ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26 Становление философии истории. Принцип историзма в науке.
Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.
Становление философии истории
-
Античное время:
-
пророк Даниил, автор масштабного описания смены четырёх монархий, -
Аристотель, его труд «Политика», -
Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял первую попытку регресистской периодизации истории.
-
В Средневековье Августин Блаженный первым поставил проблемы философии истории, сделал попытку объяснить ход человеческой истории властью Бога. Философия истории Августина при всей ее теологичности заложила основы теории общественного прогресса. -
Отд. элементы Ф.И. складываются в эпоху Возрождения. Сам термин "философия истории" впервые употребил Вольтер, имея в виду универсальное исторические обозрение человеческой культуры. У Гердера Ф. и. конституируется в автономную дисциплину, отвечающую на вопрос: существуют ли положит. и неизменные законы развития человеч. обществ и если существуют, то каковы эти законы?
Принцип историзма - подход к анализу любых объектов, явлений и процессов с позиций их изменчивости во времени, включающей периоды постепенной эволюции и резких структурных перестроек (катастроф). В сочетании с системным подходом заключается в анализе любого объекта как системы, состоящей из элементов, связанных внутренней структурой и закономерностями функционирования. Хорошо проявляется в диалектике.
27. Философия истории: общие идеи, принципы и категории.
Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.
Важнейшие системы философии истории:
-
теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог); -
метафизическая философия истории (движущая сила судьба); -
идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека); -
натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями); -
материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения).
Задачи:
-
исследование того, как развивалась человеческая история, на какие она делится эпохи, цивилизации, культуры, выявление ее общей схемы; -
определение взаимосвязей между прошлым, настоящим и будущим; -
изучение главных факторов исторической эволюции; -
предсказание общих линий или тенденций будущего развития.
Принципы понимания истории с точки зрения философии:
-
принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни; -
принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего); -
принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.
Концепции:
-
концепции однолинейного прогрессивного развития; -
концепции многолинейного развития; -
концепции циклического развития.
28. Особенности современного этапа развития науки.
Направлена на глубинное постижение объективного мира, поэтому важной мировоззренческой ориентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира.
Приведем основные принципы современного постнеклассического типа научной рациональности:
-
широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации сложных систем; -
укрепление парадигмы целостности (осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир); -
Распространение принципа коэволюции (взаимообусловленного изменения систем и частей внутри целого); -
изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении; -
широкое внедрение философии и ее методов в большинство наук; -
соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта; -
внедрение времени во все науки (историзация); -
усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактизации и сложности; -
стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма; -
понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного объекта.
29. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Типы научной рациональности.
Типы научной рациональности:
-
Классическая научная рациональность (Ньютоновская рациональность XVI-XIXвв) Ньютон создает всеобъемлющую картину мира. Заложил основы науки.
Принципы:
1) Природа объективно существует независимо от человека; 2)Все элементы природы связаны причинно-следственными связями. 3) Основой познания является эксперимент. 4) Все приборы, используемые в научном познании являются усилениями сенсорных возможностей человека. 5) Исследователь не влияет на объект познания. 6) Процесс познания кумулятивен. 7) Абсолютная истина достижима. 8)Редукционизм – сведение сложного к простым составляющим.
-
Неклассическая научная рациональность. Ведущей областью науки становится квантовая механика (XIX – 50-е г. XXв.). Возникает квантовая механика. Открывается радиоактивность и т.п. Материя исчезла – эмпириокритицизм. Возникает две теории относительности (специальная и частная).
Принципы: 1) Корпускулярно волновой дуализм – двойственная природа света (волны и частицы). 2) Кумулятивность процесса развития науки меняется на парадигмальность. 3) Изменилась роль приборов в познании. Теперь прибор меняет характер самой реальности. Прибор вмешивается в процесс познания. 4)Статистическое взаимоотношение между причиной и следствием (одна причина – множество следствий) 5)Абсолютная истина недостижима. 6)Нет редукционизма и детерминизма.
-
Постнеклассическая наука. Постнеклассический – наше время (Ведущей областью знаний становится синергетика).
Синергетика возникает в 1960г. (Илья Пригожин и Вернер Хакен основоположники). В закрытых системах вероятность образования чего-то нового очень мала (нулевая). В открытых системах она может быть сколь угодно большой. Закрытых систем почти нет, кроме искусственно созданных человеком.
Принципы: 1) Принцип коэволюции- сопряженное взаимообусловленное изменение системы, частей внутри целого; 2) Усиление парадигмы целостности 3) Система приходит в точку бифуркации (критическое состояние системы), и дальше ее развитие не предсказуемо. 4) Усиливающаяся математизация наук
30. Научное знание как развивающаяся система.
Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение:
миф-> «преднаука»-> классическая наука-> неклассическая-> посттнеклассическая
-
кумулятивизм(«увеличение»): развитие науки знаний идёт путём постепенного добавления новых знаний к накопленной сумме знаний. Развитие непрерывно, качественных скачков нет. -
антикумулятивизм (парадигмальность): в ходе познания нет устойчивых компонентов: смена этапов развития н. знания – полный пересмотр подходов без содержательной преемственности.
Наука сложная развивающаяся система, требующая классификации наук (предмет).
Структура научного знания может быть представлена как единство двух его основных уровней — эмпирического и теоретического. Эти уровни тесно взаимосвязаны и в процессе развития взаимно переходят друг в друга. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.
31. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – основоположник эмпиризма; правила метода индукции.
Эмпирический уровень научного познания – это непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.
Эмпирический уровень научного познания содержит в своем составе два компонента: 1. Чувственный опыт. 2. Первичное теоретическое осмысление чувственного опыта.
Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент
Рене Декарт (1596 – 1650) – основоположник теоретического уровня научного познания; правила метода дедукции.
Теоретический уровень научного познания – это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.
Методы теоретического уровня научного познания: идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, формализация, Рене Декарт (1596 – 1650) – основоположник теоретического уровня научного познания; правила метода дедукции, анализ и синтез, индукция и дедукция.
32. Структура и функции научной теории.
Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики), б) опытной экспериментальной проверяемости.
В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:
-
Исходные основания — фундаментальные понятия; -
Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.). -
Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. -
Философские установки (к примеру, абсолютность пространства и времени и их независимость друг от друга в классической механике) и ценностные факторы (такие, к примеру, как точность). -
Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
К числу основных функций теории можно отнести следующие:
-
Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему. -
Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п. -
Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. -
Предсказательная — функция предвидения. -
Практическая функция. (Применение на практике)
33. Формы научного познания.
Развивающееся научное познание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.
ФАКТ. Наука не просто стихийно накапливает факты, она добывает их сознательно и целенаправленно в упорной профессиональной деятельности.
Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний
ПРОБЛЕМА - это форма выражения противоречия между знанием и действительностью или противоречие в самом познании, вопрос, для ответа на который требуется новое знание.
ГИПОТЕЗА - обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Это способ перехода от неизвестного к известному, от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к знанию более полному, точному. Гипотеза должна проверяться.