Файл: 1. Предмет философии науки. Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТЕОРИЯ. Доказанное гипотетическое знание становится новым элементом старой теории или образует новую теорию, которая представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности.

ПАРАДИГМА - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и консолидирующая (объединяющая) большинство его членов. Понятие парадигмы было введено в теорию познания американским философом Томасом Куном.

34. Общенаучные методы познания.

Общенаучные методы имеют философскую природу и характеризуют человеческое мышление в целом. Они подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.

К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.

К методам теоретического уровня относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование и другие.

Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте

Анализ и синтез - Анализ - это мысленное расчленение объекта. Синтез - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.

Индукция и дедукция

Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели).

35. Роль философских идей, принципов и методов в научном познании.

Значение философских идей и принципов в научном познании в следующем:

  1. Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения..

  2. Философия дает науке наиболее общий принципы исследования, которые функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм и требований, которые ученый должен реализовывать в научном поиске.

  3. Важной функцией философии, оказывающей существенное влияние на развитие научного познания, является прогнозирующая функция.

  4. Философские принципы выполняют селективную функцию по отношению к конкретным научным исследованиям.


Философия также влияет на научное познание при построении теорий (особенно в ходе научных революций в периоды кардинального изменения фундаментальных научных принципов улавливая тенденции развития науки).

Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология.

36. Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарном познании.

Существенная специфическая сложность социальной науки заключается в соотношении субъекта и объекта познания, поскольку субъект стремится постичь тайны собственного бытия и вынужден, образно говоря, раздваиваться, выступая одновременно в роли субъекта и объекта. Этот своего рода камень преткновения, затрудняющий открытие социальных истин, обусловил имманентную рефлексивность социогуманитарного познания как в его историческом вызревании, так и в современном относительно самостоятельном функционировании.

Общественные науки не имеют единой концепции. Отличительной чертой является индивидуализированное постижение конкретных явлений. СГП дает ценностно-идеологическую оценку в части соотношения фактов и общественных идеалов.

Социальные законы «срабатывают» посредством деятельности человека и общества, т. е. социального субъекта, наделённого сознанием и волей, поэтому они объективны по содержанию, но субъективны по форме своего проявления и могут срабатывать быстрее или медленнее, благоприятно или болезненно для общества. Деятельность социального субъекта носит преимущественно стихийный характер, что значительно искажает, «затемняет», но при этом не отменяет их действие.

37. Формы и методы социально-гуманитарного познания.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием.



Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология.

Социально-гуманитарное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

Общие методы:

  1. Эмпирического уровня (наблюдение и эксперимент).

  2. Теоретического уровня (абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование и другие).

Помимо общих методов познания, СГП характерны специфические для него методы:

  1. идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросо-ответный метод»);

  2. понимание и рациональное (интенциональное) объяснение;

  3. ценностный подход («отнесение к ценностям») (Риккерт, Вебер).

Формы научного познания: идея; проблема; гипотеза; концепция; теория.

38. Человек как научно-философская проблема.

Основные философские проблемы человека:

  1. Происхождение человека.

  2. Проблема сущности человека.

  3. Бессознательное и сознательное.

  4. Индивид и личность.

  5. Смысл и цель жизни.

Античность Сократ, Протагор (антропоцентризм) «Человек есть мера всех вещей», т.к. Ч соизмерим со вселенной. Платон. Человек – синтез 2 противоположных миров, синтез души и тела. Аристотель (4 в до н.э.): Земля в центре космоса, Ч- на Земле, сл-но Ч существует в центре космоса. Аристарх Самосский (4-3 в до н.э.) впервые создал гелеоцентристскую концепцию. Демокрит «Считать, что мы единственные во вселенной также ошибочно, что, если на засеянном весной полем взойдет только одно зерно.» (идея множественности миров)

Средневековье По Средневековью: мы единственны во вселенной, Ч единственен и уникален. Бог создает Ч по своему образу и подобию.

Возрождение Гелиоцентрическая модель мира. Ч потерял привилегированное положение. Дж. Бруно (16 в): - множество звездных систем во вселенной, - множественность обитаемых миров. В европейском сознании возникает идея гуманизма, к-рая прославляет Ч. как высшую ценность.

Новое время Дуалистический принцип (сочетание двух противоположностей души и тела)Паскаль (17 в) «Трудность самопознания Ч в том, что в нем сочетаются субстанции неоднородные, противоположные – душа и тело.»


