Файл: С. Н. Костина Студент гр. Эузм380709.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
Помимо Федерального Закона № 181 «О социальной защите инвалидов», цели и задачи в области реабилитации инвалидов раскрываются в ряде стратегических документов Российской Федерации, а также в целевых программах, утвержденных Правительством Российской Федерации. Но всё же основополагающим документом, определяющим политику Российской
Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон от
24 ноября 1995г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (далее – Закон).
Закон определяет понятие реабилитации инвалидов, ее цели, основные направления, требования к организациям, осуществляющим реабилитацию инвалидов.
В рамках Закона понятие «реабилитация инвалидов» содержит два принципиально важных положения. Во-первых, процесс и цель реабилитации согласно духу и букве Закона ограничиваются лишь восстановлением способностей инвалидов. Между тем согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, реабилитация призвана
«наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения, и вовлечения во все аспекты жизни».
1
Это входит в понятие абилитации инвалидов.
Такие различия имеют конкретное практическое значение. За ними - реальные последствия, связанные с реализацией Закона, выраженные в объемах, направлениях, содержании и, как следствие, в очевидно более низкой эффективности мероприятий в сфере реабилитации инвалидов. Определенные сложности могут возникнуть в этой связи также в ходе сбора, обработки и
1
О правах инвалидов [Электронный ресурс] : конвенция (принята резолюцией 61/106
Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., подписана от имени Российской
Федерации 24 сентября 2008 г., ратифицирована Федеральным законом № 46-ФЗ от
03.05.2012).
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=37511#044500241936137 885 (дата обращения 05.12.2020).

37 обобщения информационных материалов регионов для подготовки периодических всеобъемлющих национальных докладов России в Комитете по правам инвалидов ООН о мерах, принятых для осуществления своих обязательств по Конвенции.
Второй особенностью определения понятия «реабилитация инвалидов» является то, что оно включает термины «система» и «процесс». Что касается процесса реабилитации, то его содержание раскрывается в Законе достаточно детально, тогда как термин «система реабилитации» не раскрывается ни в
Законе, ни в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Во многом вследствие наличия подобного правового пробела система комплексной реабилитации инвалидов в стране до настоящего времени не сформирована. Комплексная система реабилитации и абилитации инвалидов требует организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти для ее успешной реализации. Необходимо уточнить в
Законе определение термина «реабилитация инвалидов» и привести его в соответствие с нормами международного права.
Законом определены основные направления реабилитации инвалидов: а) медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; б) профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация; в) социально-средовая, социально-педагогическая, социально- психологическая и социокультурная реабилитация; г) социально-бытовая адаптация; д) физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации, согласно Закону, предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной


38 инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации.
Но, стоит отметить, что перечень направлений реабилитации инвалидов, определенных Законом, не включает такое направление, как социальное обслуживание. Между тем Конвенция определяет социальное обслуживание как неотъемлемую сферу реализации реабилитационных мероприятий наряду со сферами здравоохранения, занятости и образования. Исключение социального обслуживания из перечня направлений реабилитации инвалидов тем более непонятно в условиях, когда значительное число инвалидов получает реабилитационные услуги в организациях социального обслуживания Российской Федерации. Содержание конкретных направлений реабилитации в Законе не раскрывается. В законодательных актах Российской
Федерации раскрываются лишь понятия «медицинская реабилитация» и
«санаторно-курортное лечение».
Отсутствие унифицированных, закрепленных в законодательстве определений направлений реабилитации инвалидов приводит к использованию в нормативных правовых актах не единообразных терминов, что осложняет правоприменительную практику. Детальная характеристика направлений и видов реабилитационных услуг инвалидов приводится в национальных стандартах Российской Федерации. Однако применение этих стандартов в соответствии с действующим законодательством носит добровольный характер, а потому используется не повсеместно. Направления реабилитации, определенные Законом, далеко не в полной мере соответствуют группам, содержанию и наименованию видов реабилитационных услуг инвалидов, содержащихся в национальных стандартах.
Так,
Закон не предусматривает предоставление услуг по психологической реабилитации инвалидов, услуг по физической адаптации, предусмотренных национальными стандартами. В свою очередь, национальные стандарты не предусматривают содействия в трудоустройстве

39 на специальных рабочих местах. Устранение имеющихся различий в терминологии, используемой в Законе и в национальных стандартах, представляется целесообразным в целях единообразного применения на практике.
В свою очередь Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» не указывает в видах социальных услуг услуги по социальной реабилитации инвалидов.
1
По-разному трактуют виды услуг по социальной реабилитации и государственные стандарты, причем стандарт по видам социальных услуг также имеет расхождение со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют документы, регламентирующие механизм межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов, отсутствует регламент (порядок, алгоритм), определяющий механизм межведомственного взаимодействия учреждений, оказывающих инвалидам услуги по реабилитации (абилитации), в соответствии с их реабилитационным маршрутом. При этом законодательством о занятости не урегулированы вопросы реабилитации инвалидов. Услуги службы занятости носят заявительный характер, что затрудняет включение их в реабилитационный маршрут.
Отсутствуют нормативно-правовые акты, определяющие роль международной классификации функционирования и ограничений здоровья
(далее – МКФ) как межведомственного механизма для составления реабилитационного маршрута инвалида и оценки результативности процесса реабилитации инвалидов (детей-инвалидов). В федеральных стандартах
1
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения 15.12.2020).


