Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


26 Становление философии истории. Принцип историзма в науке.

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Становление философии истории

        1. Античное время:

  • пророк Даниил, автор масштабного описания смены четырёх монархий,

  • Аристотель, его труд «Политика»,

  • Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял первую попытку регресистской периодизации истории.

        1. В Средневековье Августин Блаженный первым поставил проблемы философии истории, сделал попытку объяснить ход человеческой истории властью Бога. Философия истории Августина при всей ее теологичности заложила основы теории общественного прогресса.

        2. Отд. элементы Ф.И. складываются в эпоху Возрождения. Сам термин "философия истории" впервые употребил Вольтер, имея в виду универсальное исторические обозрение человеческой культуры. У Гердера Ф. и. конституируется в автономную дисциплину, отвечающую на вопрос: существуют ли положит. и неизменные законы развития человеч. обществ и если существуют, то каковы эти законы?

Принцип историзма - подход к анализу любых объектов, явлений и процессов с позиций их изменчивости во времени, включающей периоды постепенной эволюции и резких структурных перестроек (катастроф). В сочетании с системным подходом заключается в анализе любого объекта как системы, состоящей из элементов, связанных внутренней структурой и закономерностями функционирования. Хорошо проявляется в диалектике.

27. Философия истории: общие идеи, принципы и категории.

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Важнейшие системы философии истории:

  1. теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог);

  2. метафизическая философия истории (движущая сила судьба);

  3. идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

  4. натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

  5. материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения).

Задачи:

    1. исследование того, как развивалась человеческая история, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы;

    2. определение взаимосвязей между прошлым, настоящим и будущим;

    3. изучение главных факторов исторической эволюции;

    4. предсказание общих линий или тенденций будущего развития.


Принципы понимания истории с точки зрения философии:

  1. принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни;

  2. принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);

  3. принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.

Концепции:

  1. концепции однолинейного прогрессивного развития;

  2. концепции многолинейного развития;

  3. концепции циклического развития.

28. Особенности современного этапа развития науки.

Направлена на глубинное постижение объективного мира, поэтому важной мировоззренческой ориентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира.

Приведем основные принципы современного постнеклассического типа научной рациональности:

  1. широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации сложных систем;

  2. укрепление парадигмы целостности (осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир);

  3. Распространение принципа коэволюции (взаимообусловленного изменения систем и частей внутри целого);

  4. изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении;

  5. широкое внедрение философии и ее методов в большинство наук;

  6. соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта;

  7. внедрение времени во все науки (историзация);

  8. усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактизации и сложности;

  9. стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма;

  10. понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного объекта.

29. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Типы научной рациональности.

Типы научной рациональности:

  1. Классическая научная рациональность (Ньютоновская рациональность XVI-XIXвв) Ньютон создает всеобъемлющую картину мира. Заложил основы науки.

Принципы:

1) Природа объективно существует независимо от человека; 2)Все элементы природы связаны причинно-следственными связями. 3) Основой познания является эксперимент. 4) Все приборы, используемые в научном познании являются усилениями сенсорных возможностей человека. 5) Исследователь не влияет на объект познания. 6) Процесс познания кумулятивен. 7) Абсолютная истина достижима. 8)Редукционизм – сведение сложного к простым составляющим.

  1. Неклассическая научная рациональность. Ведущей областью науки становится квантовая механика (XIX – 50-е г. XXв.). Возникает квантовая механика. Открывается радиоактивность и т.п. Материя исчезла – эмпириокритицизм. Возникает две теории относительности (специальная и частная).

Принципы: 1) Корпускулярно волновой дуализм – двойственная природа света (волны и частицы). 2) Кумулятивность процесса развития науки меняется на парадигмальность. 3) Изменилась роль приборов в познании. Теперь прибор меняет характер самой реальности. Прибор вмешивается в процесс познания. 4)Статистическое взаимоотношение между причиной и следствием (одна причина – множество следствий) 5)Абсолютная истина недостижима. 6)Нет редукционизма и детерминизма.

  1. Постнеклассическая наука. Постнеклассический – наше время (Ведущей областью знаний становится синергетика).

Синергетика возникает в 1960г. (Илья Пригожин и Вернер Хакен основоположники). В закрытых системах вероятность образования чего-то нового очень мала (нулевая). В открытых системах она может быть сколь угодно большой. Закрытых систем почти нет, кроме искусственно созданных человеком.

Принципы: 1) Принцип коэволюции- сопряженное взаимообусловленное изменение системы, частей внутри целого; 2) Усиление парадигмы целостности 3) Система приходит в точку бифуркации (критическое состояние системы), и дальше ее развитие не предсказуемо. 4) Усиливающаяся математизация наук


30. Научное знание как развивающаяся система.

Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение:

миф-> «преднаука»-> классическая наука-> неклассическая-> посттнеклассическая

    1. кумулятивизм(«увеличение»): развитие науки знаний идёт путём постепенного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний. Развитие непрерывно, качественных скачков нет.

    2. антикумулятивизм (парадигмальность): в ходе познания нет устойчивых компонентов: смена этапов развития н. знания – полный пересмотр подходов без содержательной преемственности.     

Наука сложная развивающаяся система, требующая классификации наук (предмет).

Структура научного знания может быть представлена как единство двух его основных уровней — эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимно переходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

31. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – основоположник эмпиризма; правила метода индукции.

Эмпирический уровень научного познания – это непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.

Эмпирический уровень научного познания содержит в своем составе два компонента: 1. Чувственный опыт. 2. Первичное теоретическое осмысление чувственного опыта.

Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент

Рене Декарт (1596 – 1650) – основоположник теоретического уровня научного познания; правила метода дедукции.

Теоретический уровень научного познанияэто обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.

Методы теоретического уровня научного познания: идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, формализация, Рене Декарт (1596 – 1650) – основоположник теоретического уровня научного познания; правила метода дедукции, анализ и синтез, индукция и дедукция.

32. Структура и функции научной теории.

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.


Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики), б) опытной экспериментальной проверяемости.

В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

  1. Исходные основания — фундаментальные понятия;

  2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

  3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

  4. Философские установки (к примеру, абсолютность пространства и времени и их независимость друг от друга в классической механике) и ценностные факторы (такие, к примеру, как точность).

  5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

  1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

  2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

  3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

  4. Предсказательная — функция предвидения.

  5. Практическая функция. (Применение на практике)

33. Формы научного познания.

Развивающееся научное познание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.

ФАКТ. Наука не просто стихийно накапливает факты, она добывает их сознательно и целенаправленно в упорной профессиональной деятельности.

Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний

ПРОБЛЕМА - это форма выражения противоречия между знанием и действительностью или противоречие в самом познании, вопрос, для ответа на который требуется новое знание.

ГИПОТЕЗА - обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Это способ перехода от неизвестного к известному, от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к знанию более полному, точному. Гипотеза должна проверяться.