ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научный опыт у Полани внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, т.е. явно личностно окрашен. Это основной вывод из концепции Полани.
Принципиальная новация концепции М.Полани состоит также в указании на то, что сам смысл научных положений зависит от неявного контекста скрытого знания. При этом Полани утверждает, что смысл неотделим от той личной уверенности, которая вкладывается в провозглашаемое научное суждение.
42. Соотношение классической и современной методологии науки.
Наука - Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
| Классическая наука | Современная наука |
Объект (конкретный эл-т реальности, на которое направлено исследование) | Объективная реальность | Мир в целом – объективно-субъективная реальность. Кант заложил этот подход. |
Предмет (особый аспект функционирования объекта) | Предмет - простые механич. системы (химия, механика, физика). Это системы, функционирующие на основе динамич. з-нов, т.е. законов на основе однозначной детерминации. | Любой предмет берется как сложная динамическая система. Функционируют на основе статистических законов. Законы вероятностной детерминации. |
Методология | Общая установка является метафизической , в смысле антидиалектики. Об изолиров-ти и неизмен-сти явлений. | Общая методологическая установка – диалектика. |
Трактовка целого | Целое – простая сумма составляющих его частей | Целое – всегда рассматр-ся как нечто большее или меньшее суммы составляющих элементов |
| Принцип редукционизма. Этот принцип хорошо представлен уже в концепции атомизма. | Антиредукционизм – в конце 20 в. был переименован. Принцип синергии . Сверхсистемный эффект – положительный или отрицательный. |
Вопрос пространства и времени | Абсолютное простр-во и t. Это автономные внешние характеристики материальных систем, исследуемых наукой. | Пространство-время – это внутренняя структура материальных систем. |
Принцип детерминизма (элементарная база науки) | Метафизич. детерминизм, механистич. детерминизм. Все имеет причину и поэтому все происходит по необходимости и нет ничего случайного. Причинность отождествляется с необходимостью, случайность отрицается. | Все имеет причину, но причина причине рознь. И причины есть как у необходимых, так и у случайных событий. Случайность есть в самой сути бытия. Все зависит от характера связи. |
43. Методологии социально-экономического исследования.
Исследование - результат исследования, научный труд, документ с описанием изученного объекта или чего-то.
Экономические науки и социология, подобно естественным, опираются на эмпирические исследования действительности.
Полученные факты анализируются и обобщаются с целью найти в них какие-то закономерности. Науки такого рода нацелены на полезные в практическом отношении результаты, которые можно использовать для разработки различного рода социальных технологий (в политике, экономике, финансах, управлении и т.д.).
С одной стороны, экономическая наука исследует хозяйственную, т.е. материальную в своей сущности деятельность, поэтому из всех общественных наук она оказывается наиболее близка к естествознанию, познающему природный, т.е. материальный мир, и это выражается в наибольшей адаптированности исторически богатого методологического опыта естествознания именно к социально-экономическому познанию. Не случайно, математические методы вошли в обществознание через экономику, за что наш соотечественник, как уже было обозначено в I главе, Л.В.Канторович, математик и экономист, получил в 1975 г. Нобелевскую премию.
С другой стороны, при всей указанной близости социально-экономического познания к естествознанию необходимо также в полной мере осознавать, что родная почва экономической науки – это обществознание. Социально-экономическое познание исследует, хотя и материальную, но всё же деятельность как специфическую активность социального субъекта. Поэтому методология экономической науки должна выстраиваться с учётом роли субъективного фактора в исследуемых процессах, что так или иначе имеет место в экономической теории, которая всегда в своих построениях исходила из определённого образа хозяйствующего субъекта.
44. Методологическое значение категорий диалектики в научном познании.
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде.
Категории:
-
единичное-особенное-общее; -
причина-следствие; -
содержание-форма; -
необходимость-случайность; -
возможность-действительность; -
сущность-явление.
В диалектике и историческом материализме категории рассматриваются как результат обобщения опыта исторического развития познания и обществ. практики.
Категории – ступеньки познания мира. В процессе исторического развития жизни, культуры и познания происходит развитие категориальных структур мышления, изменяются место и роль отдельных категорий. В категориальной форме конденсируется опыт не только познания, но и практической деятельности людей, их культуры. Эти категории выражают фундамент уровня понимания человеком природы, общества, самого себя, являются важнейшими элементами мировоззрения людей.
45. Проблема истины в научном познании.
Согласно Аристотелю, истина - это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия.
Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии (наука о критике и теории познания).
Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?
Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины - абсолютную и относительную.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть
Относительная истина - неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.
Почему истина является относительной?
-
Любое знание является верным только для определенных условий. -
Любое знание является верным только на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.
Проблема: Существует ли критерий истинности знания?
Критерии истины - практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.
Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.
46 Язык и коммуникация в научном познании.
Итальянские гуманисты Эпохи Возрождения заложили основы классической филологии, ставшей впоследствии родоначальницей целого семейства наук о языке. В XVIII в. нем. философ Гумболът сформулировал положение о саморазвитии языка, в XIX в. сложилось представление о языке, ставшее классическим, ему отводится важная роль в жизни человека и общества.
Язык - это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа
-
Язык исключительное достояние человека. -
Язык связан с мышлением человека. -
Язык – средство социализации индивида. -
Язык выполняет ряд обществ функций, одна из важных - коммуникативная.
В философии есть 2 подхода к анализу языка:
-
логический анализ языка, главная задача – реформировать язык, исключив из него двусмысленности. -
лингвистический, главная задача - тщательный анализ фактич употребления языка.
Коммуникация - это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.
Понятие коммуникативности в научном познании составляет важный элемент профессионального общения ученых. Отдельный ученый, индивидуальный субъект познания, включен в состав научного коллектива — лаборатории, кафедры, института. Организованный характер коммуникация принимает на научных конгрессах, конференциях, семинарах.
Функции научной коммуникации:
-
социализация молодых ученых, усвоение и передача накопленного исследовательского опыта; -
применение определенного научного языка, -
оформление получаемого знания в виде текста.
Форма развития научного знания - диалог, в процессе которого дается описание и объяснение фактов. Важность диалога в процессе зарождения и оформления нового знания: мнение авторитетного ученого, научного руководителя, без критич оценки лишается глубокого осмысленного усвоения коллегами или учениками; постоянное соотнесение с мнением другого необходимо ученому, чтобы корректировать и совершить свою мысль, авторскую позицию, искренняя заинтересованность к уяснению других мнений стимулирует творч мышление, накопление и оформление новых знаний.