Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 688

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
b) больше;
c) доля затрат, которые несут третьи лица, не влияет на чувстви- тельность к цене.
15. Покупатель тем более чувствителен к цене, чем ее величина:
a) слабее выходит за пределы диапазона, в котором покупатель считает цены «справедливыми» или «обоснованными»;
b) существеннее выходит за пределы диапазона, в котором покупатель считает цены «справедливыми» или «обоснованными»;
c) фактор «справедливости» не оказывает влияние на чувствительность покупателей к цене.
16. Чем более товар пригоден для хранения в составе запасов, тем поку- патели:
a) менее чувствительны к временным отклонениям его цены от того уровня, который соответствует их долгосрочным ожиданиям;
b) более чувствительны к временным отклонениям его цены от того уровня, который соответствует их долгосрочным ожиданиям;
c) способность товара к резервированию не является фактором чувстви- тельности к цене.
17. Использование цен с некруглыми окончаниями эффективно для товаров:
a) приобретаемых быстро;
b) принятие решения о покупке которых занимает длительное время;
c) тип товара не имеет значения для применения данной стратегии.
18. Согласно теории перспективы, покупатели при принятии решения о по- купке гораздо сильнее реагируют:
a) на выигрыш;
b) на такую же сумму потерь;
c) реакция на потери и выигрыш одинакова.
19. Если товары А и Б у одних продавцов стоили 800 и 22 200 единиц, а у других продавцов 600 и 22 000, то потребитель:
a) скорее всего, сменил продавца в случае товара А и не стал бы менять продавца в случае с товаром Б;
b) скорее всего, сменил продавца в случае товара Б и не стал бы менять продавца в случае с товаром А;
c) не стал бы менять продавцов.
20. Если товары А и Б у одних продавцов стоили 32 600 и 2500 единиц, а у других продавцов 32 100 и 2100, то потребитель:
a) скорее всего, сменил продавца в случае товара А и не стал бы менять продавца в случае с товаром Б;
b) скорее всего, сменил продавца в случае товара Б и не стал бы менять продавца в случае с товаром А;
c) не стал бы менять продавцов.
204

21. То, что покупатели ощущают ценовые различия в процентном выражении иначе, чем в абсолютном выражении, является содержанием:
a) закона Вебера – Фехнера;
b) закона Веблена;
c) закона Госсена.
22. Ряд небольших повышений цены до верхнего предела будет более успеш- ным, чем одно большое повышение:
a) верно;
b) неверно;
c) размер повышений или снижений цены не влияет на реакцию потре- бителей.
23. Лучше делать одно большое повышение цены до верхней границы, чем ряд небольших последовательных наценок:
a) верно;
b) неверно;
c) размер повышений или снижений цены не влияет на реакцию потре- бителей.
24. Разница между числами кажется потребителю больше в случае:
a) 78 и 64;
b) 82 и 68;
c) данные разницы идентичны для потребителей.
25. «Транзакционная полезность» – это:
a) полезность, получаемая потребителем от транзакции;
b) разность между справедливой ценой и той, которую покупатель за- платил за товар;
c) разность между фактически уплаченной ценой и той, которую поку- патель считает разумной, или справедливой ценой за товар.
26. Тактика «достройка шпиля»:
a) увеличивает «транзакционную полезность»;
b) уменьшает «транзакционную полезность»;
c) не влияет на размер «транзакционной полезности».
27. При формировании относительных цен покупатели приписывают боль- ший вес ценам, которые они увидели:
a) последними в ценовом ряду;
b) первыми в ценовом ряду;
c) посередине в ценовом ряду.
28. Согласно теории перспективы потребители менее болезненно чувствуют возможность потери имущества, чем потери, связанные с его приобретением:
a) верно;
b) неверно.
205


