Файл: С. Н. Костина Студент гр. Эузм380709.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52
Продолжение таблицы 3

Наименование
Министерства
Полномочия
Функции
7
Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства
Свердловской области
− участие в реализации государственного полномочия по предоставлению меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, переданного органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области
− определяет объем субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление переданного органам местного самоуправления этих муниципальных образований государственного полномочия по предоставлению меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги
8
Департамент по труду и занятости населения
Свердловской области
− разработка и реализация региональных и государственных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов;
− осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов и регистрацией инвалидов в качестве безработных;
− организовывает сопровождение при содействии занятости инвалидов и др.
− выдача обязательных для исполнения предписаний юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям об устранении нарушений по вопросам квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
− ежегодное издание приказа Департамента об установлении на текущий год минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и др.
9
Департамент информатизации и связи
Свердловской области
В Положении о департаменте информатизации и
связи Свердловской области нет полномочий в
сфере социальной защиты инвалидов
В Положении о департаменте информатизации и связи
Свердловской области нет функций в сфере социальной
защиты инвалидов

53
Среди Министерств есть межведомственная разрозненность. Несмотря на то, что есть координирующий орган – Министерство социальной защиты, комплексность системы не ярко выражена, каждый уполномоченный орган занимается «своим», нет функций и полномочий по передаче и маршрутизации инвалида по всей цепочке, необходимых для него услуг.
Министерства Свердловской области, задействованные в сфере социальной защиты инвалидов, являются исполнителями социальных услуг.
Таким образом, все виды социальных услуг, оказываемых инвалидам, имеют своих исполнителей в лице государственных органов. Несмотря на то, что на каждый вид социальных услуг часто приходится несколько исполнителей, связь между всеми государственными органами, задействованными в сфере социальной защиты инвалидов, нельзя назвать тесной. В полномочиях и функциях органов государственной власти, о которых говорилось ранее, не обозначено межведомственного взаимодействия.
Анализ деятельности органов власти, занимающихся социальной защитой инвалидов в Свердловской области, показал, что Министерство социальной политики Свердловской области является координирующим органом, его полномочия и функции направлены на обеспечение комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
Межведомственная разрозненность объясняется тем, что у данных государственных органов нет функций и полномочий по передаче и маршрутизации инвалида по всей цепочке, необходимых для него услуг.
В целом можно сделать вывод о том, что функционал уполномоченных в обеспечении социальной защиты органов государственной власти соответствует базовым потребностям инвалидов. Такая система даёт право людям с ограниченными возможностями получать необходимую помощь, но говорить о совершенстве системы нельзя, поскольку реализации данной системы недостаточно эффективна. Необходимы комплексный подход к реабилитации инвалидов и организация межведомственного взаимодействия для обеспечения этой комплексности.


54
1   2   3   4   5   6   7   8   9

2.2. Исследование процесса реализации государственной политики
социальной защиты инвалидов в Свердловской области
Основные направления реабилитации, абилитации инвалидов (детей- инвалидов) в Свердловской области реализуются в организациях различной ведомственной принадлежности: в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости населения, физической культуры и спорта, культуры. В целях взаимодействия и координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов на территории Свердловской области принято
Постановление Правительства Свердловской области от 13.11.2008 № 1198-
ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов управления, учреждений и организаций в сфере реабилитации и абилитации инвалидов в Свердловской области».
1
В рамках исследования процесса реализации государственной политики социальной защиты инвалидов в Свердловской области был проведен анализ транскриптов фокус-групп, проведенных в Екатеринбурге в ГАУ СО
«Областной центр реабилитации инвалидов» Центром социальных технологий «ОПТИМА».
Данное исследование было проведено в ноябре – декабре 2018 года в форме дискуссионных фокус – групп:
1) фокус-группа «Представители Министерств Свердловской области
(Министерства социальной политики,
Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования,
Министерства физической культуры и спорта, Министерства культуры)»;
1
Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Доступная среда»
[Электронный ресурс] : Постановление Правительства Свердловской области от 22 января
2014 года
№23-ПП
(ред. от
10.12.2020).
URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=292452#08174739 715690436 (дата обращения 13.12.2020).

55 2) фокус-группа «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией взрослых»;
3) фокус-группа «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией детей»;
4) фокус-группа
«Руководители общественных организаций инвалидов (взрослые)»;
5) фокус-группа
«Руководители общественных организаций инвалидов (дети)»;
6) фокус-группа
«Руководители учреждений социального обслуживания населения, участвующих в Пилотном проекте Министерства труда и социальной защиты РФ по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т. ч. детей- инвалидов (г. Полевской)»;
7) фокус-группа
«Руководители учреждений социального обслуживания населения, участвующих в Пилотном проекте Министерства труда и социальной защиты РФ по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т. ч. детей- инвалидов (г. Каменск-Уральский)».
Общее число экспертов, принявших участие в исследовании: 61.
Рассмотрим особенности мнений каждых фокус – групп в отдельности для того, чтобы обобщить данные и выявить основные, наиболее часто встречающиеся факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию.
В таблице 4 отражены результаты фокус-группового интервью
«Представители Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры)».


