Файл: Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на примере Большеглушицкого района Самарской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наибольший объем средств направлялся из бюджета на расходы по обычным видам деятельности. В 2016 году бюджетные средства направлялись также на компенсацию убытков по чрезвычайным ситуациям. В 2014-2016 годах государство поддерживало развитие в районе растениеводства, тогда как в 2017-2018 годах акцент смещается на животноводство, что нашло отражение в отраслевой структуре господдержки (на животноводство приходилось средств в 2015 году – 7,4%, в 2018 году – 22,7%).

Правительство Российской Федерации и Самарской области большое

внимание уделяет развитию малых форм хозяйствования. Продолжается субсидирование личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств (ЛПХ и КФХ) на уплату части процентов по кредитам, полученным на срок до 8 лет. За 2018 год 33 ЛПХ получили 302 тыс. руб. и 11 КФХ – 388 тыс. руб.

М.р. Большеглушицкий занимает средние позиции по количеству победителей в грантах «Начинающий фермер» и «Семейные животноводческие фермы» (рисунок 4).

Государственную поддержку по программе «Поддержка начинающих

фермеров» в 2018 году получил 1 глава крестьянского (фермерского) хозяйства района на развитие коневодства (в 2015-2018 году – 7 – на развитие молочного скотоводства). По грантовой поддержке в размере до 10 млн. рублей на развитие семейной животноводческой фермы признан победителем 1 владелец семейной животноводческой фермы м.р. Большеглушицкий.



Рисунок 4. Количество победителей в областном конкурсе грантов на создание и развитие КФХ и семейных животноводческих ферм.

Таблица 13

Направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2018 году.

№ п/п

Наименование субсидии

Выплачено всего, тыс.руб.

В том числе

региональный бюджет

местный бюджет

1

Субсидии на оказание несвязанной поддержки в отрасли растениеводства

28591

28591

-

2

Субсидии на молочное скотоводство

8678

8678

-

3

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам до года в отрасли растениеводства

7060

7060

-

4

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам по малым формам хозяйствования

690

690

-

5

Стимулирующие субсидии на

производство продукции животноводства (мясо)

341

-

341

6

Субсидии на производство мяса КРС на

убой в живом весе

8106

8106

-

7

Субсидии на развитие племенного

животноводства

1773

1773

-

8

Субсидии по наращиванию маточного

поголовья овец

178

178

-

9

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам

15122

15122

-

10

Субсидии на приобретение техники

36532

36532

-

11

Субсидии на приобретение элитных семян

9804

9804

-

12

Субсидии на приобретение оборудования пресс-подборщики

970

-

970

13

Субсидии на возмещение части расходов на выращивание бахчевых и овощных культур на орошаемых площадях

320

-

320

14

Субсидии в части расходов на уплату

платежей по договорам аренды КРС

(Велес)

2090

2090

-

15

Субсидии на приобретение племенных

сельскохозяйственных животных в лизинг

3113

3113

-

16

Грант "Начинающий фермер" (1 КФХ)

1500

-

-




Всего по району

124868

123237

1631



М.р. Большеглушицкий в последние годы активизировал участие в реализации федеральных и региональных программ. За 2017 и 2018 годы сельхозтоваропроизводители получили поддержку из федерального, областного и местного бюджетов по различным направлениям в размере 180,4 млн. руб. и 124,8 млн. руб. соответственно (таблица 13). Таким образом, государственная помощь крайне необходима сельскохозяйственным товаропроизводителям, но эффективность ее использования зависит от большого количества внутренних и внешних факторов.

Эффективность бюджетных средств, выделяемых на поддержку АПК, определяется достижением поставленных задач. В м.р. Большеглушицкий формируется эффективное устойчивое агропромышленное производство, создаются условия для комплексного обустройства села и сельского развития, производится экологически чистое продовольствие, улучшается среда обитания.

Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований позволяет:

- проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств;

- определять приоритетные направления государственной поддержки;

- увязывать меры государственной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед государством [52].

