Файл: Для достижения этой цели поставлены следующие задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б. Меры предотвращения потерь.
Меры по предупреждению и снижению товарных потерь делятся на:
-
организационные; -
технологические; -
информационные. [37]
А) Организационные меры направлены на выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения. Они могут носить профилактический или текущий характер.
Профилактические меры связаны с приемочным контролем качества, что уже на первой стадии закладки товаров на хранение позволяет прогнозировать их сохраняемость, возможные сроки хранения независимо от того, существуют или отсутствуют на конкретные товары сроки годности.
К организационным текущим мерам относятся меры по обеспечению своевременной поставки товаров в установленные сроки, морального и материального стимулирования работников за сокращение потерь, а также действующий порядок их учета и списания, формы ответственности за сохраняемость товаров.
Б) Технологические меры – меры по учету факторов внутренней среды и регулированию факторов внешней среды, позволяющие предупредить или снизить товарные потери.
Внутренние факторы обусловлены химическим составом и структурой потребительских товаров.
Все вещества химического состава по влиянию на потери можно разделить на две группы:
-
вещества, увеличивающие потери; -
вещества, уменьшающие потери.
Из первой группы веществ максимальное влияние на качественные потери оказывают вода и летучие вещества. При их испарении или улетучивании теряется масса продукта. Кроме того, ухудшается качество товара, вплоть до потери доброкачественности или функционального назначения.
Для предотвращения потерь воды и ароматических веществ применяют герметичные упаковки (консервы, парфюмерные товары и др.). Для замедления усушки товаров в негерметичной упаковке рекомендуется хранение при пониженных температурах и повышенной относительной влажности воздуха. Повышенная влажность достигается при хранении товара в полимерных упаковках, ограничивающих воздухообмен. При этом испаряющаяся влага частично остается в упаковке, за счет чего образовывается микроклимат с повышенной влажностью. Следует иметь в виду, что не все товары можно хранить в полиэтиленовых упаковках, т.к. высокая влажность может провоцировать микробиологическую порчу за счет плесневения и заражения[22].
На величину качественных потерь могут влиять и структурные изменения веществ, гидролиз белков, крахмала и др., которые вызывают изменения органолептических свойств (размягчение квашеных овощей, черствение хлеба и т. п.), а иногда и потерей безопасности (глубокий гидролиз белков до аминов и амидов, некоторые из которых ядовиты).
К веществам, уменьшающим потери относятся вещества, обладающие водоудерживающей способностью (белки, крахмал, пектины и др.) или бактерицидными свойствами (полифенолы, органические кислоты, жирные масла и др.). Последние предупреждают микробиологическую порчу товаров и уменьшают потери их качества.
Немаловажное значение для размера потерь имеет и структура (строение) потребительских товаров. Так, многие процессы, вызывающие естественную убыль, обусловлены именно структурой товара (распыл – товаров с мелкоизмельченной структурой, розлив – жидких и вязких и т. п.).
Предреализационные потери целиком определяются структурой товара. Поскольку ценность отдельных его частей неравнозначна, малоценные или непригодные для использования по назначению части товара удаляют.
Структура товаров, их механические свойства значительно влияют на раскрошку товаров при резке, рубке и других операциях, связанных с делением целого на части:
Внешние фактор - это совокупность воздействий внешней среды, а также средств защиты от нее, влияющих на размеры потерь. Это условия, сроки хранения (или транспортирования), упаковка и операции предреализационной товарной обработки. Эти внешние факторы, сохраняющие количественные и качественные характеристики товаров, оказывают наиболее значительное влияние на размер потерь в организациях торговли и общественного питания.
На товарной стадии внутренние факторы могут лишь учитываться, т.к. формируются на предтоварных стадиях технологического цикла товародвижения. Внешние факторы (или факторы внешней среды) в процессе транспортирования, хранения и товарной обработки регулируются[6].
В) Информационные меры – меры по обеспечению рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требованиях, устанавливаемых нормативными и технологическими документами, которые позволяют предупредить или снизить товарные потери.
К нормативным документам, регламентирующим нормы и правила хранения, относятся стандарты на продукцию, на методы хранения, а также СанПиНы и нормы естественной убыли.
Технологические документы представлены инструкциями по хранению товаров определенных ассортиментных групп, а также инструкциями по порядку списания норм естественной убыли. Кроме того, условия и сроки транспортирования устанавливаются в Правилах перевозки грузов или кодексах соответствующих транспортных органов. Информационным носителем является также специальная товароведная и технологическая литература по вопросам хранения.
Немаловажную роль в информационном обеспечении рабочего персонала предприятия играют профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации[9].
Следовательно, меры по предупреждению или снижению потерь должны носить комплексный характер, что обусловлено сложностью и важностью проблемы товарных потерь, которая имеет актуальное народнохозяйственное значение.
Поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются. До поступления в торговый зал продукты подготавливаются к продаже (освобождаются от тары, бумажной обертки, увязочных материалов, зачищаются загрязненной поверхности, заветренные срезы, верхний пожелтевший слой у жиров, колбасные изделия и сыры сычужные протираются тканью). При этом, естественно, образуются отходы, подлежащие списанию.
