Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средние века (5-15вв). Августин Блаженный считал, что вера выше знания, заложил основы теории общественного прогресса.

Алхимия позволила достичь результатов в химии.

Схоластика – школьная философия, создавшая систему формальных логических аргументов для оправдания догматов церкви стала основоположницей современной логики. Ученость в их системе ценностей приобретает самостоятельную ценность.

В XII в. открываются Университеты (Болонский, Парижский). Основные факультеты в них богословские. Изобретается книгопечатание. Образованных людей становится больше, но о науке говорить еще рано за исключением нескольких людей.

Роджер Бэкон (13в) пытался систематизировать знания путем классификации наук. Фома Аквинский (13в) предложил способ развития знания без вхождения в противоречие с теологией. Уильям Оккам (13-14вв). Придумал правило «Бритва Оккама» «Не следует умножать сущность сверх меры». В науке материальное объясняется только материальным.

21. Специфика новоевропейского типа классической науки.

Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализации. Критикуя установки средне­вековой культуры и ее «кумира» Аристотеля, Галилей раскрывает конструктивно-творческую роль научного мышления, работающего с идеализациями, экспериментирующего над исходными предпо­сылками.

Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном. Великий ученый оставил огромное на­учное наследство в разных областях науки — оптике, астрономии, математике. Главным в его творчестве было создание основ меха­ники, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел.

В эпоху Возрождения происходит обращение к античному наследию. Основой становится гуманизм, человек становится мерой вещей (Протагор). Начинается освобождение политики, морали и науки от религии.


Процессами, которые способствовали формированию научного естествознания в период Нового времени, были:

  1. крушение архаичной антично-средневековой картины мира под напором набравшей силу натуралистической идеологии. Происходит укрепление идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами, лишенной примесей теологического символизма, а также концептуализируемой на основе типологии «причина-следствие».

  2. соединение абстрактно-теоретической традиции с ремесленно-технической. Ученые эпохи Возрождения и Нового времени стремились соединить рациональность античной науки с технико-инструментальным характером восточной преднауки. Ее цели: а) сосредоточение на изучении отдельных процессов и явлений для использования полученных знаний в технических и технологических целях; б) перенесение предмета науки с природы самой по себе на искусственно созданные в лабораториях материальные системы.

  3. аксиологическая переориентация интеллектуальной деятельности.

Тихо Браге (16в) – проводит высокоточные астрономические наблюдения, Иоган Кеплер (16-17в) первооткрыватель законов движения планет солнечной системы., Галилей и Коперник (16-17вв) – описывают гелиоцентрическую картину мира. Галилей показал каким образом можно найти общее и существенное в механических явлениях.

В философии сложились два направления – рационализм Декарта и эмпиризм Бэкона. Декартом был предложен метод дедукции, а Бэконом метод индукции. Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней.

Огромное количество накопленных знаний позволило Исааку Ньютону придать физике законченную форму системы классической механики и построить первую известную в науке целостную (ньютоновскую) картину мира. Другим важнейшим вкладом Ньютона в науку стало создание основ математического анализа, представляющего собой фундамент современной математики.

Научная революция XVII века сделала науку автономной социальной системой. Во многих странах появляются научные кружки, лаборатории, академии.

Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей систематические прорывы в новые предметные области.



22. Научная методология Ф.Бэкона и Р.Декарта и ее роль в развитии науки.

Согласно Ф.Бэкону процесс научного обобщения - это индукция. Науку расширяет эксперимент. Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума человека от заблуждений, которые он называет идолами рода, пещеры, площади (рынка), театра (теорий). Индукция позволяет выводить общие положения, законы связей явлений из отдельных чувственно воспринимаемых фактов, а затем проверять, правильно ли установлены законы, вновь обращаясь к эмпирическим фактам.

В отличие от Бэкона, Декарт создал учение, согласно которому критериями достоверности знания являются интуиция разума и дедуктивно-логическая обоснованность. Таким образом, Р. Декарт явился основоположником науки классического типа, то есть знания, основанного на причинно-следственном объяснении. По мнению Декарта, знание должно обладать следующими свойствами: 1) быть объективным; 2) быть доступным для любого человека; 3) основываться на строгой логичности.

Декарт выделяет два способа усмотрения истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. Интуиция - это понимание ума, при котором не остается сомнения относительно того, что мы разумеем.

Индукция - знание умственное и непосредственное.

Дедукция есть логический вывод, с необходимостью вытекающий из посылок, поэтому она есть знание опосредованное. Дедукция включает в себя цепь последовательных логических операций. Отправляясь от достоверной интуиции, разум двигается дальше посредством дедукции. Итогом совместной работы интеллектуальной интуиции и дедукции оказывается теория - стройная совокупность взаимосвязанных теоретических положений.

23. Концепция научного знания Канта

Кантовская концепция науки:

  1. Исходный дуалистический принцип. Переход от материального-идеального. К субъективно-объективному. Субъективное зависит от человека. Объективное от человека не зависит.