56
Таблица 4 – Результаты фокус-группового интервью «Представители
Министерств Свердловской области (Министерства социальной политики,
Министерства здравоохранения, общего и профессионального образования, физической культуры и спорта, культуры)»
1
Основные факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию, названные во время дискуссии
Основные предложения по минимизации или устранению данных факторов
⎯ Отсутствие соответствующей нормативной базы;
⎯ Отсутствие эффективного информационного обмена;
⎯ Проблема субъекта, который должен контролировать прохождение реабилитационного маршрута, отвечать за его выполнение;
⎯ Проблема финансирования;
⎯ Необходимость наличия надведомственного органа, выполняющего роль куратора над различными ведомствами;
⎯ Кадровая проблема.
⎯ Разработка соответствующих нормативных актов, начиная с федерального уровня, а именно - внесение изменений в ФЗ №181;
⎯ Принятие соответствующего
Постановления
Правительства Свердловской области, дающего возможность организациям разной ведомственной подчиненности координировать свои усилия по реабилитации инвалидов;
⎯ Создание информационной системы на базе данных, которые уже существуют в различных министерствах и ведомствах;
⎯ Прозрачность информации для инвалидов (создание личного кабинета);
⎯ Разработка областной программы, носящая нормативный характер с четким разграничением полномочий и соответствующего финансирования;
⎯ Введение института «куратор случая» (обучение тех людей, которые будут работать с инвалидами, причем в разных ведомствах и на разных уровнях);
⎯ Привлечение инвалидов к работе в социальной сфере.
Основной комплекс проблем, выделенный первой фокус – группой, сконцентрирован на отсутствии соответствующей нормативной базы и эффективности информационного обмена и взаимодействия между ведомствами, организационные проблемы внутри ведомств.
Предложения по решению данных проблем очевидны.
«Необходимо
разработать
соответствующие
нормативные
акты,
начиная
с
федерального уровня (отдельный федеральный закон или внесение изменений
в существующие федеральные законы, регламентирующие работу различных
ведомств с инвалидами.)». Отмечается целесообразность создания единой
1
Составлено автором по: материалы отчета по результатам опроса методом дискуссионных фокус – групп с обобщением мнений участников, предоставленный ГАУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов».


57 информационной системы для удобства эффективной работы внутри ведомств и комфортности инвалидов в том числе. «В основе создания информационной
системы могут быть те базы данных, которые уже существуют в
различных министерствах и ведомствах». Также отмечается необходимость привлечения инвалидов к работе в социальной сфере, что решит проблемы и с трудоустройством инвалидов, и усилит мотивацию сотрудников социальной сферы.
Таблица 5 – Результаты фокус-группового интервью «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией взрослых»
1
Основные факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию, названные во время дискуссии
Основные предложения по минимизации или устранению данных факторов
⎯ После медицинской реабилитации человек не переходит на следующий этап (в фонде социального страхования нет реестра пациентов, перешедших к ним после медицинской реабилитации);
⎯ По большей части реализовать медицинскую реабилитацию инвалид не может (пути реализации формальны);
⎯ У инвалидов нет мотивации посещать комплексный центр реабилитации;
⎯ Стереотипы в отношении инвалидов, восприятие их как больных;
⎯ Среда не является доступной;
⎯ Межведомственная разрозненность.
⎯ Поиск вакансий, находящихся близко к дому инвалида, чтобы не было проблем с тем, как добраться;
⎯ Создать фирмы, которые будут работать специализированно и нанимать на работу только инвалидов;
⎯ Реализация доступной среды по всему городу;
⎯ Прикрепление инвалида к куратору, который его ведет, который всегда на связи;
⎯ Активнее направлять на физкультурную реабилитацию;
⎯ Нужен координирующий орган, который соберет информацию, отмониторит, проанализирует.
Исходя из данных, представленных в таблице 5, выяснилось, чтосреди основных факторов, препятствующих эффективному межведомственному взаимодействию, руководители НКО, занимающиеся реабилитацией взрослых, выделили низкую эффективность реабилитации в целом (из-за формальности её реализации в ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида) и отсутствия многоэтапного осуществления реабилитации, отсутствие мотивации у инвалидов и
1
Составлено автором по: материалы отчета по результатам опроса методом дискуссионных фокус – групп с обобщением мнений участников, предоставленный ГАУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов».

58
«недоступность» среды. «После медицинской реабилитации человек не
переходит на следующий этап. В соц. защите им никто не занимается. В
фонде социального страхования нет реестра пациентов, перешедших к ним
после медицинской реабилитации. Нет преемственности». В отличие от первой фокус – группы, данная группа сконцентрировала своё внимание больше на проблемах инвалидов, а не на внутреннем взаимодействии ведомств.
Тем не менее, решения проблем, предложенных руководителями НКО, так или иначе были связаны с межведомственным взаимодействием, т. к. только с помощью обновленной системы взаимодействию ведомств возможно повышение эффективности работы в целом.
Среди предложений были выделены те, которые способствовали бы «доступной среде» для инвалидов («создать фирмы, которые будут работать
специализированно и нанимать на работу только инвалидов»), были выдвинуты предложения по прикреплению куратора для каждого инвалида и создания координирующего органа. Определено, что необходимо
«создание
индивидуального
подхода,
благодаря
прикреплению
инвалида к куратору, который его ведет, которому можно позвонить в
любой момент».
Таблица 6 – Результаты фокус-группового интервью «Руководители НКО, занимающиеся реабилитацией детей»
1
Основные факторы, препятствующие эффективному межведомственному взаимодействию, названные во время дискуссии
Основные предложения по минимизации или устранению данных факторов
⎯ Отсутствие специалистов по разным типам и этапов реабилитации в ведомственных учреждениях;
⎯ Формальность инструмента ИПРА;
⎯ Неготовности части родителей самим активно включаться в процесс реабилитации ребенка-инвалида;
⎯ Индивидуальный подход к ИПРА, внесение социально-педагогической реабилитации для детей-инвалидов как приоритетной;
⎯ В комплексных центрах нужен консультант и куратор;
⎯ Для минимизации работы с бумагой нужна современная платформа;
1
Составлено автором по: материалы отчета по результатам опроса методом дискуссионных фокус – групп с обобщением мнений участников, предоставленный ГАУ СО «Областной центр реабилитации инвалидов».