Файл: Понятие военного положения и правовые основы деятельности органов внутренних дел 4.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 780

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление



с.

Введение 2

Глава 1. Понятие военного положения и правовые основы деятельности органов внутренних дел 4

1.1. Правовое положение сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации 4

1.2. Военное положение в Российской Федерации: понятие, основание и порядок введения 7

Глава 2. Направления деятельности органов внутренних дел в условиях военного положения 14

2.1. Отдельные направления трансформации полномочий органов внутренних дел в условиях военного положения 14

2.2. Реализация сотрудниками органов внутренних дел мер, применяемых в период действия военного положения 21

Заключение 29

Список использованных источников и литературы 31


Введение



Особые правовые режимы устанавливаются на территории Российской Федерации посредством введения норм чрезвычайного законодательства как реакции государства на конкретный вид угрозы. Необходимым элементом особого правового режима является определенное ограничение прав и свобод граждан. Становится очевидным, что осуществление публичного управления в условиях чрезвычайных обстоятельств сталкивается с рядом трудностей, что предопределяет необходимость осуществления решительных и продуманных, а в отдельных обстоятельствах и жестких мер в рамках применения правовых инструментов, закрепленных в нормах чрезвычайного законодательства.

В связи с обострением внешнеполитической обстановки в мире, распространением локальных военных и внутриполитических конфликтов на приграничных с Российской Федерацией территориях, ухудшением эпидемиологической обстановки в связи с распространением коронавируса COVID-19 актуальным становится всестороннее изучение нормативной правовой базы военного и чрезвычайного положения с целью выработки рекомендаций по оптимизации существующего механизма разграничения полномочий между органами власти в случае реализации нерегулярных порядков осуществления публичной власти.

Объект исследования: органы внутренних дел.

Предмет исследования: ОВД в условиях военного времени.

Цель исследования – проанализировать действия ОВД в условиях военного времени.

Задачи исследования:

– рассмотреть правовое положение сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации;


– проанализировать военное положение в российской федерации: понятие, основание и порядок введения;

– выделить отдельные направления трансформации полномочий органов внутренних дел в условиях военного положения;

– проанализировать реализацию сотрудниками органов внутренних дел мер, применяемых в период действия военного положения.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний по исследуемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Понятие военного положения и правовые основы деятельности органов внутренних дел




1.1. Правовое положение сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации



Органы внутренних дел – это государственные органы исполнительной власти, возглавляемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, на которые законодательством возложены функции по обеспечению в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, включая защиту их жизни и здоровья; по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

Анализируя правовой статус сотрудников полиции необходимо выделить права и обязанности. Стоит взять во внимание, что правовой статус сотрудников органов внутренних имеет свойство изменяться, связанно это с тем, что наше законодательство дополняется и изменяется с течением времени.

В части 1 статьи 45 Конституции РФ1, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Чтобы данная гарантия имела реальную применимость, был создан механизм охраны, частью которого являются органы внутренних дел. Данные органы осуществляют функцию по охране прав и свобод, так как они осуществляют непосредственное государственное управление внутренними делами. Правовой статус сотрудников ОВД закреплен в главе 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ

2, согласно п. 1 ст. 10 сотрудником ОВД считается гражданин, взявший на себя обязательства прохождению федеральной государственной службы в ОВД, служба проходит в разных должностях, а также в установленном Законом порядке присваиваются специальные звания.

Подойдя к правам и обязанности сотрудников ОВД их можно условно разделить на два блока:

1. общие - для всех сотрудников органов внутренних, независимо от занимаемой ими должности (содержаться в Конституции, ФЗ «О службе в ОВД РФ», ФЗ «О Полиции» и иных нормативно правовых актах)3;

2. специальные или должностные, определенные характером осуществляемых должностных полномочий (сдержаться в УПК РФ4, КоАП РФ5, ведомственных приказах и других).