Французский материализм 18в. Ламетри, Дидро. Материалистический принцип сопоставляет душу и мозг. Душа телесна. Гольбах. Человек продукт природы. Законами механики можно описать Ч.Гольбах («Система природы») – Ч – продукт природы, он существует в природе, подчиняясь ее законам, Ч не может освободиться от природы даже в мыслях.

Немецкая классическая философия. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы филос. знания — филос. антропологии. По словам Энгельса, человек всей плотью и кровью принадлежит природе, однако гл. в человеческой природе — социальная обусловленность.

В настоящее время получило развитие общее человековедение (Ч. как комплексную проблему совр. науки и философии). Оно обосновывает многообразие научных подходов к исследованию Ч.

39. Перспективы развития социально-гуманитарных наук.

Естественные науки и философия являются ориентирами для соц.-гум. наук.

В настоящее время возрастает междисциплинарность, состоящая прежде всего в том, что почти любая проблема социально-гуманитарных наук решается посредством привлечения методов не одной, а нескольких социально-гуманитарных наук и не путем обособления в своей сфере, а посредством анализа ее места в обществе в целом.

В целом социально-гуманитарные науки играют значительную роль в преобразовании общества. Обществознание выступает связующим звеном между естествознанием и третьей основной отраслью науки – технологическим знанием.

Формирующееся на основе социогуманитарного познания синергетическое единство современной науки и культуры в целом органично вводит в методологию научного познания аксиологию.

Социально-гуманитарные науки - это особая область науки, в которой исследуются объекты, соизмеримые с человеком: они либо касаются непосредственно чел. жизни, либо являются результатом чел. деятельности. Соц. и гуманит. науки схожи друг с другом, границы между ними весьма расплывчаты: первые направлены на исследование социально-культурных явлений (экономика, политология, правоведение, социология), вторые представляют собой личностно ориентированное познание (история, психология, педагогика, цикл филос. дисциплин). Нередко они употребляются как синонимы.

Особый потенциал гуманитарных наук, связывают с формированием пространства критического мышления, обозначается гуманитарный поворот в мышлении, суть которого заключается в движении от предметности к рефлексивности и превалировании в современной профессиональной деятельности дискурса о практике. Это способствует сближению гуманитарных дисциплин и философии, а в исторической науке проявляется в актуализации эпистемологически ориентированной историографии. Образование в этих условиях тоже становится гуманитарным, переориентируясь со сферы предметного знания на культуры языка и мышления.


40. Соотношение веры, сомнения и знания в науке.

Вера -  признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования

Сомнение - психическое состояние или состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или раздвоения его становления, из-за неспособности сознания сделать дискретный однозначный вывод.

Знание - систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности

Сами понятия веры, сомнения и знания взаимосвязаны – вера является краеугольным камнем в формировании убеждений и взглядов, при этом являясь пониманием вещей, доказательство которых не требуется, а само собой разумеется и является основой миросуждения. Сомнение есть ключ к познанию, то, что позволяет объяснить с рациональной точки зрения возникшее противоречие как с самой верой, так и внутри нее, а далее формируется знание, которое становится «новой» верой.

(По сути, вся выжимка идеи вопроса сводится к тому, что получается спираль, в которой нужна отправная точка в виде очевидной истины, а дальше формируется сомнение в истинности окружающих явлений или даже в истинности того, во что верим, и в, попытках найти ответ, формируем знание, которое становится основой новой, «усовершенствованной» веры)

41. Личностное знание и его основания.

Личностное знание - термин, введенный в методологию науки американским философом М. Полани и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близокпо значению к термину «интуиция ученого»

Идея личностного знания была изложена Майклом Полани в одноименной работе.

Центральная идея Полани состоит в том, что наука делается людьми, овладевшими соответствующими навыками и мастерством познания, которое не поддается исчерпывающему описанию и выражению средствами языка.

В концепции личностного знания Полани выделяют три области (или варианта) соотношения мышления и речи.

  1. Первая область – неявное знание, словесное выражение которого затруднено или недостаточно адекватно. Данная область охватывает знания, основанные на переживаниях и жизненных впечатлениях.

  2. Вторая область знания содержит информацию, достаточно хорошо передаваемую средствами речи.

  3. В третьей области «затрудненного понимания» имеется несогласованность между невербальным содержанием мышления и речевыми средствами, что мешает концептуализировать содержание мысли.