Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научный опыт у Полани внутренне переживаем, обусловлен страстным желанием исследователя достичь подлинно научной истины, т.е. явно личностно окрашен. Это основной вывод из концепции Полани.

Принципиальная новация концепции М.Полани состоит также в указании на то, что сам смысл научных положений зависит от неявного контекста скрытого знания. При этом Полани утверждает, что смысл неотделим от той личной уверенности, которая вкладывается в провозглашаемое научное суждение.


42. Соотношение классической и современной методологии науки.

Наука - Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.




Классическая наука

Современная наука

Объект (конкретный эл-т реальности, на которое направлено исследование)

Объективная реальность

Мир в целом – объективно-субъективная реальность. Кант заложил этот подход. 

Предмет (особый аспект функционирования объекта)

Предмет - простые механич. системы (химия, механика, физика). Это системы, функционирующие на основе динамич. з-нов, т.е. законов на основе однозначной детерминации.

Любой предмет берется как сложная динамическая система. Функционируют на основе статистических законов. Законы вероятностной детерминации.

Методология

Общая установка является метафизической , в смысле антидиалектики. Об изолиров-ти и неизмен-сти явлений.

Общая методологическая установка – диалектика. 

Трактовка целого

Целое – простая сумма составляющих его частей

Целое – всегда рассматр-ся как нечто большее или меньшее суммы составляющих элементов

 

Принцип редукционизма. Этот принцип хорошо представлен уже в концепции атомизма.

Антиредукционизм – в конце 20 в. был переименован. Принцип синергии . Сверхсистемный эффект – положительный или отрицательный.

Вопрос пространства и времени

Абсолютное простр-во и t. Это автономные внешние характеристики материальных систем, исследуемых наукой.

Пространство-время – это внутренняя структура материальных систем.

Принцип детерминизма (элементарная база науки)

Метафизич. детерминизм, механистич. детерминизм. Все имеет причину и поэтому все происходит по необходимости и нет ничего случайного. Причинность отождествляется с необходимостью, случайность отрицается.

Все имеет причину, но причина причине рознь. И причины есть как у необходимых, так и у случайных событий. Случайность есть в самой сути бытия. Все зависит от характера связи.


43. Методологии социально-экономического исследования.

Исследование - результат исследования, научный труд, документ с описанием изученного объекта или чего-то.

Экономические науки и социология, подобно естественным, опираются на эмпирические исследования действительности.

Полученные факты анализируются и обобщаются с целью найти в них какие-то закономерности. Науки такого рода нацелены на полезные в практическом отношении результаты, которые можно использовать для разработки различного рода социальных технологий (в политике, экономике, финансах, управлении и т.д.).

С одной стороны, экономическая наука исследует хозяйственную, т.е. материальную в своей сущности деятельность, поэтому из всех общественных наук она оказывается наиболее близка к естествознанию, познающему природный, т.е. материальный мир, и это выражается в наибольшей адаптированности исторически богатого методологического опыта естествознания именно к социально-экономическому познанию. Не случайно, математические методы вошли в обществознание через экономику, за что наш соотечественник, как уже было обозначено в I главе, Л.В.Канторович, математик и экономист, получил в 1975 г. Нобелевскую премию.

С другой стороны, при всей указанной близости социально-экономического познания к естествознанию необходимо также в полной мере осознавать, что родная почва экономической науки – это обществознание. Социально-экономическое познание исследует, хотя и материальную, но всё же деятельность как специфическую активность социального субъекта. Поэтому методология экономической науки должна выстраиваться с учётом роли субъективного фактора в исследуемых процессах, что так или иначе имеет место в экономической теории, которая всегда в своих построениях исходила из определённого образа хозяйствующего субъекта.

44. Методологическое значение категорий диалектики в научном познании.

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде.

Категории:

  1. единичное-особенное-общее;

  2. причина-следствие;

  3. содержание-форма;

  4. необходимость-случайность;

  5. возможность-действительность;

  6. сущность-явление.


В диалектике и историческом материализме категории рассматриваются как результат обобщения опыта исторического развития познания и обществ. практики.

Категории – ступеньки познания мира. В процессе исторического развития жизни, культуры и познания происходит развитие категориальных структур мышления, изменяются место и роль отдельных категорий. В категориальной форме конденсируется опыт не только познания, но и практической деятельности людей, их культуры. Эти категории выражают фундамент уровня понимания человеком природы, общества, самого себя, являются важнейшими элементами мировоззрения людей.

45. Проблема истины в научном познании.

Согласно Аристотелю, истина - это такое содержание наших знаний, которое соответствует действительности. Главной в этом определении является идея соответствия.

Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии (наука о критике и теории познания).

Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?

Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины - абсолютную и относительную.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть

Относительная истина - неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.

Почему истина является относительной?

  1. Любое знание является верным только для определенных условий.

  2. Любое знание является верным только на определенном этапе познания. Уровень наших знаний исторически ограничен, процесс познания бесконечен.

Проблема: Существует ли критерий истинности знания?

Критерии истины - практический и логический. С точки зрения логического критерия, некое знание, выраженное в форме суждений, является истинным, если оно согласуется с другими суждениями и выведено из них в соответствии с законами и правилами логики.

Механизм действия практики как критерия истины заключается в том, что знания считаются истинными, если действия, производимые с помощью этих знаний, приводят к тем последствиям, которые предполагались до начала действия.


46 Язык и коммуникация в научном познании.

Итальянские гуманисты Эпохи Возрождения заложили основы классической филологии, ставшей впоследствии родоначальницей целого семейства наук о языке. В  XVIII в. нем. философ Гумболът сформулировал положение о саморазвитии языка, в XIX в. сложилось представление о языке, ставшее классическим, ему отводится важная роль в жизни человека и общества.

Язык - это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа

  1. Язык исключительное достояние человека.

  2. Язык связан с мышлением человека.

  3. Язык – средство социализации индивида.

  4. Язык выполняет ряд обществ функций, одна из важных - коммуникативная.

В философии есть 2 подхода к анализу языка:

  1. логический анализ языка, главная задача – реформировать язык, исключив из него двусмысленности.

  2. лингвистический, главная задача - тщательный анализ фактич употребления языка.

Коммуникация - это тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен.

Понятие коммуникативности в научном познании составляет важный элемент профессионального общения ученых. Отдельный ученый, индивидуальный субъект познания, включен в состав научного коллектива — лаборатории, кафедры, института. Организованный характер коммуникация принимает на научных конгрессах, конференциях, семинарах.

Функции научной коммуникации:

  1. социализация молодых ученых, усвоение и передача накопленного исследовательского опыта;

  2. применение определенного научного языка,

  3. оформление получаемого знания в виде текста.

Форма развития научного знания - диалог, в процессе которого дается описание и объяснение фактов. Важность диалога в процессе зарождения и оформления нового знания: мнение авторитетного ученого, научного руководителя, без критич оценки лишается глубокого осмысленного усвоения коллегами или учениками; постоянное соотнесение с мнением другого необходимо ученому, чтобы корректировать и совершить свою мысль, авторскую позицию, искренняя заинтересованность к уяснению других мнений стимулирует творч мышление, накопление и оформление новых знаний.