Файл: Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на примере Большеглушицкого района Самарской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государственную поддержку так же классифицируют по формам бюджетной и не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики.

К бюджетным формам поддержки относят:

  • предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней;

  • разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства.

К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.

Существует ошибочное представление о том, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства определяется размером суммы средств, выделяемой государством на сельское хозяйство, и что увеличение этой суммы приведет к улучшению положения в аграрном секторе.

В агропромышленной сфере необходимо обеспечить доступность и адресный характер мер государственной поддержки, расширение ее форм. Особое внимание следует уделять внедрение современных технологий, дальнейшему развитию кредитования на селе (табл. 2)

Таблица 2

Формы и методы государственного регулирования

Формы

Методы

Правовое обеспечение

1. Принятие недостающих законодательных актов.

2. Улучшение качества действующих законодательных актов.

3. Создание целостной системы не противоречащих друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых актов.

Финансовая поддержка устойчивости доходов товаропроизводителей

1. Квотирование производителей продукции и сбыта

2. Дотации и компенсации.

3. Гарантированная минимальная цена. Введение залоговых цен.

4. Льготное, научно обоснованное кредитование и налогообложение

5. Страхование.

6. Закупка продовольствия в федеральные и региональные фонды.

7. Поддержание устойчивого платежеспособного спроса населения.

8. Государственная гарантия кредитов.

Инфраструктурное обеспечение

1. Принятие обоснованных нормативных актов по созданию инфраструктуры, работающей в интересах повышения устойчивости функционирования АПК.

2. Создание маркетинговой системы обслуживания.

3. Создание системы оптовых и розничных рынков.

4. Создание системы товарных бирж, ярмарок, опционов и т.д.

5. Создание системы земельных, инвестиционных, кооперативных банков.

Материально-техническая поддержка

1. Отработка механизма лизинга.

2. Долевое финансирование при производстве качественно новой техники и внедрении ключевых технологий.

3. Льготное кредитование, налогообложение, ускоренная амортизация при производстве и использовании новой техники.

4. Поддержка кооперативов МТС в приобретении новой техники.

Поддержка во внешнеэкономической деятельности

1. Маркетинговое обслуживание для выхода на внешний рынок в качестве экспортеров, нахождение стратегических зарубежных инвесторов, импорта нового оборудования и т.д.

2. Обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, компенсационных сборов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

3. Создание благоприятного климата для иностранного инвестора в сфере производства, создание совместных предприятий.

4. Государственные гарантии для иностранных кредиторов при импорте передовой техники и технологии.

5. Демпинговая политика при экспорте конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров на международном рынке.

Научное обеспечение

1. Финансирование ключевых направлений науки по проблемам устойчивости АПК.

2. Финансирование затрат на воспроизводство научных кадров.

3. Финансирование затрат на разработку ключевых технологий и техники на инвестиционной основе, отвечающей мировым стандартам.

4. Оказание поддержки в формировании рынка нововведений путем стимулирования заказов на наукоемкую продукцию, организации технопарков, техно-инкубаторов и т.д.

5. Частное финансирование научно-методического консультирования.

Кадровое обеспечение АПК

1. Организация системы государственной подготовки и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных подразделений АПК путем финансирования уровня подготовки до необходимых стандартов.

2. Создание нормативно-правовой базы для функционирования частных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации АПК на уровне соответствующих мировых стандартов.



Россия в 2012 г. официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) [28]. В рамках данной организации существуют различные ограничения на поддержку сельскохозяйственного производства. Концепция внутренней поддержки аграрного сектора в рамках ВТО предполагает деление всех мер на несколько так называемых «корзин» в зависимости от степени искажающего влияния на торговлю: «зеленая корзина», «голубая корзина», «желтая корзина» (табл. 3)

Таблица 3

Классификация мер бюджетной поддержки ВТО

Меры «желтой корзины»

Меры «зеленой корзины»

Меры «голубой корзины»

- ценовая поддержка;

- сбытовые кредиты;

- выплаты из расчета численности сельскохозяйственных животных;

- выплаты из расчета численности сельскохозяйственных угодий;

- субсидии в отношении средств производства;

- отдельные программы субсидируемых кредитов.

- общие услуги (научные исследования; ветеринарные и фитосанитарные мероприятия; подготовка и повышение квалификации кадров; информационно-консультационное обслуживание; контроль за безопасностью продуктов питания; маркетинговые и сбытовые услуги; инфраструктурные услуги);

- содержание стратегических продовольственных запасов;

- внутренняя продовольственная помощь нуждающимся слоям населения;

- страхование урожая;

- поддержка дохода (не связана с производством);

- помощь при стихийных бедствиях;

- охрана окружающей среды;

- помощь производителям в неблагополучных регионах;

- содействие структурной перестройке путем возмещения раннего выхода производителя на пенсию, возмещение отказа от использования ресурсов, инвестиционной помощи.


- выплаты, основанные на фиксированных площадях и урожаях;

- выплаты, осуществляемые в отношении не более чем 85% от базового уровня производства;

- животноводческие выплаты осуществляемые на фиксированное поголовье скота.


