ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На стадионе мы смотрели, как старшие играют в футбол, вечерами играли в волейбол, в «третий лишний» и «ручеек», катались на велосипедах. Все праздники поселка проходили на стадионе напротив здания клуба.
Праздники были яркими и веселыми: на весь поселок гремела музыка, было много ларьков со всякой выпечкой, сладостями и лимонадом. На временной сцене выступали артисты. А потом был футбол. Футбольная команда «Пычим» всегда выигрывала матч.
«День молодежи», «День рыбака» отмечали на песчаном полуострове, на берегу реки Вычегды. На этих праздниках тоже была торговля всякими сладостями, тоже было интересно и весело! Здесь гвоздем программы было соревнование, кто больше поймает рыбы. В соревновании по пляжному волейболу команда Пычима была на втором месте, первое выигрывали гости, т.к. гостеприимство, прежде всего. Праздники заканчивались большим концертом!
Прошло столько лет, но наш домик детства в поселке Пычим до сих пор стоит. Мне удалось побывать в поселке моего детства в 2008-м году, туда меня с сестрой Ниной возил ее сын Юра. Из большого поселка получился дачный пригород г. Сыктывкара. Река Вычегда изменила русло и стала совсем чужой. Наш любимый песчаный полуостров, где мы проводили все лето, исчез. Мы шли с сестрой по дороге чужого поселка и, кроме нашего домика детства и озера, где мы любили в детстве плавать на лодке, ничего не узнавали.
Фото нашего поселка детства, моего дома, где прошло детство с 1961 -1971 годы.
Но вернемся в прошлое. В 1961-м году я с большим букетом цветов, со старшей сестрой Ниной пошла в школу. Мне казалось, что я уже все знаю, на уроках хотелось рассказать больше, чем требовалось.
Я была отличницей с первого класса, очень активной девочкой, на переменках любила бегать, прыгать на скакалке. Девочки с завистью смотрели, как я долго прыгаю и мечтали, чтобы я скорее «пропала». Я была очень выносливой и смелой: на лыжах соревновалась с мальчиками по прыжкам с трамплина.
Мы делали трамплины из бочек: клали бочку на бок поперек лыжни с высокой горы, а потом ее закапывали снегом, делая, таким образом, обрыв лыжни. Мне так нравилось съезжать с горы на высокой скорости, въезжая на бочку подпрыгнуть, и лететь какое-то время высоко-высоко, а потом плавно приземлиться на лыжах, но иногда бывало и неудачное приземление. Неудачи меня не останавливали
, и я снова поднималась на горку и снова съезжала. У меня отсутствовало тогда чувство страха, почему-то была очень уверена в себе и добивалась успеха.
Мое фото в 9 лет в новом газовом шарфике. Фото на Доске почета школы в 4-м классе.
Зима у нас на Севере долгая, поэтому развлечений было много, мы их придумывали на ходу. Мы прыгали с крыш в сугробы и представляли себя парашютистами, в сугробах делали «подземные ходы», катались с ледяных горок на картонках и на ногах. Строили снежные крепости, а лунными вечерами играли в прятки между двумя командами, прячась по всему поселку. В командах были «разведчики» и «партизаны». По жребию одна команда прячется, другая ищет. Когда все из команды противника будут обнаружены, команды меняются ролями. Мы очень любили эту игру, она нас так объединяла и девочек, и мальчиков.
Фото снежных ходов и прогулки по насту.
Весна приносила свои радости и развлечения. Когда яркое весеннее солнце нагревало днем поверхность сугробов, а ночные заморозки скрепляли поверхность снега, появлялся наст. Мы бегали по насту и не проваливались, могли спокойно гулять, где хотели. Мы ходили по насту через речку за вербой, играли в догонялки в лесу.
Весеннее солнце быстро нагревало воздух, и снег таял. Веселые ручьи были для нас большими реками, и мы пускали кораблики. Было огромным счастьем, если у тебя были резиновые сапоги с высоким голенищем. Я была небольшого роста, и сапоги у меня всегда были с короткими голенищами, поэтому мой кораблик плавал только у берегов наших «рек» и «морей» из луж.
Мы строили плоты из досок и отважно плавали на них в глубоких лужах, пока плот не переворачивался, и мы мокрые бежали домой с надеждой, что родители еще на работе, и мы успеем высохнуть до их прихода.
