Файл: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования мурманской области институт развития образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
- классифицировать геометрические тела;
- выбирать способы конструирования, моделирования и макетирования;
- проектировать.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов с натуры;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять геометрические построения, развертки, чертежи плоских предметов;
- конструировать несложные геометрические орнаменты;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
- выполнять проектные работы.
Учащиеся получат представление:
- о практической значимости основ графики в жизни человека и возможности их применять на практике.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

27

применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве.
В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:

изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;

модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных


28 простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;

соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности.
В мотивационной сфере:

оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

применение различных технологий технического творчества в создании изделий материальной культуры;

моделирование художественного оформления объекта труда;

сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

29

создание художественного образа и воплощение его в продукте;

развитие пространственного художественного воображения;

развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;

понимание роли света в образовании формы и цвета;

решение художественного образа средствами фактуры материалов;

использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;

соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:

умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

способность к коллективному решению творческих задач;

способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

способность прийти на помощь товарищу;

способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными инструментами и приспособлениями;

достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

развитие глазомера;

развитие цвета, вкуса, глазомера.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;


30

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни.
Содержание программы «Черчение юных»
3 класс (34 ч)
1   2   3   4   5

Тема 1. Введение (1 ч).
История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости. Люди разных профессий о чертеже. Материалы, инструменты, приспособления.
Тема 2. Работа с чертежными инструментами (4 ч).
Карандаши, линейки, угольники. Типы линий. Способы построения линий различной толщины и назначения. Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Приемы построения параллельных линий с использованием угольника и линейки. Окружности разной толщины линий. Концентрические, лежащие на одной оси окружности. Построение различных углов с использованием угольников. Правила безопасной работы с инструментами.
Правила санитарии и гигиены. Режим работы.
Практическая работа: Как правильно заточить карандаш. Вычерчивание линий разной толщины. Приемы вычерчивания горизонтальных, вертикальных, наклонных линий с использованием угольника и линейки. Построение окружностей разной толщины, из одного центра, лежащих на одной оси.
Приемы построения углов с использованием разных угольников.
Тема 3. Геометрические построения (10 ч).
Деление в черчении. Деление отрезка на равные части. Деление окружности на равные части. Искусство создания геометрического орнамента.
Практическая работа: Сопряжение прямого, острого, тупого углов.
Построение квадрата, прямоугольника, треугольника. Деление окружности на
4, 8, 16 частей. Построение цветных витражей на основе деления окружности на 4, 8, 16 частей. Деление окружности на 3, 6, 12 частей. Построение узора для росписи тарелки с использованием деления окружности на 3, 6, 12 частей.
Деление окружности на 5, 7 частей.
Тема 4. Композиция, определяющие понятия, свойства (5 ч).
Баланс или гармония, выразительность.
Симметрия.
Модуль и пропорции. Повтор и ритм.

31
Практическая работа: Разработка линейного орнамента. Орнамент в круге. Построение рисунка геометрический орнамент.
Тема 5. Моделирование форм и предметов (8 ч).
Понятие о моделировании. Процесс моделирования на основе прямоугольника, треугольника, многоугольников, окружности.
Практическая работа: Разработка композиции «Сказочный город» с использованием цветных квадратов, прямоугольников, треугольников, окружностей, овалов и многоугольников.
Тема 6. Творческий проект. Презентация проекта (6 ч).
Что такое творческий проект? Как его выполнять? Для кого его выполнять? Что такое презентация проекта. И что необходимо иметь для выполнения проекта.
Практическая работа: Разработка проектного изделия. Разработка несложного коллективного проекта.
Темы проектов:
Разработка рисунка для оформления плоской тарелочки с использованием трафарета.
Разработка рисунка для витража в детской комнате с использованием трафарета.
Разработка рисунка для круглой салфетки в лоскутной технике.
Разработка рисунка для квадратного коврика в лоскутной технике.
Разработка рисунка для кухонных досок с использованием различных геометрических построений.
4 класс (34 ч)
Тема 1. Построение разверток геометрических тел (10 ч).
Построение развертки параллелепипеда, призм, куба, цилиндра, конуса, пирамид.
Практическая
работа:
Построение разверток.
Изготовление геометрических тел из картона (параллелепипеда, призм, куба, цилиндра, конуса, пирамид).
Тема 2. Моделирование на основе геометрических тел (10 ч).
Процесс моделирования роботов, сувениров, животных, композиций на основе геометрических тел.
Практическая работа: Изготовление из цветного картона и бумаги поделок из геометрических тел (робот, фигурки животных, композиции, сувениры).
Тема 3. Шрифты (8 ч).
Ознакомление с различными видами шрифтов. Начертания шрифта для оформления.


