Файл: Предмет и сущность учебной дисциплины Основы организации научноисследовательской работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература………………………………………………………………..
Вопрос 1 «Теория общей патологии» как научно — теоретический образец и исследовательская модель диалектического подхода в медицинском познании»
В первом вопросе лекции студенту необходимо обратить свое внимание на ряд вопросов:
— объяснить закономерный синтез философии и медицины;
— усвоить формально – логическое единство философско – медицинского познания;
— понять диалектическую логику исследования патогенеза, его этиологии и клинической картины болезни на уровне фундаментальных законов и форм проявления живой материи.
Во втором вопросе необходимо увидеть в диалектических парных категориях фундаментальные формы клинического мышления врача.
1.1. Теория общей патологии как философия медицины.
История медицины зафиксировала тот факт, что теория общей патологии формируется примерно 200 лет. Д.С.Саркисов отмечает, что формирование общей патологии — это формирование теории медицины, в основу которой положено
«дальнейшее развитие представлений основных закономерностях возникновения и течения патологических процессов» [3, с. 4]
Д.С. Саркисов однозначно определил: «Общая патология — алгебра медицины, ее философия» [3, с. 4]
Это исходит из самой сущности философии как теории и диалектико –
материалистической методологии изучения явлений любой природы, в том числе и медицины. При этом теоретическая философия исследует не конкретику проблемы (это предмет частных наук), а наиболее общие законы ее развития и связей.
Ученые – медики, разрабатывающие теорию общих патологий, изначально стояли на позициях диалектического материализма. Еще Ф.К.Гартман (1825)
отмечал, что общая патология сама по себе является философским познанием,
потому что именно философское познание способно вскрывать сущность любых явлений, их причину и следствие, развитие и эволюцию. По этому поводу он
писал: «Общая патология должна быть теорией болезни и содержать философское или умственное познание оной.
Как философическое познание объемлет сущность, причину и следствие вещей,
общая патология есть часть врачебной науки, показывающая сущность,
происхождение и следствие болезней вообще». [3,с.11]
Фактически общая патология — это научно – теоретический аналог теоретико – методологической философии. Говоря о том, что «современная наука философична более, чем когда – либо», С.М. Лукьянов смотрел на теорию общей патологии как на философию медицины.
И.В. Давыдовский (1927) — один из теоретиков общей патологии —
указывал на некорректное использование медицинской философской теории,
Как философическое познание объемлет сущность, причину и следствие вещей,
общая патология есть часть врачебной науки, показывающая сущность,
происхождение и следствие болезней вообще». [3,с.11]
Фактически общая патология — это научно – теоретический аналог теоретико – методологической философии. Говоря о том, что «современная наука философична более, чем когда – либо», С.М. Лукьянов смотрел на теорию общей патологии как на философию медицины.
И.В. Давыдовский (1927) — один из теоретиков общей патологии —
указывал на некорректное использование медицинской философской теории,
1 2 3 4 5 6 7 8
писал о том, что «современная медицина ушла почти целиком в анализ, синтез отстает, отстают обобщающие представления, на которых только и можно построить более или менее стройное учение о болезнях» [3, с.24].
В основу теории общей патологии заложена динамическая философия.
Например:
— общие закономерности всех болезней теория патологии исследует на основе трех законов диалектики;
— теория общей патологии синтезирует и типизирует все болезни и процессы, используя диалектические парные категории «анализ и синтез»,
«общее и специфическое».;
— теория общей патологии определяет болезнь как совокупность важнейших явлений при любой форме недуга и составляющих его сущность
(используя философские категории «явление и сущность» и др.);
— теория общей патологии изучает законы патологических процессов,
общих для всех болезней, на основе трех законов диалектики;
— теория общей патологии формирует позицию на базе частных наук (в рамках диалектики «общего и частного» и др).
Таким образом, теория общей патологии — это, действительно,
методологический синтез философии и медицины.
1.2. Теоретико – методологическое единство философского и медицинского познания
Теоретико – методологическое единство философского и медицинского познания весьма доказательно подтверждает развивающаяся теория общей патологии. Об
этом хорошо сказал общий патолог Д.С Саркисов: «Общая патология — учение о причинах болезней человека и основных закономерностях их возникновения и развития» [3.с.4]. Именно материалистическая диалектика в философии изучает
«причинность» любых влияний природы (I закон диалектики), включая и причины болезней. Основные закономерности их развития и эволюции изучаются II
законом диалектики, это же относится и к патогенезу болезней.