29. С точки зрения типа исследуемых переменных можно разграничить ме- тоды, предполагающие изучение данных:
a) о реально совершенных покупках, т. е. о фактическом поведении покупателей, и методы, предполагающие изучение данных с точки зрения вмешательства исследователя в процесс покупки;
b) о вмешательстве и без вмешательства исследователя в изучаемый про- цесс;
c) о реально совершенных покупках, т. е. о фактическом поведении покупателей, и методы, предполагающие изучение и намерение по- купателей.
30. При исследовании фактических данных без контроля со стороны иссле- дователя используется:
a) изучение панельных данных;
b) прямой опрос покупателей;
c) эксперимент в магазинах.
31. При исследовании фактических данных при контроле со стороны иссле- дователя используются:
a) исследование агрегированных данных о продажах;
b) экспериментальные покупки в условиях лабораторий;
c) параметрическое позиционирование.
32. При исследовании предпочтений и намерений покупателей без контроля со стороны исследователя используется:
a) анализ данных, полученных при обследовании магазинов;
b) декомбинационный анализ;
c) исследование готовности к совершению покупки.
33. При исследовании предпочтений и намерений покупателей при контроле со стороны исследователя используются:
a) экспериментальные покупки в условиях лабораторий;
b) анализ имитируемых покупок;
c) прямой опрос покупателей.
34. Покупатели, которые совершают покупки чисто импульсивно, не при- выкли всерьез их обдумывать и дают ответ на вопрос о цене совершенно случайно, являются:
a) «незнайками»;
b) «лжетранжирами»;
c) «игроками»;
d) искренними покупателями.
35. Покупатели, которые стараются понравиться интервьюеру или боятся показаться скрягами, называя цену более высокую, чем реально согласятся заплатить за товар, являются:
a) «незнайками»;
206
b) «лжетранжирами»;
c) «игроками»;
d) искренними покупателями.
36. Покупатели, которые, услышав вопрос, сразу начинают дезориентировать интервьюера и побуждают предложить товар к продаже по пониженной цене,
называют цену более низкую по сравнению с той, которую готовы заплатить за товар, являются:
a) «незнайками»;
b) «лжетранжирами»;
c) «игроками»;
d) искренними покупателями.
37. Покупатели, которые называют действительно ту цену, которая побудит их совершить покупку данного товара, являются:
a) «незнайками»,
b) «лжетранжирами»,
c) «игроками»,
d) искренними покупателями.
38. Уровень цены, который кажется опрашиваемому слишком высоким, т. е.
высоким настолько, что он заявляет, что с высокой вероятностью по такой цене данный товар не купит, является:
a) верхним лимитом цены;
b) нижним лимитом цены.
39. По мере повышения цены, указываемой в опросных листах, доля людей,
для которых данная цена является нижним пределом:
a) растет;
b) падает.
40. В степенной функции: Ц = ax
b1 1
x
b2 2
, . . ., x
bm
m
показатели степени b
1
, b
2
, …,
b
m
являются:
a) коэффициентами «чистой» регрессии;
b) коэффициентами эластичности;
c) стандартизованными коэффициентами.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

Задания
№ 1. Предложите контекст приобретения образовательных услуг абитуриен- том, чтобы потребитель ощутил выгодность покупки.
№ 2. Предложите способы формирования контрольных точек покупателя:
– в магазине одежды;
– в салоне красоты;
– в продовольственном магазине.
207

№ 3. Предложите рекламу образовательных услуг, оформленную не в виде их преимуществ или выгод, а в виде потерь, связанных с их не приобре- тением.
Задачи
№ 1. По результатам эксперимента в продуктовом магазине оцените коэффи- циент эластичности спроса на морковь по цене и изменение выручки мага- зина в результате изменения цен.
Магазины
Базовые условия
Условия эксперимента
P
, руб.
Q
, кг
P
, руб.
Q
, кг
Экспериментальный
50 100 60 90
Контрольный
50 120 50 115
№ 2. По результатам эксперимента в магазине бытовых приборов, отражен- ным в таблице, оцените коэффициент эластичности спроса на электрические чайники по цене и изменение выручки магазина в результате изменения цен.
Магазины / Площадь
Базовые условия
Условия эксперимента
P
, руб.
Q
, шт./месяц
P
, руб.
Q
, шт./месяц
Экспериментальный
Площадь 1000 м
2 2000 90 1800 100
Контрольный
Площадь 1500 м
2 2000 115 2000 120
№ 3. Спортивным клубом проведен опрос 1500 потенциальных потреби- телей на предмет покупки годовой клубной карты. Потребителей разби- ли на три группы, каждой из которой предлагали соответствующую цену:
25 000 руб., 23 000 руб. и 27 000 руб. Данные ответивших указаны в таблице.
Вариант ответа
Количество ответивших
P = 25 000 руб.
P = 23 000 руб.
P = 27 000 руб.
Непременно
45 58 30
Возможно
56 70 45
Может быть да, а может быть нет
70 95 60
Скорее, нет
119 80 130
Нет
210 197 235
Всего
500 500 500
Определите:
– количество потребителей, которые приобретут клубную карту спортклу- ба и их долю по каждой цене;
– постройте кривую вероятностных покупок;
– определите наилучшую цену с точки зрения максимизации выручки.
208

