Файл: Понятие военного положения и правовые основы деятельности органов внутренних дел 4.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 788
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие военного положения и правовые основы деятельности органов внутренних дел
1.1. Правовое положение сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации
1.2. Военное положение в Российской Федерации: понятие, основание и порядок введения
Глава 2. Направления деятельности органов внутренних дел в условиях военного положения
2.2. Реализация сотрудниками органов внутренних дел мер, применяемых в период действия военного положения
В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» в целях создания условий, способствующих репрессиям или предотвращению агрессии против Российской Федерации, вводится режим военного положения, который включает экономические, политические, административные, военные и другие меры.13 Эти меры затрагивают права и свободы граждан, деятельность юридических лиц, их реализация является обязательной для всех граждан и всех организаций, независимо от собственника.
Военное положение обеспечивается государственными органами и военными административными органами в соответствии с полномочиями, предоставленными им Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О военном положении», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации путем применения мер. предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции участвуют в обеспечении военного положения и чрезвычайного положения при проживании на территории Российской Федерации или на их отдельных территориях.
Для обеспечения режима военного положения в соответствии с положениями приказа МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, которые проходят службу в следственных подразделениях, штабе, тылу, отделе кадров и не являются сотрудниками полиции.
С введением военного положения сотрудники органов внутренних дел осуществляют следующие мероприятия. Первой мерой является усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, защита военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, связи и связи, энергетических объектов, а также объекты, представляющие повышенную опасность для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды.
В соответствии с решением органа оперативного управления, который обеспечивает руководство по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации, при введении режима военного положения количество дежурных подразделений в системе объединенного развертывания может быть увеличено.
В то же время их маршруты патрулирования могут находиться вблизи объектов, подлежащих обязательной защите со стороны ФСБИС подразделений ведомственной безопасности России, военных объектов защиты, важных государственных и специальных структур, транспортных средств и жизнеобеспечения. В служебных подразделениях департамента полиции могут быть сформированы дополнительные группы задержания и мобильные резервы для немедленного реагирования на сообщения о новых преступлениях.14
Данная функция реализуется на основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», где сотрудникам полиции вменена обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок и, согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 данного Федерального закона, патрулировать населенные пункты и общественные места.
Второй мерой является временное переселение жителей в безопасные районы, где эти жители должны быть обеспечены жильем или временным жильем. В период, когда граждане покидают свое постоянное место жительства в безопасном месте, сотрудники полиции обеспечивают охрану общественного порядка в местах погрузки граждан в транспортные средства и места, где они временно проживают.
Эта функция реализуется на основании п. 5. ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», где сотрудники полиции несут ответственность за обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, парках, автомагистралях, железнодорожных станциях, аэропортах, морских портах и речных портах и другие общественные места. Для этого могут быть сформированы функциональные группы: патрулирование и охрана общественного порядка.
Третья мера - гарантировать специальный режим въезда на территорию, на которой было введено военное положение, выхода из него и ограничения свободы передвижения через него. В пределах границ региона, где было введено военное положение, на въезде и выезде предусмотрены контрольно-пропускные пункты для организованного прохода людей, проезда транспортных средств, личного досмотра и обысков имущества, товаров и транспортных средств, ограничения на пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства.
Данная функция реализуется на основании п. 5. ч. 1. ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», где сотрудникам полиции вменена обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок и согласно п. 6. ч. 1. ст. 13 данного Федерального закона, они имеют право оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в т. ч. стационарные. Эти задачи могут быть назначены функциональным группам контрольных точек. Эта группа состоит из следующих подгрупп: проверка граждан, проверка транспортных средств и безопасность. Четвертая мера - запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетов, а также других публичных мероприятий.
Данная функция реализуется на основании п. 5. ч. 1. ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому сотрудники полиции имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий. При необходимости полиция доставляет граждан в отделение полиции для судебного преследования.
