны: чувственная и логическая. Чувственная сторона предполагает отражение в сознании человека окружающего мира через ощущение, восприятие, представления («живое созерцание»). Логическая сторона - через понятие, суждение, умозаключение («абстрактное мышление»).
Ощущение - основа познания. Отдельные ощущения отражают отдельные свойства движущей материи. Но поскольку в действительности эти свойства не изолированы одно от другого, то и человеческое сознание не отображает их в виде обособленных ощущений, а отражает комплексно. Ощущение - отражает отдельные стороны и свойства предметов явлений окружающей действительности. Ощущение является базой для построения восприятия.
Например, рассматривая цветок на уроках окружающего мира, ученик не только замечают его свойства, запах, цвет, форму, но и воспринимает его как определенный предмет, отличный от других предметов.
Восприятие - это целостное отображение предмета, фрагмента действительности, возникающее на основе ощущений благодаря синтезирующей деятельности мозга. Восприятие возникает в результате непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств человека. В отличие от ощущений, восприятие отображает предметы в целом.
Восприятие, возникающее например, при наблюдении над объектом природы, при рассмотрении таблицы или просмотре кинофильма, является непосредственно чувственным отображением действительности. Чем больше интенсивность и степень осознанности восприятия, тем выше качество фундамента для продолжения процесса познания. От этих условий зависит, так же и качество представлений, которые вырабатываются в сознании на основе ощущений и восприятия. [5]
Представление - переходная ступень от «живого созерцания» к «абстрактному мышлению». Это чувственно-наглядные образы явлений и предметов, которые были восприняты ранее и в настоящий момент не воздействуют на органы чувств. [2]
Понятие - логическая ступень познания, относящаяся к абстрактному мышлению.
Мышление - оперирует уже не образами, а содержанием понятий. Понятие фиксирует не внешнюю сторону предметов и явлений , как это происходило в чувственных образах, а внутреннюю - их общее и существенное.
В процессе познавательной деятельности младшие школьники усваивают начальные понятия посредством «живого созерцания», конкретно образного мышления. Поэтому так важно на этом этапе усвоение начальных естественнонаучных понятий, наличие различных наглядных средств обучения. Переход от чувственных образов в понятие сопровождается у них включением таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д. Постепенно у учащихся вырабатывается определенное отношение к познаваемым объектам, складывается умение использовать знания на практике.
Итак, формирование понятий в процессе преподавания окружающего мира опирается на схему: ощущение-восприятие-представление-понятие-применение.
1. Принцип развития понятий. Познание мира представляет собой диалектически развивающийся процесс. Это находит отражение в развитии понятий. Развитие понятий сопровождается разрешением противоречий между новыми обнаруженными факторами и имеющимися понятиями. Развитие понятий сопровождается обогащением их содержания: увеличением объема, раскрытием связи и отношений между ними. Происходит процесс перехода простых понятий к обобщенным, которые отражают более глубокую сущность предметов и явлений.
2. Так, в начальной школе у учащихся формируется понятие «охрана природы». В первом классе дети узнают о взаимосвязях, существующих в природе, о значении природных факторов в жизни растений и животных, формируется представление о взаимосвязи человека и природы, о роли природы в жизни людей, о зависимости здоровья человека от условий окружающей среды. [46]
3. Принцип всеобщей связи понятий. В реальном мире нет абсолютно изолированных вещей, каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи с остальными. Учащиеся усваивают понятия успешно, если их формирование происходит в системе, во взаимосвязи.
Таким образом, итоги исследования по вопросу формирования понятий, кратко могут быть выражены следующим образом: в процессе обучения слово учителя организует наблюдения учащихся, уточняя объект наблюдения при помощи различных средств обучения.
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Наглядные средства обучения повышают интерес к знаниям и делают процесс их усвоения более легким, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Значительную роль средства наглядности играют в обучении детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что они соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые, осязательные и др.), наглядные средства обеспечивают полное и разностороннее формирование какого-либо образа, понятия, что тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
От правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка зависит успех обучения. Одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала становиться наглядность обучения. Полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствование более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, обеспечивают средства наглядности.
Наглядные пособия - конкретные объекты и предметы, которые использует учитель на уроке: живые растения и животные; таблицы с рисунками и схемами; коллекции; муляжи; гербарии; аппликации; раздаточный материал; диафильмы; дидактические карточки.
Понятие средств наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных объектов, предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.
Современные средства обучения - это составная часть метода обучения. Такие средства содействуют повышению эффективности учебного процесса, обеспечивают реализацию принципа наглядности и дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений с целью осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.