Позаимствовав у диалектики теорию закономерностей, общая патология,
пишет Д.С.Саркисов, позволяет увидеть «общие закономерности процессов жизнедеятельности в норме и при патологии» [Cар.с.20]. Д.С.Саркисов также подчеркивает научное значение связи философии и медицины, когда утверждает что общая патология (с диалектической матрицей в ее основе) дает прежде всего
«знание законов работы здорового и больного организма, т.е. не столько одних факторов, сколько принципов» [3. с. 20].
В любых вопросах живой материи все науки и медицина демонстрируют свое единство с философией. Научная мысль доказала, что в живой материи так много внутренних (,глубинных) слоев, что философы, обобщая научные данные,
стали говорить о видимом и невидимом мире, а медики столкнулись с этим видимым и невидимым многообразием в своей профессиональной врачебной деятельности. К этой позиции хорошо подходят слова нашего известного отечественного патолога С.М. Лукьянова (1895) о том, что «современная наука философична более, чем когда – либо» [3, с.24]. Находясь в этой тематике, Д.С.
Саркисов уточняет, что диалектико – материалистическая философия открыла принципиально новые, практически безграничные перспективы для плодотворного обобщения частных фактов и тем самым для развития настоящей
, т.е. строго естественнонаучной общей патологии» [3, с.24]
Логика философов и медиков идентична. И те и другие в основу любых процессов (нормальных и патологических) кладут законы их движения (развития,
изменения). В философской методологии познания диалектическая категория
«закон» является «узлом», в котором воедино связываются все механизмы движения живой материи в любом ее виде, форме и проявлении. Биоорганизм —
здоровый и больной — это одна из форм живой материи, природы. А в основе здоровых или больных процессов лежат законы — как наиболее общие,
универсальные (диалектические, общепатологические), так и частные (конкретно
– функциональные). Мы говорим об общеуниверсальных патологических законах,
которые по сути своей идентичны законам диалектики.
Историки общей патологии, находясь в рамках диалектического материализма, изначально смотрели на болезнь как на действие «общего закона»
независимо от причин заболевания и других показателей. Эти «общие законы»
изучает общая патология (вслед за философией). В этом контексте Д.С. Саркисов пишет: «Общая патология — это учение о наиболее общих закономерностях патологических процессов (сравним: философия — это учение о наиболее общих
«причинность» любых влияний природы (I закон диалектики), включая и причины болезней. Основные закономерности их развития и эволюции изучаются II
законом диалектики, это же относится и к патогенезу болезней.
Позаимствовав у диалектики теорию закономерностей, общая патология,
пишет Д.С.Саркисов, позволяет увидеть «общие закономерности процессов жизнедеятельности в норме и при патологии» [Cар.с.20]. Д.С.Саркисов также подчеркивает научное значение связи философии и медицины, когда утверждает что общая патология (с диалектической матрицей в ее основе) дает прежде всего
«знание законов работы здорового и больного организма, т.е. не столько одних факторов, сколько принципов» [3. с. 20].
В любых вопросах живой материи все науки и медицина демонстрируют свое единство с философией. Научная мысль доказала, что в живой материи так много внутренних (,глубинных) слоев, что философы, обобщая научные данные,
стали говорить о видимом и невидимом мире, а медики столкнулись с этим видимым и невидимым многообразием в своей профессиональной врачебной деятельности. К этой позиции хорошо подходят слова нашего известного отечественного патолога С.М. Лукьянова (1895) о том, что «современная наука философична более, чем когда – либо» [3, с.24]. Находясь в этой тематике, Д.С.
Саркисов уточняет, что диалектико – материалистическая философия открыла принципиально новые, практически безграничные перспективы для плодотворного обобщения частных фактов и тем самым для развития настоящей
, т.е. строго естественнонаучной общей патологии» [3, с.24]
Логика философов и медиков идентична. И те и другие в основу любых процессов (нормальных и патологических) кладут законы их движения (развития,
изменения). В философской методологии познания диалектическая категория
«закон» является «узлом», в котором воедино связываются все механизмы движения живой материи в любом ее виде, форме и проявлении. Биоорганизм —
здоровый и больной — это одна из форм живой материи, природы. А в основе здоровых или больных процессов лежат законы — как наиболее общие,
универсальные (диалектические, общепатологические), так и частные (конкретно
– функциональные). Мы говорим об общеуниверсальных патологических законах,
которые по сути своей идентичны законам диалектики.
