ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первую очередь мы нашли жилье. Это был отдельный садовый домик в поселке Стрельна, в пригороде Ленинграда, куда мы ездили на электричке с Балтийского вокзала. Хозяева оказались неплохими людьми, и мы жили на приемлемых для нас условиях. Наш домик стоял в саду, вокруг него росли яблоньки и вишни. Весной мне казалось, что мы живем в раю!
Когда встал вопрос, куда идти работать, Валя предложила собрать все газеты, где есть информация о трудоустройстве и выбрать, что нам подходит. Как-то в один прекрасный день, мы забрались с газетами в телефонную будку с большим количеством монеток из 2-х копеек и, читая объявления о работе, сразу звонили, узнавая условия работы.
Вдруг Валя прочитала объявление в газете «Вечерний Ленинград», что в техническое училище при заводе «Красный Выборжец» набирают дополнительно группы крановщиц и контролеров ОТК. Я как раз закончила читать повесть о девушке, которая работала на стройке крановщицей и мечтала стать певицей. Она так стремилась к своей мечте и в будущем стала известной вокалисткой.
Здесь, в тесной телефонной будке, осенью 1971 года я определила свою судьбу. Я сказала Вале: «Валя, я хочу быть крановщицей!» Валя решила стать контролером, ведь кто-то же должен был работать на земле в ОТК.
На другой день мы уже сдавали свои документы в ТУ-72 при заводе «Красный Выборжец», что на Свердловской набережной. Аттестат у меня пестрил пятерками и четверками, и меня сразу зачислили.
Учиться надо было через неделю, а неделю проходить практику на заводе. В первый же день практики на заводе я разочаровалась в своем выборе. Я представляла себя сидящей на высоком кране, на открытом воздухе! Я парю над всеми с грузом, который мне цепляет рабочий, все на меня смотрят, как на героиню.
В реальности оказалось совсем не так. Нашу группу девушек мастер Валентина Ивановна привела в старый тесный литейный цех, где было жарко, душно, много дыма, пыли и воздух был горячим. Там все работали в респираторах. На мой вопрос: почему, сказали, что это вредный цех, но за это дают бесплатное молоко.
Где-то в дыму под самым потолком двигались кабины крана, а в них молодые девушки весело кричали нам слова приветствия! Они огромными крюками зацепляли ковши с жидким металлом и медленно перевозили их туда, куда указывал стропальщик. Стропальщик помогал крановщице наклонить огромный ковш на край определенной формы, и жидкий металл медленно выливался в форму. Поднимался дым, и в цехе становилось еще жарче.
Нам разрешили подняться на краны. Меня определили к такой же юной девушке, как и я. Мне стало спокойнее на душе, что я не одна такая неудачница. Когда я из кабины крана посмотрела вниз, то поняла, что я никогда не смогу здесь работать, но девушка мне быстро все объяснила и показала, что к чему. К концу смены я могла уже сама вести кран к площадке в конце пролета цеха. Ощущение самостоятельности мне понравилось. Я согласилась, что временно можно и на мостовом кране поработать, я же мечтаю стать певицей, а не работать всю жизнь в жаре и в респираторе..!
Фото на доску почета. Мне 20 лет!
Учиться на крановщицу было легко, только предмет «Политэкономия» никак мне не давался на «отлично». Практика стала больше нравиться, чем теория, тем более, нам платили за практику. Я получила первую в жизни зарплату и сразу купила подарки для своих родных.
Сестра Нина поступила в Сыктывкаре в пединститут на физический факультет, ей всегда нравилась математика и физика. Мне тоже нравились эти предметы, но пение меня так увлекало, что не могла даже думать о других профессиях.
Мне нравилось, что я работаю, т.к. родителям будет легче учить Нину. Мама уже не работала, у них с отцом было большое хозяйство. Брат Витя служил в Армии, Эмма работала управляющей в отделении совхоза, и у нее уже была своя семья. Все складывалось, как нельзя, лучше.
-
Знакомство с вокальным пением
Когда мы с Валей переехали из пригорода Стрельна в общежитие завода, и период адаптации к новым условиям жизни завершился, я стала интересоваться: какие есть кружки, студии у нас в заводском Доме культуры?
Заводской Дом культуры размещался в старинном здании с колоннами. Я вошла туда, тихонько, затаив дыхание, как в храм искусства, осторожно, боясь стучать каблучками по гранитному полу фойе. Передо мной был огромный зал с колоннами, высокими окнами и с красивой широкой лестницей на второй этаж.