№ 4. Методом определения готовности совершить покупку определите по данным анкетирования абитуриентов и их родителей ожидаемое коли- чество абитуриентов по предлагаемым ценам за год обучения.
Вариант ответа
Количество ответивших абитуриентов при заданном уровне цен, руб.
100 000 95 000 90 000 85 000
Обязательно буду поступать
130 170 190 200
Скорее буду поступать, чем нет
210 250 270 270
Возможно, буду поступать
510 560 580 590
Скорее не буду поступать
310 280 230 220
Не буду поступать
1200 1100 1090 1080
Постройте кривую вероятности совершения покупки при разном уровне цен за год обучения. Рассчитайте выручку образовательного учреждения при разных ценах и определите наиболее приемлемую цену.
№ 5. В результате анкетирования были собраны данные нижнего и верхнего ценового лимита потребителей.
Цена, руб.
Нижний лимит, %
Верхний лимит, %
600 35 0
700 20 0
800 15 0
900 11 0
1000 8
1 1100 6
2 1200 3
5 1300 2
8 1400 0
10 1500 0
17 1600 0
26 1700 0
19 1800 0
9 1900 0
3 2000 0
0 2100 0
0
Постройте кривую вероятности покупок.
№ 6. Статистические данные, описывающие зависимость объема спроса на товар от его цены, представлены в таблице.
209


№ 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Цена товара, руб.
99 82 77 69 52 44 31 29 28 27,5
Спрос на товар, шт.
100 115 210 270 323 478 544 564 570 574
Постройте функцию спроса данного товара.
Определите участки эластичного и неэластичного спроса исходя из по- строенной модели.
Найдите цену товара, при которой выручка продавца будет максималь- ной.
№ 7. Даны статистические данные цен и ожидаемых объемов сбыта на рын- ках в трех регионах. Требуется определить цену нового продукта, который намечается продавать в трех регионах.
Постройте функции спроса на каждом рынке и общую функцию спроса.
Определите маржинальную прибыль на каждом рынке при средних пе- ременных затратах 0,55.
Определите наилучшую цену для данных трех регионов и эластичность спроса в точке при данной цене.
Рынок 1
P
1 1,1 1,2 1,25 1,3 1,35 1,4 1,5
Q
36 34 30 27 25 24 24 20
Рынок 2
P
1 1,1 1,2 1,25 1,3 1,35 1,4 1,5
Q
27 24 21 19 18 17 15 13
Рынок 3
P
1 1,1 1,2 1,25 1,3 1,35 1,4 1,5
Q
42 40 38 36 34 33 32 29
№ 8. Определите отпускную цену на новую овощерезательную машину,
предназначенную для замены ранее освоенной, имеющей оптовую цену
275 ден. ед. Главным техническим параметром является производительность
(кг/ч) при нарезке картофеля на брусочки, равная у новой машины 900, а у старой – 200.
№ 9. Определите отпускную цену на новый автомобиль балловым методом при условии, что цена базовой модели 13 756 ден. ед.
Автомобиль
Комфортабельность
Надежность
Проходимость
Баллы
Коэффициент весомости
Баллы
Коэффициент весомости
Баллы
Коэффициент весомости
Базовый
45 0,2 70 0,4 80 0,4
Новый
50 0,2 83 0,4 80 0,4
№ 10. В таблице представлены данные о ценах и значение основного пара- метра изделия. Используя регрессионный метод, рассчитайте цену нового аналогичного изделия, пополняющего параметрический ряд. Основной каче- ственный параметр нового изделия равен 100.
210

Цена
Величина основного параметра изделия
500 50 450 65 400 80 400 95 332 105
№ 11. Менеджер новой чебуречной не уверен в правильности выбранной це- ны на чебуреки, поэтому в течение 12 недель он варьирует цену и записывает количество проданных чебуреков. Получены следующие данные:
Неделя
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12
Количество проданных чебуреков q, шт.
795 915 965 892 585 644 714 1180 851 779 625 1001
Цена чебуреков, p, руб.
12,3 11,5 11 12 13,5 12,5 12,8 9,9 12,2 12,5 13 10,5 1. Постройте линейную модель парной регрессии. Найдите оптималь- ную в смысле максимума выручки от продаж цену чебурека. Какую ценовую политику следует предпринять менеджеру чебуречной?
2. Постройте модель степенной функции и оцените, эластичен ли спрос на чебуреки. Совпадает ли ваш вывод о ценовой политике с предыдущим?
№ 12. После финансового кризиса спрос на чебуреки упал и менеджер был вынужден тратить часть средств на рекламу. Для изучения зависимости объе- ма продаж от цены и расходов на рекламу менеджер использует следующую модель: q
t
= a
0
+ a
1
p
t
+ a
2
c
t
+ a
3
c
2
t
+
ε
t
t
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17
q
t
525 567 396 726 265 615 370 789 513 661 407 608 399 631 545 512 845
p
t
5,9 6,5 6,5 6,1 6,6 5,2 5,1 5,1 6,7 5,5 6,6 6,9 6,9 6,5 6,5 6,8 5,1
c
t
479 361 549 278 574 134 581 339 374 359 519 327 469 379 429 271 221
Пусть себестоимость производства одного чебурека составляет 2 руб.
Найдите формулу выручки и прибыли.
Найдите оптимальную цену, при которой прибыль достигает максималь- ного значения, при расходах на рекламу 280 руб.
Найдите оптимальный уровень расходов на рекламу, при котором при- быль достигает максимального значения, при цене чебурека 6 руб.
Помогите менеджеру найти оптимальное решение для цены и объема расходов на рекламу, при которых прибыль оптимальна (достигает макси- мального значения).
211