Для достижения наибольшего эффекта при оценки уровня государственного регулирования, целесообразно применять различные показатели рентабельности: рентабельность сельского хозяйства в целом и его подотраслей, рентабельность отдельных видов продукции как без учета дотаций, так и с их учетом. Их использование при оценке уровня государственного регулирования основывается на том, что обеспечение минимального уровня рентабельности сельскохозяйственного производства является необходимым условием его поступательного развития.

Об уровне государственного регулирования сельскохозяйственного производства свидетельствует также состояние эквивалентности обмена между сельским хозяйством и отраслями промышленности, производящими и поставляющими селу средства производства, паритетности цен между ними:

- индексы роста цен на продукцию сельского хозяйства и цен на продукцию промышленности для села, их соотношение;

- количество основных видов сельскохозяйственной продукции, необходимое для приобретения основных видов материально-технических ресурсов, потребляемых сельским хозяйством.

Полноценный мониторинг государственного регулирования невозможен без учета средств, выделяемых напрямую в сельское хозяйство, а также средств и ресурсов, так или иначе направленных на поддержания его нормального функционирования. Все эти средства суммируются и затем сопоставляются с потерями сельского хозяйства на налоги, системы распределения доходов, ценообразование и так далее. Данный подход способен выделить показатели обобщающего характера, на основании которых можно более полно и эффективно оценивать как позитивные, так и негативные меры воздействия государства на сельское хозяйство. Обобщающие показатели, кроме всего прочего, способны показать уровень искажения сил и рычагов, в процессе функционирования государственного регулирования отрасли.



Для всестороннего учета региональных мер можно использовать следующие показатели:

- оценка доходности предприятия агропромышленного комплекса;

- количественная оценка степени регулирования аграрного сектора государством;

- оценка эффективности оказания помощи государством;

- оценка мер, направленных на достижение финансового благополучия, учитывая уровни экономического подъема и платежеспособности.

Показатели для оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства должны выводиться из логически обоснованных взаимосвязей и отражать уровень достижения поставленных целей государственного воздействия на сельское хозяйство. Как и все показатели эффективности, они обязательно должны базироваться на соотношении «эффект-затраты», быть пригодными для корректного сравнения между собой.

Показатели эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий отражают соотношение между затратами бюджетных средств, направленных на развитие предприятия, и полученными результатами от их применения. Достигнутые эффекты могут выражаться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

)

где

ВП – валовая продукция;

ТП – товарная продукция;

ЗВП – затраты на производство валовой продукции;

ЗТП – затраты на производство и реализацию товарной продукции;

ОП – объем поддержки.

Исходя из этого эффективность поддержки ЭП рассчитывается так:



На основе данных формул можно определить отдачу вложенных и имеющихся средств. При этом учитывается результативность использования средств как получателями, так и распорядителями бюджетной поддержки. Каждый вложенный рубль будет работать на ожидаемый результат, что повысит ответственность за нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств (таблица 14).
Таблица 14

Эффективность использования бюджетных средств на господдержку сельскохозяйственных предприятий м.р. Большеглушицкий.

Показатели, тыс. руб.

2014

2015

2016

2017

2018

Государственная поддержка на 1 га пашни, руб.

1946

1247

1430

1170

669

Выручка от реализации продукции на 1 га пашни,

руб.

10440

9550

8340

17770

10727

Получено на 1 руб. субсидий:
















выручки от реализации, руб.

5,4

7,6

5,8

15,2

16

чистой прибыли, руб.

2,1

2,0

2,2

6,0

2,0

Эффективность использования бюджетных средств

(отношение прироста товарной продукции за год к

вложенным средствам), руб./руб.

1,43

1,34

1,69

1,71

1,16



Государственная поддержка на 1 га пашни в 2018 году составила по м.р. Большеглушицкий 669 рублей, что меньше чем в 2014 году в 2,9 раза. При этом получено выручки от реализации продукции на 1 га пашни в 2018 году 10 727 рублей почти одинаково с уровнем 2014 года - 10440 рублей. На 1 рубль полученных субсидий в 2018 году реализовано продукции на 16 рублей, что больше, чем в 2014 году в 2,9 раза. Чистая прибыль в 2018 году в 2 раза превышала размер субсидий, что позволяет сделать вывод об эффективности использования средств господдержки сельского хозяйства района.

