Файл: Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на примере Большеглушицкого района Самарской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно отметить, что в наше время основными условиями для образования и совершенствования системы государственной поддержки аграрного сектора экономики являются: экологизация производства; высокий уровень монополизации в сферах обеспечения ресурсами и обслуживания АПК и в то же время низкий в самом сельском хозяйстве; многообразие природно-климатических условий, которые обязывают государство создавать системы защиты сельхозтоваропроизводителей, страхование; переменность в ценах и доходах; низкая инвестиционная привлекательность из-за специфики процесса воспроизводства; свои тонкости при создании социальной инфраструктуры на селе.

Многие авторы сводят систему государственной поддержки только к финансовой бюджетной поддержке. Но государственная поддержка может включать меры финансового оздоровления предприятий, реструктуризации их долгов и др. Защита внутреннего рынка от внешнего влияния также является важным рычагом поддержки отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, государственную поддержку аграрного сектора принято рассматривать как неотъемлемую часть государственного регулирования, которая представляет собой совокупность различных инструментов и форм экономического воздействия на развитие сельского хозяйства для достижения определенных целей [28].

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сельском хозяйстве. В законе также дается определение государственной аграрной политики как составной части государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, достижение полной занятости сельского населения и повышения уровня его жизни, рациональное использование земель [1].

Основными направлениями государственной аграрной политики являются:

  1. поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

  2. формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

  3. государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  4. защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

  5. развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

  6. устойчивое развитие сельских территорий;

  7. совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.


Для разработки указанных направлений государственная аграрная политика России должна основываться на следующих принципах:

  1. доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  2. доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;

  3. последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;

  4. участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Для развития каждого направления государственной аграрной политики с учетом перечисленных принципов разработаны отдельные программные документы:

  1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);

  2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерациина период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р)

  3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).

Для реализации аграрной политики могут применяться следующие меры:

  1. предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям;

  2. применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  3. осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

  4. регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

  5. информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

  6. антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

  7. участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

  8. другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям [9]:



  1. обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих её переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

  2. развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

  3. развитие племенного животноводства;

  4. развитие элитного семеноводства;

  5. обеспечение производства продукции животноводства;

  6. обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

  7. обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  8. обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

  9. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

  10. предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

  11. информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

В рамках реализации стратегии устойчивого развития АПК Российской Федерации важнейшее значение Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В программе определены основные цели [10]:

– устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни населения;

–повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

– сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Среди основных направлений особое внимание уделено государственной поддержке кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Установлено, что сельскохозяйственные товаропроизводители должны иметь равный доступ к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Однако меры поддержки данного направления на федеральном уровне ограничены субсидированием части затрат на уплату процентов в размере двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более их фактических затрат. При этом средства поддержки должны бать заранее зарезервированы в федеральном бюджете, и их выделение идет не напрямую производителям, а через бюджеты субъектов РФ.


Кроме представленных основных направлений поддержки за последние годы разработаны и реализуются отраслевые федеральные и региональные программы.

Таким образом эффективная работа сельского хозяйства возможна только при активной государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях. А создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности должны являться приоритетным направлением аграрной экономической политики государства.

Рассмотренные направления поддержки АПК способствуют тому, что сельские товаропроизводители получат гарантированный нормальный доход, решатся проблемы развития производства и повышения качества жизни сельского населения; переработчики смогут увеличивать и модернизировать свои предприятия; торговля будет обеспечена конкурентоспособными ценами продовольственных товаров, как на внутреннем, так и внешнем рынках.

1.2 Формы и способы государственной поддержки аграрного сектора экономики

Регулирующее воздействие государства на аграрный сектор экономики осуществляется по определенным направлениям, основываясь на административных и экономических методах. При этом существуют различные подходы к классификации направлений государственного регулирования данной отрасли.

Одной из форм государственной поддержки является субсидия. В российском законодательстве долгое время под субсидией понимались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях финансирования целевых расходов.

На сегодняшний день в Бюджетном кодексе не содержится определения субсидии как таковой, одновременно используются термины межбюджетная субсидия, субсидия юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, устанавливаются определенные условия предоставления субсидий, которые в дальнейшем подлежат детализации соответствующим правовым актом.

В отличие от субсидии внутренняя поддержка в широком смысле не обязательно и не всегда представляет собой финансовое содействие государства. Она может включать так же меры, влияющие косвенно на производственный процесс, в том числе, программу по социальному развитию села, содействию институциональным преобразованиям и не предполагающие прямое получение финансовых средств или льгот от государства. Кроме того отличительной формой является и возможность осуществление поддержки аграрного сектора через поддержку потребителей продукции.


Таким образом, применительно к аграрному сектору принято говорить именно о мерах внутренней поддержки, частью которых является субсидия в узком смысле - финансовое участие государства с целью сокращения издержек производителей.

Наиболее полно практикуемые в мире меры внутренней государственной поддержки агропромышленного комплекса - это меры прямого и косвенного государственного регулирования (табл. 1)

Таблица 1

Направления государственной поддержки сельского хозяйства

Прямого действия

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Субсидирование:

- процентной ставки по сезонным, краткосрочным, долгосрочным кредитам;

- лизингового процента по сельскохозяйственной технике и оборудованию;

- части затрат по страхованию

сельскохозяйственных культур.

- компенсация части стоимости минеральных удобрений и СХМ;

- субсидирование приобретения ГСМ.

Субсидии на:

- поддержку племенного животноводства, в т.ч. овцеводства;

- поддержку элитного семеноводства;

- закладку и уход за многолетними насаждениями;

- поддержку северного оленеводства;

- производство льна и

конопли.

Федеральные целевые программы:

- «Повышение плодородия почв»;

- «Социальное развитие села»;

- «Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий»;

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг.;

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг..

Поддержка аграрной науки.

Внесение бюджетных средств в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг»

Косвенного действия

• закупки сельхозпродукции и продовольствия для государственных нужд;

• регулирование продовольственного рынка посредством проведения закупочных и товарных инвестиций с зерном;

•защита экономических интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сфере АПК.