Меры «желтой корзины» включают бюджетные трансферы, которые стимулируют производство и предлагают перераспределение средств от потребителей к производителям. По оценкам ВТО меры «желтой корзины» оказывают искажающее воздействие на торговлю и влияют на производство продукции АПК. Основное условие вступления России в ВТО – существенное ограничение мер «желтой корзины», которые, по их мнению, являются основным инструментом поддержки сельского хозяйства.



Меры «зеленой корзины» осуществляются посредством государственных программ, финансируемых за счет налогоплательщиков. По оценке ВТО такие программы не предполагают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой оказания ценовой поддержки производителям. На них ограничительные обязательства ВТО не распространяются.

Некоторые выплаты по программам ограничения производства также не попадают под ограничительные обязательства и относятся к мерам «голубой корзины». Эти меры являются формой компенсации утрачиваемых доходов производителей и не влияют на рост предложения продукции на международном аграрном рынке.

Вступление в данную организацию есть один большой плюс – она обязывает проводить более вразумительную и эффективную аграрную политику, принуждает достаточно жесткими средствами решать не следствия проблем, а их причины и контролировать главный показатель – доходность сельхозпроизводства. И перевес поддержки в сторону «зеленой корзины» – это путь развития российского сельского хозяйства и возможность дополнительного финансирования и привлечения инвестиций в его развитие.

Управление агропромышленным комплексом включает трехуровневую систему органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный (субъектов Федерации), муниципальный (органов местного самоуправления) уровни. Государственное управление отличается тем, что регулирование не предполагает прямое подчинение субъектов регулирования, скорее речь идет о создании условий, правил, норм поведения для достижения поставленных целей и задач.

Коренное отличие системы управления агропромышленным комплексом от аналогичной системы управления в СССР в том, что в настоящее время объектом регулирования выступают многочисленные и разнообразные собственники (их объединения) в основном негосударственной формы собственности. Переход от централизованного руководства агропромышленным комплексом на основе плановых заданий и директив к обеспечению равных прав и возможностей для всех участников отношений в этой сфере потребовал наиболее болезненной и существенной ломки всей системы управления сельским хозяйством, землепользованием, производством продуктов питания.

Сфера сельского хозяйства и шире – агропромышленного комплекса – оказалась одной из самых сложных для реформирования и принципиально важных в социально-экономическом плане. В настоящее время непосредственное государственное управление осуществляется в сфере государственного сектора агропромышленного комплекса, селекционной деятельности, элитного семеноводства, ветеринарии и племенного животноводства.


Система органов государственного управления в области агропромышленного комплекса в настоящее время включает органы общей компетенции (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ) и органы специальной компетенции (министерства, федеральные службы и федеральные агентства).

Учитывая межотраслевой и многопрофильный характер агропромышленного комплекса, важнейшую роль в организации управления АПК играет Правительство РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность[4], осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, осуществляет регулирование экономических процессов, вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Полномочия и система органов исполнительной власти на федеральном уровне, установленная Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 (в ред. от 31 декабря 2008 г. № 1883) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», позволяют сделать вывод, что к органам государственного управления агропромышленным комплексом можно отнести: Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Приведенный перечень государственных органов в сфере агропромышленного комплекса не является исчерпывающим. Многие другие федеральные и региональные органы могут издавать нормативные акты и проводить мероприятия, в той или иной мере оказывающие влияние на развитие агропромышленного комплекса. Например, в области образования и подготовки кадров – Министерство образования и науки РФ, Министерство финансов РФ – бюджет и финансирование целевых программ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ – санитарно-эпидемиологическое нормирование.


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации непосредственно отвечает за развитие агропромышленной сферы и является основным органом государственного управления, осуществляющим регулирование и контроль деятельности значительной части АПК. В современную систему органов управления агропромышленным комплексом входят: Министерство сельского хозяйства РФ и его территориальные органы, министерства сельского хозяйства субъектов Федерации, комитеты продовольствия Москвы и Санкт-Петербурга, районные управления (отделы) сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий [4]. В ведении Минсельхоза России находятся Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство лесного хозяйства. Среди полномочий Минсельхоза России необходимо выделить наиболее существенные для руководства агропромышленным комплексом такие, как реализация федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, организация проведения государственных закупочных и товарных интервенций.

В структуре Минсельхоза России для реализации перечисленных функций созданы несколько департаментов и других подразделений, непосредственно отвечающих за агропромышленный комплекс. Так Департамент земельной политики, имущественных отношений и государственной собственности курирует отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время отвод земель сельскохозяйственного назначения под иные нужды проводится только с разрешения Минсельхоза России. Департамент сельского развития и социальной политики отвечает за комплексное развитие сельских территорий. Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции ответствен за перерабатывающую отрасль. Департамент растениеводства, химизации и защиты растений – за качество растительной продукции.

Помимо внутренних структурных подразделений Минсельхоза России определенную роль в регулировании отношений агропромышленного комплекса играют государственные унитарные предприятия, среди них есть особо крупные, созданные постановлением Правительства Российской Федерации.