Историки общей патологии, находясь в рамках диалектического материализма, изначально смотрели на болезнь как на действие «общего закона»
независимо от причин заболевания и других показателей. Эти «общие законы»
изучает общая патология (вслед за философией). В этом контексте Д.С. Саркисов пишет: «Общая патология — это учение о наиболее общих закономерностях патологических процессов (сравним: философия — это учение о наиболее общих
законах, закономерностях развития живой материи, о тех главных их чертах,
которые лежат в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины,
индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды, методов исследования [с 3. 11].
Общая патология как теория болезни изначально в свою теоретико –
методологическую структуру заложила диалектику — законы, связи, принципы,
парные категории, с позиции которых медики патологи изучали законы и закономерности болезни. патогенеза.
В.К. Линдеман (1910) утверждал, что «основной задачей общей патологии является изучение законов, управляющих патологическими процессами» [Сар. с.
11]. Еще раньше В.В. Подвысоцкий (1905) также считал, что общая патология должна видеть в любых патопроцессах прежде всего законы их движения. По его мнению «общая патология отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются в животном организме всевозможные уклонения от нормы; она создает таким образом ряд типов болезненных процессов и является действительно общей частью всего объема частной патологии; этим достаточно оправдывается ее название — общая патология» [3. с.11]. Но еще раньше С.
Самуэль (1879) считал, что общая патология должна изучать законы и связи любых явлений. Он писал, что «общая патология должна изучать законы расстройств организма. Задачу ее составляет знание законов, а не правил,
необходимой, а не частной только связи» [3, с.11]. А это уже однозначно теоретико
– методологическое единство философии и медицины.
Вопрос 2. «Система диалектического подхода в медико –
биологическом исследовании»
Во втором вопросе лекции мы также рассмотрим ряд аспектов: 1) теоретико –
методологическое значение законов диалектики в медицине; 2)
фундаментальные законы живой материи, по которым она формируется (закон противоречия), движется (закон развития), функционирует (закон эволюции), в приложении к медико – биологической тематике.
2.1. Теоретико – методологическое значение.
Диалектическая методология познания — это всеобщая (универсальная —
от слова «универсум») фундаментальная база научно – исследовательской деятельности всех конкретных наук — естественных и социально –
гуманитарных. Появление кибернетики с ее механизмом самоорганизации,
саморегуляции и самопроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико – материалистического метода в научном анализе объектов живой природы (включая биоорганизм).
которые лежат в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины,
индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды, методов исследования [с 3. 11].
Общая патология как теория болезни изначально в свою теоретико –
методологическую структуру заложила диалектику — законы, связи, принципы,
парные категории, с позиции которых медики патологи изучали законы и закономерности болезни. патогенеза.
В.К. Линдеман (1910) утверждал, что «основной задачей общей патологии является изучение законов, управляющих патологическими процессами» [Сар. с.
11]. Еще раньше В.В. Подвысоцкий (1905) также считал, что общая патология должна видеть в любых патопроцессах прежде всего законы их движения. По его мнению «общая патология отыскивает и устанавливает законы, по которым совершаются в животном организме всевозможные уклонения от нормы; она создает таким образом ряд типов болезненных процессов и является действительно общей частью всего объема частной патологии; этим достаточно оправдывается ее название — общая патология» [3. с.11]. Но еще раньше С.
Самуэль (1879) считал, что общая патология должна изучать законы и связи любых явлений. Он писал, что «общая патология должна изучать законы расстройств организма. Задачу ее составляет знание законов, а не правил,
необходимой, а не частной только связи» [3, с.11]. А это уже однозначно теоретико
– методологическое единство философии и медицины.
Вопрос 2. «Система диалектического подхода в медико –
биологическом исследовании»
Во втором вопросе лекции мы также рассмотрим ряд аспектов: 1) теоретико –
методологическое значение законов диалектики в медицине; 2)
фундаментальные законы живой материи, по которым она формируется (закон противоречия), движется (закон развития), функционирует (закон эволюции), в приложении к медико – биологической тематике.
