Файл: Учебнометодическое пособие для бакалавров по направлению 38. 03. 02 Менеджмент Саратов Издательство Саратовского университета 2022 удк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 693

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи
№ 1. Издатель художественной литературы оценил книгу в 2000 руб. за шту- ку, что включало в себя покрытие накладных расходов и обеспечивало при- быль в 400 руб. Фирма издала книгу тиражом 20 000 экземпляров и продала меньше половины этого тиража в первый год. Оставшиеся книги добавились к запасам. Компания приносила умеренную прибыль до 2020 г., когда из-за существенного увеличения процентных ставок прибыль в размере 400 руб.
за книгу перестала покрывать издержки на выплату процентов по оборотно- му капиталу. Компания пригласила консультанта по ценообразованию, чтобы он показал, каким образом можно увеличить рентабельность ее цен. Но кон- сультант посоветовал продать не пользующиеся спросом книги за полцены.
Коммерческий директор заявил, что половина цены никогда не покроет из- держки на проданные книги, что компании следует повышать цены на книги,
а не уменьшать. Кто прав в данной ситуации – консультант по ценообразо- ванию или коммерческий директор фирмы?
№ 2. Таблица показывает совокупную процентную стоимость хранения книг на складе с учетом того, что они могли быть немедленно проданы за 1000 руб. Норма процента составляет 18%. Издержки на выплату процен- тов в год, связанные с хранением книг на складе, рассчитываются по фор- муле n = 1000
× (1,18
n
1). С каким сроком хранения книга могла бы быть продана за 1000 руб. с выгодой?
Расходы, связанные с хранением книг на складе
Годы хранения
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Издержки в виде выплаты процентов за содержа- ние запасов, руб.
180 390 643 939 1288 1699 2185
№ 3. Компания в настоящее время производит 1100 единиц товара в день,
неся общие издержки на закупку материалов в сумме 4400 руб. в день и на рабочую силу – 9200 руб. в день. Издержки на рабочую силу состоят из 8000 руб. заработной платы по обычной ставке и 1200 руб. в счет оплаты за сверхурочную работу. Затраты на труд и сырье – единственные виды затрат, которые изменяются при небольших изменениях в объеме выпуска фирмы. В сверхурочное время предприятие производит 100 ед. продукции.
Насколько выгодной является работа предприятия в сверхурочное время?
Кейс
Оркестр обычно выступает два раза в месяц по субботам с новой про- граммой на каждом выступлении. Это влечет за собой издержки на каждое выступление.
194

Издержки оркестра в связи с новой программой
Наименование издержек
Стоимость, руб.
Постоянные накладные расходы
15 000
Издержки на репетиции
45 000
Издержки на выступление
20 000
Средние переменные издержки (программки, билеты)
10
Менеджер оркестра беспокоится, что прибыль от концертов мала.
Он установил цену 100 руб. за билет. Количество мест в зале 1100, но обыч- ная посещаемость – только 900 человек.
Менеджер оркестра не верит, что простое повышение цены может ре- шить проблему. Более высокая цена вызовет еще большее сокращение посе- щаемости, и оркестр будет зарабатывать еще меньше. Поэтому он рассмат- ривает 3 варианта, рассчитывая увеличить прибыль за счет выхода на новые рынки. Два из этих вариантов предполагают продажу билетов по сниженным ценам:
– дешевые студенческие билеты по цене 40 руб., продаваемые студен- там за полчаса до выступления. Менеджер считает, что может продать
200 таких билетов тем, кто при других обстоятельствах не пришел бы на концерт;
– воскресный дневной концерт, повторяющий субботнее вечернее пред- ставление, с билетами по 60 руб. Менеджер ожидает, что сможет про- дать 700 дневных билетов, но 150 из них придутся на людей, которые пошли бы на более дорогое субботнее вечернее представление;
– новая серия концертов, исполняемых через субботу. Цена билета
110 руб., и менеджер считает, что может продать 750 билетов людям,
предпочитающим премьеру.
Проанализируйте дополнительные издержки, связанные с выступления- ми в каждом случае и прибыльность выступлений.
Темы докладов
1. Сегментация по идентификации покупателя.
2. Сегментация по месту совершения покупки.
3. Сегментация по времени покупки.
4. Сегментация по размерам покупки.
5. Сегментация через связывание.
195