40 предоставления государственных услуг в сфере реабилитации и занятости инвалидов, основные составляющие МКФ (и их домены) не учтены.
Что касается законодательства Свердловской области в рамках социальной защиты инвалидов, существует несколько основных законов.
Во – первых, это Закон Свердловской области от 03 декабря 2014 года
№108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» (с изменениями на 3 июля 2020 года).
1
В данном Законе определены следующие особенности:
− система социального обслуживания в Свердловской области;
− полномочия высших органов государственной власти
Свердловской области в сфере социального обслуживания;
− полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания;
− полномочия территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания;
− организации социального обслуживания Свердловской области;
− информационные системы в сфере социального обслуживания в
Свердловской области и др.
Во – вторых, это Закон Свердловской области от 19 декабря 2016 г. № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области».
Настоящим Законом регулируются отношения в сфере социальной защиты инвалидов в Свердловской области, в том числе определяются полномочия органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты инвалидов, регулируются отношения, связанные с обеспечением
1
О социальном обслуживании граждан в Свердловской области [Электронный ресурс] :
Закон Свердловской области от 03 декабря 2014 года № 108-ОЗ URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=166535#08183899 334289617 (дата обращения 15.12.2020).

41 беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам, а также с предоставлением инвалидам мер социальной поддержки.
В настоящее время в Свердловской области не существует нормативного акта, регламентирующего обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) на межведомственном уровне с учетом существования в регионе двух форм предоставления ТСР – через Фонд социального страхования и через социальные пункты проката, которые имеются в каждом комплексном центре социального обслуживания населения, в центрах реабилитации инвалидов(детей-инвалидов), что не позволяет расширить перечень ТСР, которыми могут пользоваться инвалиды в домашних условиях. Не разработаны рекомендации для работодателя по адаптации рабочего места с использованием специализированного оборудования или ТСР, в том числе полученных из социального пункта проката, по созданию оптимальных для инвалида условий труда, которые помогают инвалидам быть эффективными работниками.
Действующий национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р
53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов», распространяется на услуги по профессиональной реабилитации инвалидов, предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями, однако, учреждения службы занятости к таковым не относятся. В соответствии с законодательством служба занятости оказывает государственные услуги в сфере занятости, а не реабилитационные услуги
1
Какие-либо особенности предоставления государственных услуг для данной категории граждан нормативными актами
1
ГОСТ Р 53873-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] : утв. и введен в действие Приказом
Росстандарта от
17.09.2010
N
253-ст.
URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=1395#087495299798385 54 (дата обращения 17.12.2020).


42
(федеральными стандартами, административными регламентами) не предусмотрены.
Отсутствуют федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление реабилитационных услуг в сфере занятости инвалидов, физической культуре и спорте.
В настоящее время в Приказе Минтруда РФ от 29.07.2016 г. № 398 «Об утверждении Порядка и условий проведения конкурсного отбора субъектов
Российской Федерации для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также регламента работы и состава конкурсной комиссии» определено понятие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов как «системы организаций, обеспечивающих реабилитационный и абилитационный процессы, оказание ранней помощи и сопровождение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на основе эффективного межведомственного взаимодействия при обеспечении социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с учетом особенностей нарушения их здоровья, а также сопровождения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и (или) их семей», но не определены возможности ныне существующих по направлениям и содержанию деятельности многопрофильных центров комплексной реабилитации инвалидов.
1
Таким образом, в Российской Федерации на данный момент основополагающим документом, определяющим политику Российской
Федерации в сфере реабилитации инвалидов, является Федеральный закон от
24 ноября 1995г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
1
Об утверждении Порядка и условий проведения конкурсного отбора субъектов
Российской Федерации для участия в реализации пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также регламента работы и состава конкурсной комиссии [Электронный ресурс]
:
Приказ
Минтруда
РФ от
29.07.2016 г.
№ 398.
URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/531 (дата обращения: 17.12.2020).

43
Федерации», который определяет понятие реабилитации инвалидов, ее цели, основные направления, требования к организациям, осуществляющим реабилитацию инвалидов. Помимо данного Федерального закона существует ещё ряд нормативно – правовых актов, регулирующих государственную политику в области социальной защиты инвалидов (международные соглашения, указы Президента РФ, законы РФ, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.), но несмотря на разнообразие нормативно – правовой базы, существует ряд проблем, которые препятствуют полноценной реабилитации и абилитации инвалидов.
Во – первых, в базовом законе о социальной защите не раскрывается конкретных направлений реабилитации, а в законодательных актах РФ раскрываются лишь понятия «медицинская реабилитация» и «санаторно- курортное лечение», чего недостаточно.
Во – вторых, отсутствуют документы, регламентирующие механизм межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов.
В – третьих, отсутствуют федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление реабилитационных услуг в сфере занятости инвалидов, физической культуре и спорте.
В – четвёртых, в законодательстве есть ряд расхождений (по-разному трактуют виды услуг по социальной реабилитации и государственные стандарты, причем стандарт по видам социальных услуг также имеет расхождение со стандартами по видам реабилитационных услуг и услуг по социальной реабилитации).
В Свердловской области существует два основополагающих закона
(помимо пересиленных ранее федеральных), а именно Закон Свердловской области «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» и
Закон Свердловской области «О социальной защите инвалидов в
Свердловской области».


44
1   2   3   4   5   6   7   8   9