Файл: Понятие военного положения и правовые основы деятельности органов внутренних дел 4.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 781

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В тоже время представляется невозможным сохранение регулярных процедур реализации прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайных обстоятельств, поскольку в этом случае приоритетным направлением деятельности государства является обеспечение реализации наиболее значимых конституционных ценностей, закрепленных в 1 и 2 главе Конституции РФ. Этим, по сути, обосновывается необходимость применения чрезвычайных мер. В целях наглядной дифференциации приведенных выше режимов нами была разработана соответствующая таблица (см. рис. 1).



Рис. 1.1 − Дифференциация особых правовых режимов

Процедурные вопросы реализации нерегулярных порядков осуществления публичной власти закреплены соответственно в Конституции и в конституционных законах. Инициирование военного положения как одного из нерегулярных порядков осуществления публичной власти предоставлено Президенту РФ. Реализация этой инициативы осуществляется в правовой форме Указа Президента РФ.

Следующим субъектом, участвующим в процедуре введения указанного порядка осуществления публичной власти, является Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения соответствующего Указа Президента России должен принять решение большинством голосов в форме постановления. В случае, если большинство сенаторов Российской Федерации не проголосуют за введение военного положения, то режим военного положения утрачивает свою юридическую силу на следующий день после принятия соответствующего решения Советом Федерации.7

Законодательно установлено, что согласно принципам и нормам международного права, которые признаются всеми, к актам агрессии против Российской Федерации вне зависимости от того была ли объявлена война признаются:

− вооруженное вмешательство или нападение вооруженных сил зарубежного государства на территорию Российской Федерации, любой военный захват территории Российской Федерации, представляющий собой результат вооруженного вмешательства или нападения или любое другое присоединение территории Российской Федерации или части ее территорией путем использования вооруженной силы;

− бомбардировка вооруженными силами другого государства территорий Российской Федерации или использование ими какого-либо оружия против Российской Федерации;


− осада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами другого государства или групп государств;

− нападение вооруженных сил на Вооруженные силы Российской Федерации или иные войска, вне зависимости от того, где на этот момент они располагаются;

− позволение использовать свою территорию иностранным государством другим государством для дальнейшего совершения агрессии против Российской Федерации;

− отправление иностранным государством или их группой или от имени иностранного государства банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые вооружены и используют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, которые равноценны тем актам агрессии, которые приведены выше.

Процедура введения чрезвычайного положения аналогична процедуре введения военного положения. Анализируя конституционные положения и положения соответствующего конституционного закона о военном положении, может возникнуть вопрос о соотношении части 5 статьи 29 Конституции РФ и ч. 15 ст. 7 в контексте возможности создания органов цензуры при наличии императивного конституционного предписания о запрете цензуры.

В целом системное толкование статей 17, 18, 23, 29, 55 Конституции РФ позволяет заключить, что ограничение прав и свобод допускается в случаях, когда это необходимо для обеспечения прав и законных интересов других лиц, в целях обеспечения обороны и безопасности государства.8 Таким образом, в дальнейшем, с целью устранения существующей коллизии, в случае продолжения процесса конституционного реформирования предлагаем дополнить часть 5 статьи 29 Конституции РФ и изложить ее в следующей формулировке: «Цензура запрещается за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения целостности конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства».

В части совершенствования законодательства о чрезвычайном положении предлагаем разграничить правовое регулирование вопросов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации в рамках двух обособленных нормативных правовых актов, а именно Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и Федерального конституционного закона «О чрезвычайных ситуациях».

В настоящее время реализуемая в законодательстве концепция чрезвычайного положения предполагает единое регулирование в одном нормативном правовом акте и социальных конфликтов, и природно-техногенных катастроф, что с одной стороны создает аксиологическую неопределенность в реализации отдельных полномочий органов публичной власти, а с другой стороны практические трудности в части принятия наиболее соответствующих сложившейся ситуации, мер оперативного реагирования.