3. Методы затратного ценообразования
и пути его совершенствования
Тест
1. Применение затратного подхода в ценообразовании обосновывается:
a) использованием затратных методов в СССР;
b) тем, что затраты фирмы – это реальная категория, подтвержденная документами бухгалтерии;
c) отсутствием необходимости исследования рынка и предпочтений по- требителя.
2. Норматив рентабельности N
C
рассчитывается как:
a) прибыль/себестоимость;
b)
P
−C
P
;
c) себестоимость/прибыль.
3. Норма прибыли в цене N
P
рассчитывается как:
a) прибыль/себестоимость;
b)
P
−C
P
;
c) себестоимость/прибыль.
4. Метод определения цен на базе полной себестоимости имеет вид:
a) P = T (1 + N
ATC
);
b) P = V (1 + N
AVC
),
c) P = MC+ Удельная прибыль.
5. Метод определения цен на базе прямых затрат имеет вид:
a) P = T (1 + N
ATC
);
b) P = V (1 + N
AVC
),
c) P = MC+ Удельная прибыль.
6. Отнесение постоянных расходов на себестоимость является условным, так как искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия, является недостатком:
a) методом определения цен на базе полной себестоимости;
b) методом определения цен на базе прямых затрат;
c) методом ценообразования исходя из целевой рентабельности инвести- ций.
7. Если себестоимость товара 100 руб., а норматив рентабельности в себе- стоимости 18%, цена равна (при округлении до целого):
a) 118 руб.;
b) 122 руб.;
c) 120 руб.
196

8. Если себестоимость товара 100 руб., а доля прибыли в цене равна 18%,
цена равна (при округлении до целого):
a) 118 руб.;
b) 122 руб.;
c) 120 руб.
9. Если себестоимость товара 100 руб., целевая рентабельность 20%, объем инвестированного капитала 100 000 руб., а предполагаемый объем 1000 шт.
товара, цена равна:
a) 118 руб.;
b) 122 руб.;
c) 120 руб.
10. Формирование цены по методу полных затрат состоит:
a) в исчислении суммы прямых и косвенных затрат по конкретному виду товара и добавлении к ней определенной величины прибыли;
b) в сумме только прямых затрат и добавлении к ней определенной величины прибыли, из сумм которой потом погашаются косвенные издержки;
c) в сумме цеховой себестоимости и маржинальной прибыли.
11. Калькулирование по переменным издержкам:
a) не учитывает переменные затраты;
b) не учитывает постоянные затраты;
c) определяет цену с учетом переменных и постоянных затрат;
d) учитывает спрос покупателей.
12. Недостатки методов затратного ценообразования:
a) сложность сбора информации;
b) недостоверность исходных данных;
c) игнорирование информации о поведении покупателей.
13. Маржинальный доход – это:
a) разница между выручкой и полной себестоимостью;
b) разница между выручкой и постоянными издержками;
c) разница между выручкой и переменными издержками.
14. Расходы на сырье не будут дополнительными издержками, в случае если:
a) приобретается при увеличении спроса на продукцию при осуществ- лении скидок;
b) большая партия обходится фирме дешевле;
c) сырье хранится на складе достаточно долгое время.
15. Альтернативные издержки – это:
a) полученные доходы от сходного использования ресурсов;
b) неполученные доходы (упущенная выгода) от альтернативного использования ресурсов;
c) доходы от проекта с теми же рисками.
197