Фото ледохода на реке Вычегде.
Ледоход на реке был для всех праздником! Некоторые семьями шли любоваться ледоходом. Зрелище было величественным: река становилась широкой, огромные глыбы льда наезжали друг на друга со скрипом и крошились. Чувствовалась такая сила и мощь течения! Река величественно уносила в прошлое все, что было связано с прошедшей зимой. Воздух был наполнен влагой и весенней свежестью.
Лето в детстве было всегда теплым и солнечным, пасмурные дни отсутствуют в памяти. Светлые северные ночи не давали нам детям, поверить, что день уже закончился, и мы часто возвращались домой очень поздно, за что были наказы ограничением в прогулках. Это было самым суровым наказанием для нас.
Большую часть времени летом мы проводили на реке. Река Вычегда была тогда полноводной, по ней плавали теплоходы, баржи и катера. По ней же сплавляли лес. Берега Вычегды песчаные, и мы весь день проводили на реке, где строили из песка целые города.
До полудня мы старались все сделать по дому, а потом весь оставшийся день до вечера пропадали на песчаном полуострове реки. Мы ловили мальков на запрудах, щурят в протоках, находили места с ключевой водой. Она была такой прозрачной и холодной.
Я так любила бежать вдоль берега реки босиком по воде в прозрачных брызгах в след проходившим теплоходам, катерам, баржам и махать рукой. Мне всегда приветливо отвечали гудком, проходившие судна.
Меня никогда не покидала музыка: я ее слышала в пении птиц, в шелесте листьев, в журчании ручейка. Утром я еще долго любила просыпаться до гимна Советского Союза, как и раньше, напевать эту мелодию, но уже по-другому. Потом я выходила на кухню, где хозяйничала мама, и долго стояла у печи, вглядываясь в пламя в приоткрытую дверцу печки, где весело потрескивали сухие дрова. Я очень любила все музыкальные передачи по радио, особенно любила передачу по разучиванию новых песен.
Тогда еще у нас не было телевизора в 60-е годы, и мы всей семье любили слушать передачу «Театр у микрофона», «концерт по заявкам радиослушателей». Мы всегда ужинали всей семьей, а после ужина устраивались рядом с отцом уютно на диване в комнате возле радио и слушали спектакли.
Мне очень нравились такие вечера: мы выключали свет, в комнате был полумрак, только свет от окна, и мы погружались в атмосферу спектакля. Воображение оживляло картину событий, которые развивались в радиопостановке. Было ощущение, что все происходит перед тобой и ты участник этих событий.
Однажды в радиопередаче «После полуночи» я услыхала такой обворожительный голос, который меня поразил своей проникновенностью и нежностью. Неизвестная певица на незнакомом мне языке пела таким необыкновенно легким высоким голосом песню «Танцующие Эвридики»! Меня поразил ее голос, но он исчез из эфира на несколько лет. Я долго пыталась узнать про певицу, которая пела эту песню, но я не могла найти информацию о ней.
Я тогда не знала ничего об Анне Герман, только позже узнала, что она в 1967-м году попала в автокатастрофу на гастролях в Италии и длительное время не выступала. Но ее голос так поразил меня, и я ждала, когда вновь услышу этот трогательный, нежный голос. Я услышала его на концерте в Ленинграде в 1973-м году! Эта встреча с Анной Герман была незабываемой! Моя мечта сбылась.
Фото Анны Герман.
Мой репертуар рос с каждым днем, И я росла вместе со своим репертуаром. У нас в семье, когда мне исполнилось 12 лет, появилась радиола и пластинки. Я слушала пластинки и пела вместе с исполнителями. Когда стала постарше, очень любила песни в исполнении колоратурного сопрано, это легкий высокий голос. Любила напевать романс Алябьева «Соловей», песню Сольвейг из оперы Грига «Пергюнт», любила напевать арии из оперетт. Мне так нравилось с легкостью доставать высокие нотки, порхать ими высоко-высоко!
Ровесники считали меня интересной, но странной, т.к. мне нравилось петь, писать стихи, лепить, рисовать природу, представляя себя скульптором или художницей, но это у меня не очень получалось. Меня тянуло к творчеству, а тогда не было кружков по интересам в поселковой школе. Пение было только на уроках пения. На уроках изучали нотную грамоту и пели в основном хором под мандолину, но мне все казалось, что ребята в хоре поют очень низко, а мандолина звучит очень высоко. Хотелось петь высоко и громко, но не под мандолину:
«А ну-ка песню нам пропой веселый ветер, веселый ветер, веселый ветер».