  2. Агностицизм (непознаваемо в сущности объективной реальности) Истина сущности познаваемого объекта зависит от уровня развития социальной практики.

  3. Субъективный идеализм (в потоке своего индивидуального сознания человек ощущает себя хорошо)

  4. Антинамичность (принцип перехода от классической методологии науки к современной)

  • Мир конечен, мир бесконечен

  • Все в мире просто, все в мире сложно

  • Человек свободен, человек не свободен

  • Все в мире по необходимости, все в мире по случайности


Структура любого объекта в неклассической науке неисчерпаема, как и его сущности.

  1. Априоризм (априорное – доопытное знания) – априорных содержательных формах познания. Объективное основание для процесса познания дают нам доопытные бессодержательные формы.

  1. Априорные формы чувственности: пространство – время. Механистическое пространства и времени заменяется реалистической.

  2. Априорные формы рассудка – это причинно-следственные связи которые выражаются в категориях.

  3. Априорные формы разума оборачиваются апостериорными аналитическими (конкретизация знания) и синтетическими (прирост знания) формами суждения.

Два алгоритма (императива – прямое предписание (должен словами) эффективной деятельности Канта:

        1. Условный (Гипотетический)

В труде «Критика чистого разума»: «Если хочешь достичь какой-то цели, поступай соответствующей этой цели образом» На деятельность человека влияет знание физических законов. Объективная реальность в условиях несвободы.

  1. Безусловный (Категорический) Критика практического разума. Поступай так чтобы другой человек не был для тебя средством, а самоцелью. Поступай так чтобы максима твоей воли (жизненные принципы) могла стать всеобщим законом. Высший нравственный закон. Субъективная реальность в условиях свободы.

24. Становление социально-гуманитарного знания.

Предметная область общественных наук - человеческое общество.

Протагор и Сократ заложили начало социо-гумманитарного знания (антропоцентризм, диалектика).

До 40-х гг. XIX в. обществознание развивалось в контексте социальнофилософских концепций.

В эпоху Нового времени оно подражало механистичности естествознания.

Когда последствия промышленного переворота становятся очевидными:

  1. Основоположник позитивизма – О. Конт вводит социологию в классификацию наук, определяя её предмет как «социальную физику», что демонстрирует подражание естествознанию;

  2. М. Вебером обосновывается, что в социальной науке качественные аспекты исследования преобладают над количественными и особую значимость приобретает вероятностный характер социальных законов, исходя из которых только и можно объяснять индивидуальные события.

  3. К. Маркс и Ф. Энгельс осуществляют открытие диалектико-материалистического понимания общества и его истории, что соответствует стандартам зрелой науки, которой всегда ближе материалистическая теоретико-методологическая позиция; Диалектика в современной науке – учение о саморазвитии, всеобщей связи и взаимной обусловленности всех явлений.

  4. Российский историк и представитель органицизма (принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями живой природы) – Т.Н. Грановский вырабатывает возрастной принцип анализа истории, который позволил обосновать равноценность методологического фундамента естествознания и обществознания.


Существенная специфическая сложность социальной науки заключается в соотношении субъекта и объекта познания, поскольку субъект стремится постичь тайны собственного бытия и вынужден, образно говоря, раздваиваться, выступая одновременно в роли субъекта и объекта.

25. Становление и специфика технических наук.

Технические науки — область исследования, проектирования и конструирования искусственных объектов с помощью естественнонаучных и математических методов, цели которой определяются практическим использованием полученных результатов для удовлетворения человеческих потребностей.

  1. Элементы технических знаний в древности находят отражения культурах Древнего Египта, Вавилона, Рима и Китая.

Технические знания основывались на опыте и существовали в качестве описания средств трудовой деятельности и способов их применения при возведении различных сооружений, например, храмов, дворцов.

  1. Научно-технические знания в Античную эпоху

Механические объяснения возобладали над мифологическими. Античная наука объясняла природу из техники.

  1. Технические знания в Средневековье (V – XVвв.)

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете, а стиль в архитектуре определялся божественной точкой зрения.

  1. Технические идеи и знания Эпохи Возрождения (XV- XVI вв.)

Сделаны попытки философского осмысления техники на основе развития математики, астрономии, механики, биологии, геологии. Утвердился технический эксперимент как метод и получила высокий статус механика как наука, фундамент которой заложил Галилей.

  1. Развитие науки и техники в Новое время (XVII – XIX вв.). Промышленная революция

Техническое знание приобрело научный характер. Обусловлено созданием необходимой теоретической базы, послужившей в дальнейшем опорой для новых технических разработок.

  1. Технические науки в культуре современной цивилизации

В этот период (2-ая пол. XIX – 1-ая пол. XX в.) технические науки стали представлять особый тип научного знания. Середина XX в. - число технических наук достигает несколько сот. Место и роль технических наук в системе современного научного знания определяется тем, что: во –первых, технические науки занимают лидирующие положение в системе научного знания и дают наибольший экономический эффект, во-вторых, технические науки выполняют роль своеобразного интегратора всех других областей научного знания.