5. Ценовые стратегии фирм
Тест
1. Критерием выделения основных ценовых стратегий является:
a) связь между ценой и экономической ценностью товара с точки зрения рынка, состоящего из массы покупателей с низкими доходами;
b) связь между ценой и экономической ценностью товара с точки зрения рынка, состоящего из массы покупателей с высокими доходами;
c) связь между ценой и экономической ценностью товара с точки зрения
«среднего» рынка, состоящего из основной массы покупателей.
2. Высокие цены в выделении основных ценовых стратегий:
a) могут быть как выше, так и ниже цен на рынке;
b) обязательно выше, чем другие цены на рынке;
c) обязательно ниже, чем другие цены на рынке.
3. Низкие цены в выделении основных ценовых стратегий:
a) могут быть как выше, так и ниже цен на рынке;
b) обязательно ниже, чем другие цены на рынке;
c) обязательно выше, чем другие цены на рынке.
4. Среднестатистический покупатель хочет потреблять:
a) товар премиум класса по цене проникновения;
b) качественный добротный товар по относительно справедливой цене;
c) качественный добротный товар по цене «снятия сливок».
5. Если ценность для среднестатистического потребителя товара высокая,
стоить он должен:
a) дешево;
b) дорого;
c) должна быть цена проникновения.
6. Стратегия средних цен может быть представлена в виде:
a) стратегии проникновения на рынок;
b) стратегии нейтрального ценообразования;
c) стратегии «снятия сливок».
7. Установление высокой цены по отношению к экономической ценности продукта для большинства возможных покупателей с целью получить при- быль за счет относительно низкой чувствительности к цене у маленькой группы покупателей является:
a) ценовой стратегией «снятие сливок»;
b) нейтральной ценовой стратегией;
c) стратегией проникновения.
212

8. При ценовой стратегии «снятия сливок» дополнительные издержки:
a) не составляют значительную часть цены продукта;
b) составляют значительную часть цены продукта;
c) не играют роли при выборе стратегии.
9. Если потребители не чувствительны к цене и чувствительны к эксклюзив- ности товара, для них необходимо применять:
a) стратегию проникновения;
b) стратегию нейтральную;
c) стратегию «снятия сливок».
10. Если люди могут при покупки переложить затраты на других лиц, на такие товары и услуги можно устанавливать:
a) нейтральную цену;
b) цену «снятия сливок»;
c) цену проникновения.
11. Установление низкой цены по отношению к экономической ценности с целью получения прибыли от устойчивой позиции на рынке, привлекая и удерживая широкий круг покупателей, является:
a) ценовой стратегией «снятия сливок»;
b) нейтральной ценовой стратегией;
c) стратегией проникновения.
12. Стратегия проникновения удачна, если:
a) дополнительные издержки составляют небольшую часть цены;
b) дополнительные издержки составляют большую часть цены;
c) дополнительные издержки не играют роли при выборе стратегии.
13. Для потребителей, покупающих большими партиями, не требующих спе- циального обслуживания или дополнительных удобств и комфорта, следует применять:
a) ценовую стратегию «снятия сливок»;
b) нейтральную ценовую стратегию;
c) стратегию проникновения.
14. Если потребители чувствительны к цене, для них нельзя применять:
a) стратегию проникновения;
b) стратегию нейтральную;
c) стратегию «снятия сливок».
15. Стратегия нейтрального ценообразования относится:
a) к активной политике цен;
b) пассивной политике цен;
c) невозможно точно ответить на данный вопрос.
16. Если покупатели довольно чувствительны к уровню цен, а конкуренты чувствительны к снижению цен, необходимо применять:
a) стратегию проникновения;
213