В отношении граждан, совершающих правонарушения, силами межведомственной группы (функциональные группы: оцепление, блокировка, захват, использование специальных средств, наблюдение, управление движением, контрольно-пропускной пункт, патруль, пункт граждане, контролирующие при МВД России и Федеральной службе внутренних дел России), могут проводить специальные операции по захвату активных участников правонарушений. Пятая мера - ограничение и контроль транспортных средств.15
Для защиты места преступления проводят следственные мероприятия, оперативно-розыскные мероприятия, дежурные сотрудники в единой системе распределения, следственные и оперативные группы ограничивают передвижение граждан и транспортных средств на местах преступлений (административные правонарушения). В подобных ситуациях сотрудники ДПС регулируют движение, запрещают въезд транспортных средств на специальные мероприятия, ищут транспортные средства, для которых существуют оперативные ориентиры.
Данная функция реализуется на основании п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», где указано, что сотрудники полиции имеют право временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Также эта функция реализуется в соответствии со ст. 16. Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому полиция имеет право ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов, при необходимости обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок, проводить следственные мероприятия, оперативно-розыскные мероприятия, охранять место преступления (административное правонарушение).
Шестая мера состоит в том, чтобы запретить гражданам на улицах и в других общественных местах в определенное время суток и обеспечить федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и военным правоохранительным органам при необходимости проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, личный досмотр, розыск вещей,
жилья и транспортных средств, а также по причинам, установленным федеральным законом, задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток.
Данная функция реализуется на основании п. 29 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», согласно которому сотрудники полиции обязаны участвовать в условиях военного и чрезвычайного положения в момент их въезда на территорию Российской Федерации или на их соответствующие территории. Эта мера будет использоваться сотрудниками полиции для выполнения задач в области патрульных офицеров, дорожно-патрульной службы в единой системе развертывания и на маршрутах патрулирования в сотрудничестве с частными подразделениями безопасности ФСВНГ.
Сотрудники полиции следственной группы рассматривают документы свидетелей (свидетелей) преступлений (правонарушений) в ходе первоначального расследования и обыска. Функциональными группами патрулирования и резервом в ходе выполнения задач в соответствии с предназначением осуществляется проверка документов (удостоверяющих их личность) у физических лиц.
Данная функция реализуется на основании п. 2. ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», при этом сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если есть основания подозревать, что они совершили преступление или считают, что их разыскивают.
В целях решения вопроса о задержании гражданина, установления личности гражданина (если имеются основания полагать, что он находится в розыске), а также установления причастности гражданина к совершенному преступлению (или к его подготовке) в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники дежурных нарядов патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы в системе единой дислокации, функциональных групп (патрулирования, резерва, конвоирования) доставляют (препровождают) в ОВД.
В целях выявления лиц, причастных к совершению преступлений (организации преступлений), выявления у граждан незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ сотрудники полиции осуществляют досмотр граждан
, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств.
Данная функция реализуется согласно п. 16 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», где сотрудникам полиции предоставляется право проводить личный досмотр граждан, обыск их вещей, а также обыск их транспортных средств, если есть доказательства того, что эти граждане несут оружие, боеприпасы, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства или радиоактивные вещества, наложить арест на указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.
Седьмая мера - запрет на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, установление специального режима для обращения лекарств и наркотиков, содержащих наркотические и другие сильнодействующие вещества, алкоголь.16 В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, оружие, боеприпасы, взрывчатые и токсичные вещества изымаются гражданами, а военное и учебное оборудование и радиоактивные вещества изымаются организациями вместе с оружием, боеприпасы, взрывчатые и токсичные вещества. Эта мера будет реализована путем проверки сотрудниками полиции объектов, которые продают вышеупомянутые предметы в отношении применения ограничения или запрета.
В соответствии с п. 40 и 41 ст. 11 Положения о МВД России (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699) органы внутренних дел осуществляют выдачу разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах и организует выдачу в установленном порядке предписаний, заключений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. Реализация этих мер полицией в большинстве случаев происходит в тесном сотрудничестве с ФСВНГ России, а в некоторых случаях при их непосредственном участии.
На основании вышеизложенного во второй главе необходимо сделать следующий вывод: меры, применяемые в период военного положения, реализуются подразделениями милиции в системе единого развертывания, в том числе неминистерскими силами безопасности ФСВНГ России, мобильными резервами и функциональными группами, созданными в этот период из МВД России, и сотрудниками ФСВНГ России.