16. Альтернативные издержки:
a) сокращают потенциальную прибыль фирмы;
b) увеличивают потенциальную прибыль фирмы;
c) не влияют на величину прибыли фирмы.
17. Объективной отправной точкой для определения норматива рентабельно- сти к затратам выступает:
a) необходимый фирме уровень рентабельности к активам;
b) средневзвешенная стоимость капитала;
c) оба варианта верны.
18. Минимальное изменение числа продаж, которое необходимо, чтобы изме- нение цен не привело к падению относительного выигрыша фирмы по срав- нению с исходным уровнем, – это:
a) эффект цены;
b) эффект объема;
c) безубыточное изменение числа продаж.
19. Фирме следует снизить цену на свой товар, если:
a) ценовой эффект превосходит эффект объема,
b) ценовой эффект равен эффекту объема;
c) эффект объема превосходит ценовой эффект.
20. Точки на кривой безубыточности представляют объем продаж:
a) необходимый для достижения такой же прибыли после изменения цены;
b) необходимый для достижения меньшей прибыли после изменения цены;
c) необходимый для достижения большей прибыли после изменения цены.
21. В соответствии с кривой безубыточности выгодные ценовые решения те,
которые выражаются в объемах продаж, соответствующих:
a) самой кривой безубыточности;
b) площади справа от кривой безубыточности;
c) площади слева от кривой безубыточности.
22. В соответствии с кривой безубыточности невыгодные ценовые решения те, которые выражаются в объемах продаж, соответствующих:
a) самой кривой безубыточности;
b) площади справа от кривой безубыточности;
c) площади слева от кривой безубыточности.
23. Если сокращение цены влекут дополнительные постоянные затраты, ве- личина минимального прироста продаж, необходимого для сохранения преж- ней прибыли:
a) после изменения цены увеличивается;
b) после изменения цены уменьшается;
c) не изменяется.
198

24. Если сокращение цены товара влечет увеличение закупок ресурсов боль- шими партиями по меньшим ценам, величина минимального прироста про- даж, необходимого для сохранения прежней прибыли:
a) после изменения цены увеличивается;
b) после изменения цены уменьшается;
c) не изменяется.
25. Если сокращение цены влечет дополнительные постоянные затраты:
a) кривая безубыточности становится круче;
b) кривая безубыточности становится более пологой;
c) наклон кривой безубыточности не изменяется.
26. Если сокращение цены товара влечет увеличение закупок ресурсов боль- шими партиями по меньшим ценам:
a) кривая безубыточности становится круче;
b) кривая безубыточности становится более пологой;
c) наклон кривой безубыточности не изменяется.
Задачи
№ 1. Организация ООО «Дрон» производит единственный вид продукции и продает ее по рыночной цене 400 руб. Издержки производства отображены в таблице.
Издержки производства на единицу продукции ООО «Дрон»
Вид издержек
Стоимость, руб.
Прямые материальные затраты
140
Прямые затраты труда
60
Косвенные расходы
• переменные
• постоянные
40 100
Коммерческие расходы
• переменные
• постоянные
20 10
Производственная мощность предприятия равна 15 тыс. изд. в месяц.
Фактический объем производства – 10 тыс. изделий. Организация получила предложение подписать дополнительный контракт на 1000 изделий по цене
200 руб. Следует или нет данной организации заключать этот дополнитель- ный контракт?
№ 2. Производственные мощности кондитерской фабрики позволяют выпус- кать 1000 кг готовой продукции, но в связи с фактической емкостью рынка мощности загружены наполовину. Выручка от реализации 500 кг продукции составляет 250 000 руб. Затраты на производство составили 125 000 руб.,
из которых 55 000 руб. – постоянные. Фабрика решила освоить новый сег- мент рынка и поставлять продукцию для детских праздников в объеме 250 кг.
199