Оценивая эффективность субсидирования можно отметить, что динамика положительная, на каждый рубль вложенных средств получено в 2014 году 1,43 рубля прироста выручки от реализации продукции, а в 2017 году 1,71 рубля прироста это самое большое значение в анализируемом периоде.

Наиболее объективным показателем для оценки финансового состояния сельскохозяйственных организаций являются коэффициенты окупаемости затрат, которые рассчитываются как отношение выручки от реализации сельхозпродукции к затратам на основное производство. С.А. Шелковников выделяет фактический и реальный коэффициенты окупаемости затрат, которые могут рассчитываться с учетом государственной поддержки и без учета [53].

Сельскохозяйственные организации района только на 75% покрывают выручкой от реализации продукции свои затраты на основное производство. Фактический коэффициент окупаемости затрат без учета субсидий за 5 исследуемых лет вырос на 0,06. С учетом субсидий, выделяемых из всех бюджетов, окупаемость выросла на 10 процентных пунктов и составила 85%. Реальный коэффициент окупаемости затрат без учета и с учетом субсидий имеет довольно низкое значение: 56% и 66% соответственно (таблица 15).

Таблица 15

Динамика окупаемости затрат сельскохозяйственных предприятий

м.р. Большеглушицкий

Коэффициент

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2014 г.

Фактический коэффициент окупаемости затрат

0,68

0,75

0,77

0,71

0,75

0,06

Фактический коэффициент окупаемости затрат с учетом субсидий

0,86

0,85

0,87

0,83

0,85

-0,01

Реальный коэффициент окупаемости затрат

0,55

0,59

0,55

0,54

0,56

0,01

Реальный коэффициент окупаемости затрат с учетом субсидий

0,72

0,69

0,65

0,67

0,66

-0,06


Государственная поддержка оказывает значительное, но пока еще недостаточное влияние на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций.

3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ М.Р. БОЛЬШЕГЛУШИЦКИЙ

3.1. Иностранный опыт государственной поддержки

сельскохозяйственного производства

Одними из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и основными конкурентами на мировом рынке в настоящее время являются страны Европейского союза (11% мирового объема производства сельскохозяйственной продукции) и Соединенные Штаты Америки (10% мирового объема производства сельскохозяйственной продукции). Страны ЕС и США являются странами-участницами ВТО, поэтому господдержка сельского хозяйства в этих странах осуществляется в рамках «корзин», предлагаемых данной организацией.

В развитых странах Запада действенным механизмом проведения экономической и финансовой политики в сельском хозяйстве является государственное регулирование. Отличительная черта механизма государственного регулирования экономики отрасли – это большое разнообразие экономических и финансовых инструментов, которые применяются в зависимости от особенностей развития аграрного сектора, уровнем производительных сил, положение страны на мировом сельскохозяйственном рынке и другими факторами [45].

В странах Евросоюза господдержка сельского хозяйства осуществляется в рамках единой сельскохозяйственной политики (ЕСП), которая имеет несколько направлений:

- уравновешивание рынка;

- регулирование ценообразования для конечных потребителей;

- наращивание производственных мощностей в сельском хозяйстве;

- обеспечение поставок продовольствия без перерывов и задержек;

-обеспечение и сохранение достойного качества жизни производителей сельскохозяйственной продукции.

Для реализации указанных направлений правительство Евросоюза использует практически все меры государственного регулирования сельского хозяйства, разработанные в ВТО. Важную роль, в рамках мер «желтой корзины», играет ценовая политика, которая направлена на противодействие снижению рыночных цен ниже установленного минимума. Для достижения цели государство устанавливает целевые (ориентирные) цены, согласно которым и проводит закупки у производителей сельхозпродукции, тем самым, гарантируя определенный уровень дохода. Помимо ценовой политики в Евросоюзе осуществляется таможенное регулирование, которое имеет протекционистскую направленность. Таким образом, импортная продукция продаётся не ниже цен внутреннего рынка. Кроме того, из мер, представленных в «желтой корзине» широкое распространение получило льготное кредитование.