32
Практическая работа: Работа по выполнению шрифтов для оформления чертежа.
Тема 4. Творческий проект. Презентация проекта (6 ч).
Выбор темы проекта. Краткая формулировка задачи. Планирование работы. Пояснительная записка. Изготовление проектного изделия.
Практическая работа: Выбор темы проекта и формулировка задачи.
Составление плана работы. Изготовление проектного изделия. Пояснительная записка. Презентация проектного изделия.
Темы проектов:
Сувенир из геометрических тел.
Мышка на сыре.
Робот на луне.
Подарочная коробка.
Новогодняя композиция.
Мишка из геометрических тел.
Сказочный городок.
Тематическое планирование «Черчение юных». 3 класс (34 ч)

Название раздела, темы
Кол-во часов
Теория Практика
1
Введение
1 1
2
Работа с чертежными инструментами
4 1
3 3
Геометрические построения
10 2
8 4
Композиция, определяющие понятия, свойства
5 1
4 5
Моделирование форм и предметов
8 2
6 6
Творческий проект.
Презентация проекта
6 1
5
ВСЕГО:
34 8
26
Учебно-тематический план. 4 класс (34 ч)

Название раздела, темы
Кол-во часов
Теория Практика
1
Построение разверток геометрических тел
10 2
8 2
Моделирование на основе геометрических тел
10 2
8 3
Шрифты
8 1
7 4
Творческий проект.
Презентация проекта
6 1
5
ВСЕГО:
34 6
28

33
Календарно-тематическое планирование «Черчение юных». 3 класс

Наименование разделов и тем
Дата план факт.
Введение (1 ч)
1
Введение. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности. История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости
Работа с чертежными инструментами (4 ч)
2
Рациональные приемы работы с чертежными инструментами. Организация рабочего места
3
История возникновения карандаша, линейки, циркуля.
Их назначение и правила пользования. Графический диктант
4
Знакомство с линиями чертежа: горизонтальная, вертикальная, наклонная, сплошная, тонкая, штриховка
5
Построение вертикальных, горизонтальных и наклонных линий
Геометрические построения (10 ч)
6
Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольнике, круге, треугольнике, квадрате. Диктант по клеточкам
7
Понятие «Точка пересечения линий». Рисование по точкам.
Графический диктант «Черепаха»
8
Отрезок, деление отрезка на части с помощью линейки, циркуля; построение углов с помощью транспортира; окружность, радиус, диаметр
9
Построение квадрата, прямоугольника, треугольника
10
Деление окружности на 4, 8, 16 равных частей
11
Построение цветных витражей на основе деления окружности на 4, 8, 16 частей
12
Деление окружности на 3, 6, 12 частей
13
Построение узора для росписи тарелки с использованием деления окружности на 3, 6, 12 частей
14
Построение узора тарелки
15
Деление окружности на 5, 7 частей
Композиция, определяющие понятия, свойства (5 ч)
16
Разработка линейного орнамента
17
Орнамент в круге
18
Разработка рисунка для коврика
19
Рисунок для салфетки
20
Рисунок для салфетки
Моделирование форм и предметов (9 ч)
21
Процесс моделирования на основе прямоугольника, треугольника