Файл: Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (на примере Большеглушицкого района Самарской области).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Выручка от реализации мяса скота и птицы значительно снизилась (почти на 20%). Убыток от реализации скота и птицы в живой массе увеличилась на 34%. Причина: себестоимость росла более быстрыми темпами и сдерживала рост рентабельности, которая в 2018 году находилась на уровне -31,4%.

Эффективность производства демонстрирует молочное животноводство. На рост выручки от реализации молока оказал положительное влияние ценовой фактор. На фоне опережающего роста цен реализации над ростом себестоимости уровень рентабельности в 2016-2017 годы увеличился до 21,7%.

По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год сельскохозяйственными предприятиями получено 1 492,9 млн. рублей выручки, что превышает уровень 2014 года на 35% (таблица 10).

Таблица 10

Эффективность сельскохозяйственного производства района

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Количество предприятий, участвовавших в своде

17

18

18

15

14

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции всего, тыс. руб.

1 105 847

1 122 388

996 807

2 121 541

1 492 982

в т.ч. растениеводство

986 715

963 404

857 312

1 912 225

1 345 266

животноводство

114 000

140 095

121 863

174 560

97 891

Себестоимость полная, тыс. руб.

773 808

837 271

590 503

1 233 002

1 294 402

в т.ч. растениеводство

624 163

638 579

451 117

1 017 202

1 103 592

животноводство

145 181

168 491

126 544

206 884

142 782

Прибыль всего, тыс. руб.

331 371

296 430

401 514

862 699

196 783

в т.ч. растениеводство

363 552

324 825

406 195

895 023

241 674

животноводство

-31 181

-28 395

-4 681

-32 324

-44 891

Рентабельность всего сельскохозяйственного производства, %

57,1

36,7

66,3

68,5

14,9

в т.ч. растениеводство

58,1

50,9

90

88

21,9

животноводство

-21,5

5 -16,9

-3,7

-15,6

-31,4



За 2018 год по району получено 196,8 млн. рублей прибыли при уровне

рентабельности 14,9%, а в 2014 году 331,4 млн. руб. при уровне рентабельности 48,2%.

Фактором, сдерживающим рост рентабельности, стал опережающий темп роста себестоимости сельскохозяйственной продукции и снижение цен реализации на зерно.

Убыток от реализации животноводческой продукции составил в 2018 году 44,9 млн. рублей при уровне убыточности -31,4%.

Рост рентабельности сельскохозяйственного производства района в 2014-2017 годах стимулировал предприятия к инвестированию в собственный капитал. Это положительно характеризует экономику АПК района и в дальнейшем способствует снижению производственной себестоимости.

Таким образом, анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий района, производящих и реализующих сельскохозяйственную продукцию, стабильно действующих на территории м.р. Большеглушицкий, показал, что в их развитии наметился устойчивый рост. Вместе с тем, необходимо глубоко анализировать условия и особенности функционирования успешно развивающихся предприятий для того, чтобы своевременно оказывать поддержку этим предприятиям и определить направления и точки роста экономики предприятий-аутсайдеров.

Несмотря на положительную динамику большинства производственных показателей, остаются нерешенными следующие проблемы в сфере АПК Большеглушицкого района:

- всё возрастающая проблема обеспеченности кадрами, как массовых профессий, так и специалистов;

- высокие риски ведения сельского хозяйства, обусловленные природно-климатическими условиями (зона рискованного земледелия);

- высокая стоимость основных составляющих себестоимости сельскохозяйственной продукции - горюче-смазочных материалов, электроэнергии, удобрений, семенного материала и молодняка;

- проблемы сбыта продукции для малых форм хозяйствования (КФХ и

ЛПХ), необходимость развития потребительской кооперации и создания специализированных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции района;

- недостаточная инвестиционная привлекательность сельского хозяйства, вызванная длительными сроками окупаемости и высокими рисками вложений в этот сектор экономики.


2.2. Система государственной поддержки сельского хозяйства

м.р. Большеглушицкий

Система государственного регулирования сельского хозяйства в области представлена совокупностью следующих элементов:

1. Система налогообложения;

2. Система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая:

- государственную поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства;

- государственную поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства;

- выделение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

- финансирование обновления основных фондов (предоставление в лизинг техники, рабочего и продуктивного скота и т.д.);

- мероприятия по финансовому оздоровлению;

3. Выполнение запланированных показателей и целевых индикаторов долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2014-2020» а также региональных целевых программ «Развитие сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Самарской области» на 2013 – 2020 годы, «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года»

4. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях присоединения к ВТО;

5. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

6. Субсидии на возмещение убытков по чрезвычайным ситуациям (субсидирование сельскохозяйственного страхования);

7. Система государственных закупок;

8. Система поддержки малого предпринимательства на селе.

9. Оказание содействия в реализации инвестиционных проектов в области мясного скотоводства, свиноводства, птицеводства, растениеводства и переработки сельхозпродукции на территории Самарской области;

10. Продолжение работы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, уменьшению числа убыточных предприятий и организаций, повышению заработной платы работникам агропромышленного комплекса и ликвидации просроченной задолженности по ней.


Государственная поддержка предприятий АПК является существенным

источником средств для сельхозтоваропроизводителей. В целях финансового

оздоровления деятельности сельскохозяйственных организаций выделялись денежные средства из областного и федерального бюджетов на поддержку элитного семеноводства, на возмещение затрат на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования, на несвязанную поддержку, на возмещение затрат, связанных с удорожанием кормов, приобретение племенного скота и др.

С целью увеличения посевных площадей и ввода в оборот неиспользуемой пашни, сохранения зернового клина, стимулирования повышения качества семенного материала и поддержания плодородия земель с 2013 года установлена выплата субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям. Сумма выплат данных субсидий сельхозтоваропроизводителям района в 2018 году превысила 28,6 млн. рублей.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей м.р. Большеглушицкий каждый год осуществляется своевременно, в структуре источников финансирования произошли изменения – возросла доля средств полученных из областного бюджета (таблица 11).

Таблица 11

Государственная поддержка сельхозтовапроизводителей

м.р. Большеглушицкий

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

Тыс.

руб.

%

Тыс.

руб.

%

Тыс.

руб.

%

Тыс.

руб.

%

Тыс.

руб.

%

Получено бюджетных средств, всего

258270




178916




224880




180453




124 868




В том числе:































Из федерального бюджета

102001

39,5

88834

49,7

151177

67,2

121710

67,4

-

-

Из бюджета субъекта РФ

149486

57,9

79702

44,5

68423

30,4

54441

30,2

123 237

98,7

Из местных бюджетов

6783

2,6

10380

5,8

5279

2,4

4302

2,4

1 631

1,3



К 2018 году размер государственной поддержки уменьшился в 2 раза, причем в большей степени из федерального бюджета. Из местного бюджета на поддержку сельского хозяйства м.р. Большеглушицкий в 2018 году выделено 1,631 млн.руб.

В рамках госпрограммы развития АПК средства выделяются, как на покрытие расходов по обычным видам деятельности, так и на капитальные вложения (таблица 12).

Таблица 12

Направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей

м.р. Большеглушицкий

Показатели, тыс. руб.

2014

2015

2016

2017

2018

Получено из бюджета на:

расходы по обычным видам деятельности, всего

181858

146569

140299

139578

78912

В том числе:
















на растениеводство

138968

110383

129495

118152

60179

на животноводство

26973

10892

10804

16426

17948

на прочие цели

15917

25294

-

5000

785

Капитальные вложения во внеоборотные активы, всего

24318

-

-

-

14261

Компенсация убытков по чрезвычайным ситуациям

-

-

30576

-

-