Цена покупки 1 кг продукции для праздников – 200 руб. Выгодно ли фабрике осваивать новый рыночный сегмент?
№ 3. Норматив рентабельности к общей сумме активов задан руководством фирмы на уровне минимум 20%, общая сумма активов равна 2 млрд руб.,
а выручка от продаж составляет 2,5 млрд руб. Рассчитайте минимальный уровень рентабельности к затратам.
№ 4. Финансовые показатели,
отражающие деятельность фирмы
ООО «Успех», имеют следующие значения.
Показатели деятельности ООО «Успех»
Вид показателя
2021, тыс. руб
Активы
600
Валовые издержки
900
Выручка
1000
Стоимость капитала для фирмы – WACC = 18%. Можно ли считать, что фирма удовлетворяет требованиям собственников капитала? Чему должна быть равна рентабельность к издержкам, чтобы фирма удовлетворяла инте- ресы собственников капитала?
№ 5. Компания «Westside Manufacturing» получает 100 руб. за изделие и про- дает 4000 изделий. Из выручки компания оплачивает переменные издержки в размере 55 руб. на изделие. Для того чтобы снижение цены на 5% было эффективным, каков должен быть эффект объема? Какова величина мини- мального прироста продаж BSC?
№ 6. Компания «Westside Manufacturing» получает 100 руб. за изделие и про- дает 4000 изделий. Из выручки компания оплачивает переменные издержки в размере 55 руб. на изделие. Компания «Westside Manufacturing» снижает цену на 5% в связи со снижением переменных издержек на производство одной подушки на 22 руб. из-за решения использовать новый синтетический наполнитель вместо гусиного пера. Как должен возрасти объем продаж для того, чтобы гарантировать рентабельность предлагаемого снижения цены?
Какова величина минимального прироста продаж BSC?
№ 7. Менеджер оценил постоянные издержки на изменение дизайна упа- ковки продукта в 150 000 руб. Цена за единицу товара равна 100 руб.,
а переменные издержки составляют 50 руб. Сколько единиц товара должно быть продано, чтобы фирма покрыла дополнительные инвестиции на дизайн упаковки?
№ 8. Компания «Westside Manufacturing» получает 100 руб. за изделие и про- дает 4000 изделий. Из выручки компания оплачивает переменные издерж- ки в размере 55 руб. на изделие. Предположим, что у компании «Westside
200

Manufacturing» при имеющемся уровне объема продаж, равном 4000 едини- цам в месяц, полностью используются возможности оборудования на четы- рех производственных площадях, принадлежащих этой компании. Для сокра- щения цены на 5% и увеличения продаж компания должна установить обо- рудование на другой производственной площадке, арендуемой за 8000 руб.
в месяц. Новая производственная точка увеличит производство на 1000 еди- ниц. Какое увеличение минимального объема продаж позволит компенси- ровать снижение цены на 5% с учетом ежемесячных затрат на аренду в 8000 руб.? Какова величина минимального прироста продаж BSC?
№ 9. Постройте графики безубыточности для компании
«Westside
Manufacturing» для разных случаев изменения цен и издержек. Найдите прибыльные и убыточные сочетания цен и объемов продаж, используя график безубыточности.
№ 10. Компания ООО «Жизнь» производит фильтры для очистки воды и продает их по цене 350 руб. Объем продаж в квартал составляет 7 тыс. шт.
Средние переменные издержки составляют 290 руб. Менеджеры для завое- вания большей рыночной доли собираются снизить цены на 10%. Больший объем производства позволит фирме закупать ресурсы большими партия- ми со скидкой. Это приведет к сокращению средних переменных затрат на 50 руб. Для завоевания нового рынка фирме необходимо осуществить ре- кламную акцию, стоимость которой каждый квартал составляет 100 тыс. руб.
Рассчитайте величину минимального прироста продаж BSC.
Темы докладов
1. Затратное ценообразование на основе кривой обучения.
2. Анализ безубыточности в случае эластичного и неэластичного спроса.
3. Анализ безубыточности в случае более чем одного вида дополни- тельных издержек.
4. Ценностный подход и методы рыноночного
ценообразования
Тест
1. В сфере ценообразования ценность товара трактуется как:
a) оценка желанности блага, проявляющаяся при обмене, зависящая от ценности лучшего из доступных покупателю альтернативных то- варов и ценности отличительных свойств покупаемого товара от луч- шего альтернативного;
201

