Файл: Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на примере Большеглушицкого района Самарской области).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору определены постановлением Правительства РФ [2]. В положении «О Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю» на нее возложены следующие функции: осуществление государственного контроля и надзора в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, охраны и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; защита населения от болезней, общих для человека и животных. Следует подчеркнуть особую важность государственного регулирования и осуществления контроля в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, обеспечения качества и безопасности производства продуктов питания.
Федеральное агентство лесного хозяйства, также входящее в систему Минсельхоза России, имеет определенные функции по руководству агропромышленным комплексом, в частности регулирует лесовосстановительные, лесоустроительные работы, добычу и переработку даров леса.
Федеральное агентство по рыболовству, напрямую подчиненное Правительству РФ, осуществляет следующие функции: выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания [3].
Значительную роль в регулировании отношений агропромышленного комплекса (помимо Минсельхоза России) играет Министерство экономического развития РФ и, в частности, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Оно контролирует использование государственного имущества, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, формирует уставной капитал, осуществляет иные действия от имени собственника, для которых они созданы, и проводимой ими деятельностью.
Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных [16].
На региональном уровне власти регулирование агропромышленного комплекса достаточно значимо и в каждом регионе данное направление активно поддерживается органами власти. Так полномочия органов государственной власти Самарской области в сфере государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса области очень обширны.
Законодательное Собрание Самарской области в сфере государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса принимает законы по вопросам государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса области; утверждает в составе расходов областного бюджета бюджетные ассигнования на финансирование государственной поддержки субъектов АПК области, объемы и ставки субсидий, размеры социальных выплат и осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции [30].
Губернатор области в сфере государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса области принимает решение об участии Самарской области в межрегиональных (зональных) и российских конкурсах, выставках, совещаниях и соревнованиях в агропромышленном комплексе.
Правительство области в сфере государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса области утверждает государственные программы и отраслевые программы в сфере государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса области; утверждает порядок и условия предоставления субъектам агропромышленного комплекса субсидий за счет средств областного бюджета[5].
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области разрабатывает и утверждает: формы документов для получения государственной поддержки и сроки их представления, формы типовых соглашений о предоставлении государственной поддержки, содержащих основные требования по соблюдению технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, обязательства субъекта агропромышленного комплекса области по предоставлению производственных, финансово-экономических и ценовых показателей своей деятельности и его согласие (за исключением государственных и муниципальных предприятий) на осуществление органом исполнительной власти области в сфере агропромышленного комплекса и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий [30].
Также данный орган утверждает порядок ведения реестра субъектов агропромышленного комплекса области, претендующих на получение государственной поддержки; порядок и условия проведения конкурсов, выставок, соревнований в агропромышленном комплексе, составы комиссий по проведению конкурсов, соревнований и выставок, порядок их работы, критерии определения победителей и распределения денежных выплат, призов для награждения (поощрения) победителей областных соревнований, конкурсов и выставок в агропромышленном комплексе; порядок создания и функционирования информационно-консультационной службы АПК (системы информационного обеспечения).
В компетенцию Министерства сельского хозяйства и продовольствия входит распределение и предоставление средств государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса области, проведение областных, межрегиональных (зональных) и российских конкурсов, выставок, совещаний и соревнований в агропромышленном комплексе, в том числе в племенном животноводстве, распределяет средства на их организацию, проведение и участие в данных мероприятиях, производит выплату победителям, участникам соревнований, конкурсов и выставок денежных выплат, выдачу призов, осуществляет закупку услуг по организации, проведению и участию в соревнованиях, выставках, конкурсах, совещаниях. заключает гражданско-правовые договоры, предметом которых является поставка товаров и выполнение работ и др. [30].
Рассматривая муниципальный уровень органов власти Большеглушицкого района Самарской области в сфере АПК, стоит сказать, что органы местного самоуправления имеют достаточно обширный круг полномочий. Так Глава муниципального района, Грибеник Александр Васильевич, принимает решение об участии Большеглушицкого района в областных конкурсах, выставках и соревнованиях в АПК, также осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции.
Основным органом, регулирующим и контролирующим АПК Большеглушицкого района, является МКУ «Управление сельского хозяйства м.р. Большеглушицкий». В его штате числятся руководитель управления, заместитель руководителя, главный агроном, главный зоотехник, главный инженер. Управление сельского хозяйства муниципального района занимается сбором и обработкой информации для пользователей о деятельности сельскохозяйственных производственных и перерабатывающих предприятиях района, а также предоставлением информационно-консультационных услуг для производителей (независимо от их форм собственности) сельскохозяйственной продукции на территории района [41].