Ряд товаров возможно приходовать за минусом отходов по установленным нормам (птица без упаковки, колбасные изделия без веревок). В этом случае, сумму отходов рассчитывают на документах на поступление товара и списывают за счет дополнительной скидки поставщика или за счёт торговой организации (в зависимости от условий, определяемых в договоре). Вместе с тем, некоторые отходы (кости и т.д.) реализуются по установленным торговым ценам. Кроме того, ряд отходов сдаётся в переработку (зачистки жиров и т.д.) специальным организациям, которые оплачивают их по договорным ценам. Зачистки и крошка списываются на основании накладных, но которым они сдаются в переработку. Предприятия могут уменьшать сумму поступивших товаров на величину нормируемых потерь (при наличии утвержденных норм) с отнесением отходов на счет поставщика или за свой счет. При этом часть потерь может быть возмещена при реализации отходов[10].
Таблица 3 Методика учета потерь при подготовке товаров к продаже
Содержание факторов хозяйственной жизни | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | |
Оприходованы товары, поступившие от поставщика: на покупную стоимость товаров без НДС за вычетом отходов; | 41.2 | 60 |
на сумму НДС | 19.3 | 60 |
Отражены потери при подготовке товаров к продаже (на сумму с НДС) | 94 | 60 |
Списаны потери в пределах норм (на сумму без НДС): | | |
На увеличение расходов на продажу | 44 | 94 |
На увеличение себестоимости приобретения товаров | 41.2 | 94 |
Списан НДС, относящийся к возмещенным потерям | 91.2 | 94 |
В магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и с открытой выкладкой кроме потерь при хранении и реализации товаров вследствие естественной убыли имеются потери по причине неоплаты товаров некоторыми покупателями.
При определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания и с открытой выкладкой, и суммы нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров, списываемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации, применяются рекомендуемые нормы или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации.
Рекомендуемые нормы потерь в связи с «забывчивостью» покупателей утверждены как для продовольственных, так и для непродовольственных магазинов. При этом в продовольственных магазинах рекомендуемые нормы устанавливаются в зависимости от торговой площади и специализации магазина, а непродовольственных в зависимости от специализации и объема месячного фактического товарооборота (без стоимости реализованных крупногабаритных товаров), пересчитанного в минимальные заработные платы.
Если в магазине самообслуживания отдельные товары продаются через прилавок с предварительной оплатой или же покупатели не имеют к ним свободного доступа, списание потерь по обороту этих товаров не производится.[14]
ТП=(ТО*Н) /100% (1)
где ТП – товарные потери,
ТО – товарооборот за текущий период,
Н – норма естественной убыли.
Сумма потерь в связи с «забывчивостью» покупателей, подлежащих списанию, определяется путем умножения объема фактического товарооборота магазина самообслуживания и торгующего с открыткой выкладкой товаров за межинвентаризационный период (без стоимости крупногабаритных товаров) не зависимо от форм расчета с покупателями (реализация за наличный расчет или с отсрочкой платежа) на рекомендуемую норму или утвержденную собственником торговой организации.
Рекомендуемые нормы списания потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров применяются при условии составления материально ответственным лицом отдельного товарного отчета по данному структурному подразделению.
В тех магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой варов, в которых продается несколько групп товаров и при этом материальная ответственность за них не разделена, фактический размер потерь товаров рассчитывается исходя их удельного веса товарооборота каждой группы товаров и установленного размера потерь.
Помимо этого списание фактических потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей производится в пределах рекомендуемых норм или утвержденных собственником торговой организации только в случае, если сумма выявленной в результате инвентаризации недостачи товаров превышает сумму естественной убыли и нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров, которые списываются на издержки обращения согласно установленным нормам. В случае если сумма фактической недостачи превышает сумму товарных потерь, подлежащих списанию за счет средств организации согласно рекомендуемым (установленным) нормам, то разница списывается за счет материально ответственных лиц[9].
В таблице 4 представлена методика списания фактических потерь товаров в магазине самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров.
Таблица 4 Методика списания фактических потерь товаров в магазине самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров
Содержание фактов хозяйственных операций | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
Отражение факта недостачи товаров по розничным ценам | 94 | 41 2 |
Сторнировочная запись на сумму торговой надбавки, относящейся к списанным товарам | 94 | 42 2 |
Сторнировочная запись на сумму НДС, относящегося к списанным товарам | 94 | 42 3 |
Сторнировочная запись на сумму налога с продаж, относящегося к списанным товарам | 94 | 42 4 |
Отражение задолженности материально ответственного лица за недостачу товаров по его вине | 73 | 94 |
Отражение суммы НДС за недостающие товары по вине материально ответственного лица | 73 | 68 |
На разницу между суммой, подлежащей взысканию, и суммой по учетным ценам (при применении повышающих коэффициентов) | 73 | 98 |
2 Учет и анализ товарных потерь торговой организации ООО «ТС Аникс» магазин «Идиллия»