2.1. Теоретико – методологическое значение.
Диалектическая методология познания — это всеобщая (универсальная —
от слова «универсум») фундаментальная база научно – исследовательской деятельности всех конкретных наук — естественных и социально –
гуманитарных. Появление кибернетики с ее механизмом самоорганизации,
саморегуляции и самопроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико – материалистического метода в научном анализе объектов живой природы (включая биоорганизм).
В лице кибернетики материалистическая диалектика пополнила свою концепцию развития тезисами «самовыдвижение», «саморазвитие»,
«саморегуляция», «самовоспроизводство», т.п. Все три закона диалектики расширили свою методологическую базу и фундаментальные векторы научного анализа во всех конкретных науках, в том числе и в медицине.
Все три закона диалектики имеют фундаментальное методологическое значение — всеобщей матрицы — как для всех наук и всех видов частнонаучного знания, так и медицинского познания — анализа патогенеза, этиологии и клинической картины болезни, физиологических состояний биоорганизма.
Диалектико — материалистический подход в медицинском исследовании является основой формирования клинического мышления врача и студентов, и аспирантов – медиков.
Так, миссия Первого закона — «Закона противоречия» (Закона единства и борьбы противоположностей») методологически раскрывать (вскрывать,
находить) процессов в природе, обществе, психике (мышлении, сознании). Теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (любых видов материи) возникает в результате взаимодействия двух противоположностей (в физике: материя – антиматерия; гравитация – антигравитация; в химии:
оксиданты – антиоксиданты, распад – синтез веществ; в биологии:
наследственность – среда, энтропия – негэнтропия, гуморальные – нервные явления и т.п.).
Поскольку вся живая природа функционирует и управляется одними и теми же фундаментальными (всеобщими, диалектическими) законами, то по этой же логической схеме болезнь (как живое, развивающееся явление биоорганизма)
возникает также в результате взаимодействия двух противоположностей —
повреждающего фактора и защитно — приспособительных сил организма. Более того, в случае врачебной деятельности врач должен знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов, состояние иммунитета и т. д.) Также необходимо учитывать и тот фактор, что лекарства тоже имеют противоположное действие
(терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом (возможны аллергии, индивидуальная непереносимость — еще одно противоречие между силой лекарства и непереносимостью его данным организмом). В медицине закон противоречия — это теоретико – методологическая схема антогонистической регуляции функций — важнейшем механизме поддержания гомеостаза всего биоорганизма.
Второй закон диалектики — это «Закон развития» («Закон перехода количественных изменений в качественные») — имеет дело уже с процессами развития (в любых сферах живой материи) в соответствии с рождением новообразования по первому закону диалектики.
В биоорганизме этот закон «работает» с развивающимися патологическими процессами , а диалектические категории «количество и качество» дифференцируют состояние биоорганизма, соответственно, на
«болезнь» и «здоровье», что указывает на различные его качества — «норму» и
«патологию».
В философской теории данного закона количественно – качественные изменения — это всегда результат взаимодействия «вещей и процессов», в которых количественные (накопление) изменения предшествуют качественным
(осложнение в биоорганизме). Студент – медик должен знать, что врач руководствуется этим диалектическим знанием для понимания степени и динамики развития патологического процесса с целью предупреждения самого момента перехода данного состояния в другое качество (то есть, предупреждения осложнения).
Необходимо также вспомнить и фармакологический аспект терапии
(философское количественно – качественное понятие «мера», в фармакологии
«доза»), где имеет место во врачебном мышлении феномен действия лекарственных препаратов и дозы, а также всевозможные их комбинации и схемы. Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающе, средние дозы — как снотворное, а большие дозы — наркотически. Это уже — переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно — качественного биохимического баланса(меры)
лекарства.
Второй закон диалектики — количественно – качественные преобразования в развитии биоорганизма — в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно – приспособительных реакций [3, с. 511].
В третьем законе диалектики — «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») — сконцентрирована центральная проблема диалектики — теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм эволюции начавшегося процесса развития.
Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития в конечном счете, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой – то мере совпадает с диалектическим методом в целом»
[1, с. 283].