В то время известный актер Меркурьев открывал театральную студию при нашем заводском Доме культуры. Я пошла на пробы. После первого тура я сошла с дистанции, т.к. мне не нравилось делать то, что от меня требовали. Меня больше интересовали тексты, песни, чем движения, мимика и жесты.
Когда я узнала, что объявлен конкурс в вокальную группу «Девчата», я с радостью пошла на конкурс. Мне сразу понравилась руководитель группы. Это была очень интеллигентная преклонных лет дама, но она пела удивительно чистым высоким голосом. Ирина Леонидовна всех всегда хвалила и вежливо поправляла, если что-то не получалось у нас. Школа итальянского пения, которую она закончила очень давно, дала ей богатые знания по вокалу и технике исполнения.
Что было приятнее вдвойне, так это то, что ее бывший ученик Сергей Захаров стал известным баритоном того времени. Он иногда навещал своего педагога по вокалу, и мы, девочки, с радостью ждали его визита.
Когда Ирина Леонидовна прослушивала меня на конкурсе, она воскликнула: «Надюша, да у Вас редкий голос, колоратурное сопрано! Вам надо обязательно учиться!» На прослушивании я спела песню «Жаворонок» Глинки: «Между небом и землей песня раздается..». Я была счастлива! Наконец-то, моя жизнь наполнилась смыслом, и мечта стать певицей стала намного ближе, чем мне казалось ранее.
Мне нравилось работать, а в свободные вечера заниматься вокальным пением. Ирина Леонидовна занималась с нами индивидуально с каждой девушкой из вокальной группы «Девчата». Мне очень нравились индивидуальные занятия, т.к. Ирина Леонидовна всегда вселяла надежду на успех.
У меня не было опыта выступать на сцене. После отказа в детстве петь песни из репертуара Людмилы Зыкиной, я больше не выступала на сцене поселка. Мне перестали давать слова в монтажах, игнорировали мое желание петь свои песни.
Я с волнением ждала свое первое выступление в составе вокальной группы «Девчата» на сцене Дома культуры завода. Мне необходимо было преодолеть этот страх.
На занятиях по вокалу очень нравились распевы голоса, где можно было увеличить свой диапазон, легко парить до самых высоких ноток колоратурного сопрано, а потом стаккато опуститься до предела своего голосового диапазона. Обожала вокализы, где голосом на гласный звук «а-а-а» можно было выразить свои чувства и настроение! До сих пор с волнением слушаю «Голос с оркестром» Глиера. Так я познавала секреты вокального мастерства и с удовольствием посещала все занятия с Ириной Леонидовной. Для меня она стала и наставницей, и подругой.
На заводе мне нравилось работать, тем более меня перевели в цех № 3. Это был огромный, просторный цех, где стояли большие прокатные станы и много-много рулонов цветных металлов. В третьем цеху готовили металл для монетного двора Ленинграда. Мы, крановщицы, загружали рулонами с помощью оператора огромные прокатные станы, которые выравнивали рулоны металла и прокатывали листы под валом пресса до определенной толщины. Я с таким удовольствием работала на кране в три смены и не замечала усталости.
Опыт работы на мостовом кране пришел быстро, меня стали поощрять премиями, моя фотография висела на цеховой доске почета. В то время профессия рабочий была престижна, и я гордилась, что отношусь к рабочему классу страны. В цехе меня уважали и ставили в пример другим потому, что я всегда приходила на работу в чистой выглаженной рабочей одежде, у
меня всегда было хорошее настроение, и это всем нравилось.
Нас было трое: молодых интересных девчонок, ударниц труда, которые работали на кранах цеха. Мне казалось, что можно так всю жизнь работать на кране, а петь для души, но потом стать, как Сергей Захаров, профессиональной вокалисткой.
Однажды Ирина Леонидовна на занятии сказала, что наша вокальная группа «Девчата» будет участвовать в записи на радио песни «Журавли» в исполнении Сергея Захарова. Нам отводилась роль подголосков. Для нас это было таким приятным сюрпризом! Мы долго репетировали, и вот настал день записи. Все прошло замечательно! Возможно, где-то в архивах Ленинградского радио, лежит запись с песней «Журавли» в исполнении Сергея Захарова с голосами вокальной группы «Девчата» завода «Красный Выборжец» 1974 года.