b) общее удовлетворение, получаемое потребителем в результате его по- требления и использования;
c) удовлетворение, получаемое при потреблении последней единицы то- вара.
2. С позиций экономической теории ценность товара трактуется как:
a) оценка желанности блага, проявляющаяся при обмене, зависящая от ценности лучшего из доступных покупателю альтернативных то- варов и ценности отличительных свойств покупаемого товара от луч- шего альтернативного;
b) как общее удовлетворение, получаемое потребителем в результате его потребления и использования;
c) удовлетворение, получаемое при потреблении последней единицы то- вара.
3. Формирование ценности товара для потребителя можно описать с по- мощью формулы:
a) общая ценность товара = цена безразличия
положительная цен- ность + отрицательная ценность;
b) общая ценность товара = цена безразличия + положительная цен- ность
отрицательная ценность;
c) общая ценность товара = цена безразличия
положительная цен- ность
отрицательная ценность.
4. Отправной точкой для количественной оценки ценности является:
a) положительная ценность отличий;
b) цена безразличия;
c) отрицательная ценность отличий.
5. Оценив общую экономическую ценность товара для покупателей, реко- мендуется цену устанавливать:
a) чуть больше ценности товара для покупателя;
b) на уровне денежной оценки ценности товара для покупателя;
c) чуть меньше ценности товара для покупателя.
6. Чем меньше опыт покупок клиента, чем менее он знаком с аналогами и фирмами-производителями, с ценами и системой скидок, тем он:
a) более чувствителен к цене товара;
b) менее чувствителен к цене товара;
c) наличие аналогов не влияет на чувствительность потребителя к цене.
7. «Закон демонстративного расточительства» заключается в том, что:
a) люди покупают товары в кредит;
b) люди покупают для того, чтобы продемонстрировать окружающим свое благосостояние;
c) люди покупают больше, чем могут потребить.
202

8. Чем более уникален товар по своим свойствам, тем:
a) менее покупатели будут чувствительны к уровню его цены, когда будут сравнивать его с альтернативными товарами;
b) более покупатели будут чувствительны к уровню его цены, когда будут сравнивать его с альтернативными товарами;
c) степень уникальности не влияет на чувствительность покупателей к цене.
9. Чем существеннее затраты, связанные с использованием специфической марки данного товара, тем покупатели будут:
a) менее чувствительны к ценам потребляемой марки товара;
b) более чувствительны к ценам потребляемой марки товара;
c) степень затрат на переключение не влияет на чувствительность поку- пателей к цене.
10. Неуверенность в получении желаемого результата:
a) повышает чувствительность покупателей к цене;
b) снижает чувствительность покупателей к цене;
c) затрудненность сравнения не влияет на чувствительность покупателей к цене.
11. Чем в большей мере покупатель воспринимает цену как сигнал об уровне качества, тем он:
a) более чувствителен к ее абсолютному уровню;
b) менее чувствителен к ее абсолютному уровню;
c) качество не влияет на чувствительность покупателей к цене.
12. Чувствительность покупателя к уровню цены тем больше, чем:
a) выше затраты на приобретение товара по абсолютной величине или в процентах от суммы доходов покупателя;
b) ниже затраты на приобретение товара по абсолютной величине или в процентах от суммы доходов покупателя;
c) затраты на приобретение не влияют на чувствительность покупателей к цене.
13. Чем покупатель более чувствителен к общей величине затрат на достиже- ние некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет ка- кой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения этого результата, тем он будет:
a) более чувствителен к цене такого промежуточного товара;
b) менее чувствителен к цене такого промежуточного товара;
c) доля промежуточного товара в цене результата не влияет на чувстви- тельность к цене.
14. Чем большую часть затрат на покупку несут третьи лица, тем чувстви- тельность покупателя к цене:
a) меньше;
203