Основные обязанности сотрудников ОВД - предоставление государственных услуг населению. Например, сотрудники ГИБДД выдают водительские удостоверения, принимают экзамены для выдачи водительских прав. Перед полицией стоит две особо важные задачи, которые заключаются в поддержании правопорядка и обеспечении соблюдения законов государства.

Служащие ОВД, которые закреплены на определенной территории, осуществляют свою деятельность в пределах определенного региона. За пределами региона служащие могут выполнять свою работу в порядке, установленном федеральным законом РФ. Каждому сотруднику полиции предоставляется служебная форма, которая выделяет его на фоне других граждан, а также служебное удостоверение со значком и личным номером. При поступлении на службу у всех сотрудников берется отпечаток пальца.

У служащего полиции есть право на проведение служебной проверки на основе заявления. Сотрудники ОВД служат на контрактной основе, вместо привычного трудового договора, вступившего в силу со дня, указанного в приказе руководителем структурного подразделения о назначении на должность.

Имеется два вида контракта: бессрочный и на определенный срок. В органах внутренних дел имеется стажировка, которая проводится сроком от двух до шести месяцев. Цель проведения испытания – проверка уровня подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел. На период испытания гражданин назначается в качестве стажера на соответствующую должность в органах внутренних дел без специального звания. Полиция следит за соблюдением прав граждан.


Если действия сотрудника при совершении правосудия ограничивают права граждан, данные действия должны быть прекращены при достижении цели. При исполнении своих обязанностей сотрудник полиции не имеет право совершать действия, которые унижают человеческое достоинство. Он должен действовать исключительно в рамках своих должностных инструкций и в соответствии с законодательством. Бывают ситуации, когда сотрудник полиции самостоятельно должен выбрать вид принуждения по отношению к нарушителю.

Такие ситуации возникают, когда нет в законе точного регламента по действиям сотрудника. Сотрудником полиции не может быть человек с судимостью, недееспособный, ограниченный в дееспособности, тяжелобольной. Весь список лиц, неподходящих для работы в ОВД, включен в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудником органов внутренних дел не может быть гражданин другого государства.

Подойдя к выводу, хочется отметить, что сотрудники полиции являются опорой государства и общества, поэтому требования к кандидатам на должности должны быть высокие, данная служба требует от человека сильной концентрации, а также хорошие физические данные. В целом граждане доверяют служащим полиции. Согласно опросу, 60% опрошенных россиян доверяют сотрудникам полиции, данный опрос проводился 26 октября 2020 года при инициативе «ВЦИОМ-Спутник».


1.2. Военное положение в Российской Федерации: понятие, основание и порядок введения



В настоящее время нормативное правовое регулирование применения военного и чрезвычайного положения (далее - нерегулярный порядок осуществления публичной власти) в целом характеризуется недостаточностью и наличием ряда законодательных пробелов. Речь идет как о законодательном уровне регулирования, так и подзаконном. Нерегулярные порядки осуществления публичной власти характеризуются в первую очередь введением особых процедур реализации прав и свобод человека и гражданина при условии неукоснительного соблюдения условия о недопущении их умаления.

Указанные особые процедуры реализации прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ традиционно именуются как ограничение прав и свобод. Военное положение вводится в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. Понятие и признаки агрессии против Российской Федерации указаны в соответствующем законе о военном положении.

Как было отмечено выше, основной целью существования и функционирования правового демократического государства является обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина. При этом, очевидно, необходимо обеспечить нерушимость и целостность конституционного строя, возможность осуществления суверенитета как государственного в части осуществления публичной власти, так и народного в части реализации институтов выбора и референдумов, а в случае невозможности реализации данных демократических институтов необходимо поддерживать существующий баланс интересов, конституционных ценностей, и, по возможности, сохранять состав Правительства, который получил мандат народного доверия на последних выборах.

В этом смысле сохранение существующего баланса интересов личности, общества и государства в рамках сложившегося конституционного правопорядка является фундаментальной задачей Правительства независимо от того, какой порядок осуществления публичной власти (регулярный или нерегулярный) применяется в конкретный момент времени.6