« Мне кажется порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей,
Не в землю полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…»
Моя жизнь стала такой насыщенной и интересной! Валя, моя подруга ходила в туристическую секцию, и каждое воскресенье она с группой уезжала в походы на озера. Меня тоже иногда брала с собой в походы. Это время было таким интересным и познавательным для меня. Я набиралась жизненного опыта, приобретала интересных друзей, и меня очень устраивало общество, которое меня окружало.
Красота природы Ленинградской области, озера с песчаными берегами и островами Приозерского и Выборгского районов запомнились своей величавостью и прохладой, запахом сосны и ели. Песни под гитару у костра на озерах остались в памяти навсегда. Это было время моей юности, самая замечательная пора моей жизни!
Фото на набережной Невы .1974-ый год.
-
Прощание с мечтой
Я работала с 1971-1975 г. на ленинградском, известном на всю страну заводе «Красный Выборжец», что на Свердловской набережной, а жила в общежитии завода на проспекте Металлистов на Выборгской стороне. У меня на заводе не было подруг, увлеченных, как я вокальным пением, театром и желанием узнать как можно больше о Ленинграде. В основном, подруги по общежитию приехали в Ленинград устраивать свою личную жизнь. Они всегда спешили на свидания или на танцы. Мне это было не интересно, т.к. у меня был Славка и желание стать вокалисткой.
Моя близкая подруга Зиночка, дождавшись своего будущего мужа из Армии, вышла замуж, у них родился сын. Мы с ней до сих пор дружим, почти 50 лет! Это очень добрый, отзывчивый человек. У нее большая семья и уже взрослые внуки. Зина с мужем часто меня с сыном приглашают в гости, всегда искренне рады нам, нашим успехам. Зина с семьей всегда меня поддерживает и помогает, чем может.
В театры я ходила часто одна, иногда со своей новой соседкой по комнате, с Женей Чертовской. У Жени были длинные густые волнистые каштановые волосы, а сама она была вся в веснушках! Меня смешила ее «говорящая фамилия», т.к. ее характер был таким чертовски веселым! Благодаря общительной Женьке, мы знакомились с молодыми людьми, но я всегда предупреждала своего нового знакомого: «не больше, чем дружба!»
Фото Жени Ч, фот на набережной Невы.
Когда я шла в ночную смену, старалась до смены обязательно сходить в музей или в театр музыкальной комедии, чтобы запастись на всю ночь впечатлениями. Очень любила атмосферу театра Музыкальной комедии и его репертуар. Жанр оперетты мне нравился своей музыкальностью и быстротой смены событий, вокалисты пели и говорили, их чувства были настолько выразительны, что надолго оставались в памяти. Я всю ночь на работе напевала арии из оперетт, и смена проходила быстро.
Однажды я так выразительно напевала, что на меня обратил внимание электрик Саша, который недавно пришел из армии и устроился в наш цех работать. Сначала я не реагировала на его знаки внимания, а потом вдруг он пригласил меня в кино. Меня еще никто не приглашал из парней в кино, и я подумала, что это шутка. Но решила проверить…
Я пришла пораньше к кинотеатру «Гигант», куда пригласил меня Саша, но зашла в книжный магазин, где я часто покупала книги. Огромные окна магазина выходили на улицу, напротив кинотеатра. Мне было хорошо видно, кто подходил к кинотеатру.
Я стояла в магазине и видела, как Саша пришел и ждал меня до начала сеанса. Я так и не вышла из своего укрытия, а потом пошла домой радостная, что он очень долго ждал меня.
Фото Саши Тукалова
Так у меня появился друг на работе. Мы часто вместе проводили время на обеде, после работы он меня провожал до общежития. Я просвещала Сашу, рассказывая ему все, что знала. Он внимательно меня слушал и пытался обнять меня, но мне было непривычно и неловко перед прохожими.
Между нами была странная дружба: я хотела учиться, ходить в театры, на концерты, встречать восходы, любоваться разводными мостами, а Сашу это не интересовало. Я решила его перевоспитать. Я водила его в музеи, в Театр Музыкальной Комедии, но в музеях он торопил меня, а в театре дремал. Мне очень хотелось, чтобы он стал другим.
На работе девчонки говорили, что мне повезло, что Саша местный, ленинградец. Нас, приезжих, называли «лимитчицами». Тогда нужно было прожить 5 лет, чтобы получить постоянную прописку в Ленинграде или выйти замуж за ленинградца. Я не думала о замужестве. Мне хотелось учиться, и я ждала, когда же Славка вспомнит обо мне.