2 АНАЛИЗ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БОЛЬШЕГЛУШИЦКОГО РАЙОНА
2.1 Анализ развития агропромышленного комплекса Большеглушицкого района
Муниципальный район Большеглушицкий Самарской области – один из крупнейших районов Самарской области. Он занимает около 5% площади Самарской области (2,534 тыс. км2) и на его территории проживает 0,6% всех жителей области (18,5 тыс. чел.). По плотности населения и по размеру территории район стоит на третьем и четвертом месте соответственно, среди 27 муниципальных районов Самарской области.
В состав района входят 8 сельских поселений, объединяющих 33 населенных пунктов. Районный центр – село Большая Глушица – один из крупнейших сельских населенных пунктов в Самарской области, численность населения составляет 9,6 тыс. человек. Конкурентным преимуществом района является его выгодное транспортно-географическое положение. Большеглушицкий район расположен на юге области в 110 км от города Самара и граничит на юге с Большечерниговским районом, на западе - с Пестравским районом, на севере – с Красноармейским, Волжским и Нефтегорским районами, на востоке – с Алексеевским районом и Оренбургской областью. Таким образом, Большеглушицкий район занимает срединное географическое положение в группе южных районов Самарской области.
Большеглушицкий район, являясь одним из крупнейших сельскохозяйственных районов региона, занимает 6,7% площади сельхозугодий (2 место по Самарской области после Большечерниговского района). На долю агропромышленного комплекса Большеглушицкого района приходится 4% валовой продукции сельского хозяйства, 6,2% товарного производства зерна, 5% подсолнечника, 6% поголовья крупного рогатого скота, 3,7% молока и 2,4% мяса от регионального показателя.
Основная часть сельскохозяйственных предприятий района специализируются на производстве растениеводческой продукции, занимаясь возделыванием зерновых и технических культур, выращиванием кормовых культур.
В районе функционирует 15 сельскохозяйственных предприятий и 96 крестьянско-фермерских хозяйств (далее - КФХ), в том числе 79 КФХ заняты растениеводством, 27 КФХ - животноводством. Сельскохозяйственные предприятия представлены 15 обществами с ограниченной ответственностью [40].
В настоящее время развитие АПК напрямую зависит от кадрового потенциала. Численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве по итогам 2019 года, составила 1387 человек, снизившись к уровню 2009 года на 42,5%. Существенно снизилась и доля занятых в сельском хозяйстве работников от численности, занятых в экономике с 27,5% в 2009 году до 19,8% в 2018 году.
Столь значительное сокращение численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, обусловлено:
- сокращением численности работников, занятых в традиционно наиболее трудоемких животноводческих отраслях (молочное и мясное скотоводство) ввиду снижения объемов производства;
- технической модернизацией производства и снижением численности занятых в растениеводстве в связи с ростом производительности используемой сельскохозяйственной техники сопровождающейся ростом производительности труда в целом;
- «старение» и «текучесть» кадров, нежелание молодежи работать на селе;
- отток кадров в другие отрасли и в города в связи с низкой привлекательностью сельскохозяйственного труда и др.
Рисунок 1. Занятые в сельском хозяйстве, чел.
Рисунок 2. Доля занятых в сельском хозяйстве, %
Названные факторы послужили формированию дефицита кадров в сельском хозяйстве м.р. Большеглушицкий и стали серьезным сдерживающим фактором в развитии производства.
В районе обрабатывается 186,4 тыс. га пашни, вся пашня введена в оборот. Посевная площадь под урожай 2018 года составляла 143,5га (77,5% от площади пашни) с ростом к уровню 2017 года на 1%.
Стоимость продукции сельского хозяйства имеет положительную динамику за все анализируемые годы (таблица 4).
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Хозяйства всех категорий | |||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе: | 2457,7 | 2665,1 | 3129,4 | 3980,1 | 2768 |
растениеводство | 1669,7 | 1675,4 | 2041,6 | 2908,6 | 2057,1 |
животноводство | 788 | 989,7 | 1087,8 | 1071,5 | 710,9 |
Сельскохозяйственные организации | |||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе: | 1334,0 | 1432,5 | 1712,4 | 2161,2 | 1584,5 |
растениеводство | 1188,7 | 1216,7 | 1522,4 | 1975,2 | 1375,2 |
животноводство | 145,3 | 215,8 | 190 | 186 | 209,3 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | |||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе: | 339,7 | 319,9 | 394,9 | 783,4 | 599,9 |
растениеводство | 297,3 | 260,3 | 327,8 | 702 | 501,1 |
животноводство | 52,4 | 59,6 | 67,1 | 81,4 | 98,8 |
Хозяйства населения | |||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе: | 784 | 912,7 | 1022,1 | 1035,5 | 583,6 |
растениеводство | 193,7 | 198,3 | 191,3 | 231,4 | 180,8 |
животноводство | 590,3 | 714,4 | 830,7 | 804,1 | 402,8 |