В клубе на каждый праздник школьники готовили концерты. Помню первая моя песня, исполненная на сцене в клубе, называлась «Тропинка школьная моя».
«Вьется белая тонкая нитка по ковру зеленых поле
Эта тропка от школьной калитки, каждый день я шагаю по ней!»
Всем очень понравилось мое пение. Это было еще в первом классе. Когда я стала постарше, мне поручали петь песни в монтажах из репертуара Людмилы Зыкиной и других известных певиц. Для меня, для ребенка, казалось, что слова в песне «Рязанская мадонна» «раздвигая грудью рожь», только для взрослых. В конце концов, я перестала участвовать в концертах, где мне предлагали петь то, что мне не нравилось. Я пела дома! Сестра все время просила меня петь не так громко, хотя сама тоже любила петь. Мы пели по-разному…
Училась я с большим интересом, но круг интересов у меня был шире, чем школьная программа, поэтому одноклассники удивлялись, откуда я все узнаю? Мне нравилось читать и слушать радио. В классе была старостой, потом председателем отряда.
Память у меня была великолепной, и мне учителя поручали проводить лекции на общешкольной линейке. Без текста по памяти читала лекции на общешкольных линейках после большой перемены или перед началом занятий на темы: «о вреде курения», «о правилах дорожного движения»¸ и даже, однажды, «о причинах появления глистов». Я потом все боялась, что меня мальчики будут обзывать «аскаридой». Странно, но этого не произошло!
Дикция была чистой, и меня в шестом классе определили диктором школьного радио. На большой перемене я бежала в учительскую, где был школьный радиоузел, быстро читала «про себя» все заметки из классов для передачи и начинала со слов: «Внимание, внимание, говорит школьный радиоузел»…Староста класса, комсорг и прочие ответственные общественные «должности» преследовали меня всю жизнь. Училась легко, была отличницей, и все пророчили мне блестящее будущее.
Фото школьное с классом.
Старшая сестра Эмма, когда я перешла в пятый класс, выписала для семьи 12 томов «Детской энциклопедии». Это событие стало для нас, детей, окном в огромный мир знаний. К нам приходили ребята посмотреть картинки в энциклопедиях, узнать что-то новое. Тогда не было Интернета и, даже, не у всех были телевизоры. Были только библиотеки, радио, где можно было узнать много интересного и дополнительного для самообразования.
Однажды зимой мы шли с подружками из школы. Вдруг странный грохот, похожий на взрыв, над головой заставил нас посмотреть на небо. В небе мы увидели огромный огненный шар, который быстро двигался по голубому небу, оставляя за собой след дыма. Он двигался очень быстро, а через некоторое время рассыпался на маленькие звездочки. Я побежала домой, чтобы узнать из энциклопедии, что я сейчас видела? Я быстро нашла текст и фотографию, которая отражала то, что мы увидели на небе - это был метеорит, который сгорел в атмосфере Земли. Потом мы долго с одноклассниками вспоминали и обсуждали это зрелище.
Подружки меня всегда просили рассказать что-то интересное. Я рассказывала спектакли, которые слушала по радио и все, что узнавала, читая энциклопедии и художественные книги, журналы и газеты в библиотеке. Я очень любила читать. Было странным, что мама всегда была недовольна моим увлечением книгами. Она считала, что я слишком много читаю.
Старшая сестра Эмма окончила техникум и уехала работать по распределению далеко в Усть-Выский район Республики Коми, где проработала всю жизнь в сельском хозяйстве управляющей, отказываясь от карьеры по партийной линии.
У нас в семье у детей были распределены обязанности: мне отводилась работа по дому. Зимой выбивала ковровые дорожки на снегу, расчищала во дворе тротуар, занесенный снегом, и прочие домашние дела лежали на мне. Сестра Нина с братом всегда обеспечивали семью водой. Они носили ее в ведрах на коромысле с реки для хозяйственных нужд и с водокачки, где была чистейшая артезианская вода. Я была небольшого роста и у меня на коромысле не получалось носить воду: ведра касались земли и вода выплескивалась из ведер. В тайне от всех я даже колола дрова, чтобы отцу меньше досталось работы по дому.