В связи с угрозой пандемии COVID-19 и возникшей необходимостью оперативного конституционного реагирования органов публичной власти на индивидуально развивающуюся ситуацию в каждом субъекте РФ, а также наличием объективных сложностей в понимании между населением и властью относительно целесообразности и законности тех или иных ограничений прав и свобод граждан в целях предотвращения и пресечения распространения коронавирусной инфекции предлагаем разработать и принять Федеральный закон «О режиме повышенной готовности», в котором определить понятие и концепцию режима повышенной готовности, сформулировать и разграничить полномочия органов публичной власти всех уровней, закрепить основные индикаторы угроз, виды угроз, требующие введения режима повышенной готовности, а также прозрачные основания введения и отмены режима повышенной готовности.

В целях устранения существующей терминологической неопределенности в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»9 предлагается изложить дефиниции катастрофы, стихийного бедствия и аварии. Указанные понятия используются в законе, однако их содержание не раскрывается.

Целесообразно сформулировать данные понятия в статье 1 вышеуказанного закона. Понятия эпидемия, эпизоотия и эпифитотия в настоящее время изложены только в соответствующих подзаконных актах.

Представляется необходимым придать данным понятиям законодательную форму в целях как повышения прозрачности самого правового регулирования, так и обеспечения позитивного восприятия правореализационной деятельности органов публичной власти в данной сфере населением.

Концепция определения чрезвычайных обстоятельств также представляется недостаточно проработанной в части обеспечения единообразия в толковании нормативных правовых актов и правореализационной деятельности.

Правовед А.Н. Мещеряков также отмечает необходимость превентивного (заблаговременного) разрешения указанных правовых проблем до появления чрезвычайных обстоятельств.

Таким образом, в заключении отметим, что существующие конституционно-правовые механизмы, регулирующие нерегулярный порядок осуществления публичной власти (то есть порядок введения военного, чрезвычайного положения и режима повышенной готовности), нуждаются в системной доработке в целях своевременного устранения вышеуказанных правовых пробелов и коллизий.


На основании вышеизложенного в первой главе необходимо сделать следующие выводы: служба в органах внутренних дел носит профессиональный характер, в связи с этим к сотрудникам, претендующим на замещение соответствующих должностей предъявляются определенные требования к уровню их профессионального образования.

Режим военного положения в России является специальным административно-правовым режимом, который вводится на основании указа Главы государства лишь при внешней агрессии или ее угрозе и сопровождается ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина и возложением дополнительных обязанностей на государственные органы, организации и граждан, что отличает его от иных специальных административно-правовых режимов.



Глава 2. Направления деятельности органов внутренних дел в условиях военного положения




2.1. Отдельные направления трансформации полномочий органов внутренних дел в условиях военного положения



В условиях режима военного положения основные силы и средства органов внутренних дел должны быть сосредоточены в следующих секторах:

– поддержание особого режима въезда и выезда из Российской Федерации, а также ограничения на обращение через ее территорию;

– защита важных государственных структур, структур, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирования транспорта, связи и связи, энергетических структур, а также структур, представляющих большую опасность для жизни людей, здоровья и окружающей среды;

– пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

– поддержание общественного порядка и обеспечение общественной безопасности10;

– участие в спасении и эвакуации населения, аварийно-спасательных и других неотложных работах, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

– выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач в состоянии военного положения в соответствии с федеральным законом;

– организация взаимодействия с воинскими частями, другими воинскими частями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Каждая из этих областей включает в себя целый ряд мер безопасности, которые дополняют как существующие полномочия управлений внутренних дел в целом, так и полиции в частности, и которые могут принципиально поставить новые задачи, которые в первую очередь требуют надлежащего административного и правового регулирования. Эти нерешенные области включают следующее. Осуществить ряд мер по предотвращению пребывания граждан на улице или в любом другом общественном месте в любое время (комендантский час). Это направление предполагает реализацию мер по обеспечению общественного порядка и безопасности на улицах и в других общественных местах в городах и других населенных пунктах.11

По нашему мнению, используя средства массовой информации, необходимо информировать общественность о запрете гражданам находиться на улицах и в общественных местах ночью. Учитывая опыт установления административной ответственности в некоторых субъектах Российской Федерации, под «ночной» обычно понимается временной интервал, который длится с 23 до 7 часов утра.