ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
47. Философские проблемы экономического знания.
Экономическая наука как особый вид специализированного знания ставит перед собой задачу понять какие факторы способствуют или препятствуют успешному осуществлению такого рода деятельности и какие закономерности для нее характерны.
К области философских проблем экономического знания можно отнести следующее:
-
Проблему того, как и почему в разные периоды времени изменялось представление о предмете, задачах и целях экономического знания; -
Вопрос о причинах возникновения тех или иных гипотез, категорий и моделей в рамках экономической науки и об их эвристической ценности; -
Вопрос о том, каково место экономической науки среди других наук о человеке и обществе и как связаны между собой эти науки.
Для представителей классической школы основные теоретические проблемы были связаны с поиском источников богатства, то маржиналисты во главу угла ставили проблему оптимального распределения ресурсов.
Предмет экономической науки как неоклассической теории – это проблема оптимального распределения ограниченного набора ресурсов.
Последовательным и наиболее теоретически обоснованным критиком классической и неклассической парадигмы экономической мысли является марксизм. В “капитале” Маркс пришел к выводу, что единственным источником стоимости и богатства является труд наемных работников.
Проблема неоднородности экономического знания - теоретического (знания о сущем) и практического (знаний объектно-счётных) - и их соотношения оказалась в центре «спора о методе» в конце XIX в.
Лидер новой исторической школы Г. Шмоллер выступил против политической экономии, претендующей на универсальность теоретического знания и ведущую роль по отношению к практике. Абстрактному теоретическому анализу отводилась служебная роль по отношению к эмпирическому изучению экономики. Такова была суть позиции представителей исторической школы.
Против выступил глава неоклассической австрийской школы К. Менгер. Как и Д. Рикардо, Менгер отстаивал приоритет строгого теоретического знания
, которое является сущностным и недоступно для исследователя-эмпирика.
Разделение экономического знания на теоретическое и практическое приобрело новую форму в результате принятия научным сообществом методологической доктрины А. Маршалла. При этом само понимание экономической теории было переосмыслено. Теория перестала пониматься как истинное знание об объекте, а стала трактоваться лишь как совокупность инструментов для решения практических задач — того, что стали называть прикладными экономическими исследованиями. Экономика разделилась на две части: фундаментальную науку, направленную на разработку аналитического инструментария, и прикладную науку, с помощью этого инструментария решающую практические вопросы.
Пересечение экономической теории и практики является наиболее проблемным звеном в системе экономического знания. Ученые предлагают посмотреть на эту проблему не только с точки зрения экономистов-теоретиков, а с позиции исследователя-прикладника, для которого главным вопросом является возможность применения теоретических рекомендаций на практике. Теоретик и практик имеют разные объекты исследования, что связано с разными предпосылками и условиями их деятельности.
48. Предмет и метод философии хозяйства.
Философия хозяйствования - попытку создания экономико-христианской метафизики, попытку соединения в единой системе экономического ощущения мира и религиозного миросозерцания.
Предметом исследования философии хозяйства выступают экономические отношения, связанные с реализацией общественной потребности развития. В них входят различные аспекты жизнедеятельности: от воспроизводства населения до проблемы смысла хозяйствования.
При этом предмет философии хозяйства шире и фундаментальнее, чем предмет экономической теории. Экономическая теория изучает устойчивые, повторяющиеся связи в экономических явлениях и процессах. Философия хозяйства занимается разработкой концепции хозяйственных отношений, в то время как экономическая теория исследует уже существующие закономерности производства, распределения и обмена экономических благ.
Философия хозяйства направлена на гуманизацию экономических отношений, на развитие человека как личности и его благополучие, она призвана произвести ценностный анализ законов экономической теории.
Родоначальником философии хозяйства является С.Н. Булгаков. Он выявил предмет философии хозяйства, определен понятийный аппарат,
разработана методология, раскрыты проблемы современной экономической теории, во многом связанные с ускорением темпов экономической жизни.
Хозяйство - стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы
Таким образом, хозяйство открыто для взаимодействия с внешним миром и постоянно изменяется
Метод: исследование экономической философии путем познания мира через труд и преобразовательную деятельность. Начиная с 17в через накопленный опыт преобразовательной деятельности. Марксизм: через материю главенствующую над духом.
К настоящему времени сформировалось несколько подходов к анализу хозяйственной жизни:
-
стадиально-технологический (Д.Белл, Э.Тоффлер) - объясняющий происходящие в хозяйстве изменения технологическими факторами, господствующим способом производства; -
культурно - социологический (Г.Зиммель, П.Козловски, А.Тойнби, О. Шпенглер) - рассматривающий взаимоотношения экономики и культуры, прежде всего, в аспекте влияния на экономику культурных и этических ценностей и противоречий, возникающих между ними; -
структурно-функциональный (Т.Парсонс) – предлагающий понимание хозяйства с позиции разделяемых всеми ценностей и нормативных стандартов, призванных служить руководством к действию для отдельных исполняющих роли людей и для коллективов в различных ситуациях. -
гуманистический (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм, Ю.Хабермас) - рассматривающий хозяйство сквозь призму существования, бытия человека и поиска гармонии в его взаимоотношениях с природой и культурой.
49. Социокультурная детерминация научного знания
Перфраз: социокультурное объяснение обусловленность знания.
Детерминация в широком смысле — определение перспективы объекта, располагаемыми представлениями о его комплектации, нынешними параметрами и составляющими, присущими той или иной категории или образцу.
Исследования последних десятилетий показали, что проблема социокультурной детерминации, обусловленности познания представляет собой фундаментальную характеристику как познания вообще, так и научного знания в особенности. Детерминация реализуется в формах взаимообусловленности материального и идеального, внутреннего и внешнего, осуществляется не только как причинная, но и в других многообразных формах обусловленности.
Среди непричинных типов детерминации выявлены такие, как условная, функциональная, системная, управляющая и другие, тесно связанные с причинностью, но не сводящиеся к ней. Детерминизм понимается сегодня как относительная необходимость, существенно дополняемая случайностью, вероятностными связями и отношениями, что предполагает преодоление представлений о нем только как о жесткой однозначной связи вещей и явлений.
ти положения конкретизируются в детерминации познания следующим образом. В «мире познания» в отличие от «мира вещей» существует двойная детерминация — объектная и субъектная, реализующаяся как через субъектно-объектные, так и через субъектно-субъектные отношения. Включение субъекта в детерминационные отношения вводит ряд новых принципиальных моментов в процесс детерминации, совершаемый в природе без вмешательства человека. Главный из них состоит в том, что детерминация становится целенаправленным и управляемым процессом, а значит обретает социальные и культурно-исторические признаки и характеристики. В результате научно-познавательная деятельность предстает как система действий и операций, обусловленных:
-
объектом исследования и наличным знанием; -
активной практической и теоретической деятельностью субъекта, через которую опосредованно реализуется социальная детерминация познания.
50. Состав и структура оснований науки.
Основания науки – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.
Структура:
-
идеалов и норм исследования - регулятивные идеи и принципы, выражающие представления о ценностях научной деятельности, ее целях и путях их достижения -
научной картины мира - целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. -
философских оснований науки - система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
Функции:
-
определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; -
служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; -
выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи.
51. Философские основания науки.
Философские основания науки - система философских идей и принципов, посредством которых обосновываются представления научной картины мира, идеалы и нормы науки и которые служат одним из условий включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.