Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31 10. Таким же порядком поступают, когда князь пожелает взять у кого барсучьи чехлы.
11. Если князь по каким-либо причинам захочет у узденей и ча- гаров взять баранту, а уздень или чагар в том воспротивится или ба- ранту по дороге у князя возьмет назад, за это платит в штраф князю одну хорошую хопопку или пару волов, а в баранте делается народное разбирательство, и если окажется, что князь неправильно оную взял, то отбирается и отдается по принадлежности хозяину; но последний и при правоте его от платежа сказанного штрафа за неповиновение кня- зю не избавляется.
12. Для собственного и двора своего продовольствия князь име- ет право брать у своих подданных и узденей баранов у кого только есть, не разбирая, им или посторонним принадлежит скот, с каждого дома в год по одному барану и ягненку, с тех кошей, которые принад- лежат узденям князя и подвластным им.
13. Узденя, чагары и прочие вольные люди, если терпят от сво- его князя какую обиду, то жалобщик имеет право уйти от своего узде- ня к князю, к какому хочет, и просить разбирательства, которое князь делает и по окончании приказывает господину, если жалоба на него справедлива, чтобы он обходился лучше, между тем просителя воз- вращает по-прежнему к его господину. Это иногда повторяется не- сколько раз в случае продолжения притеснения.
14. Когда князю нужны лошади, лошади для своих товарищей, не имеющих таковых, он может из табуна узденей, чьих бы то ни бы- ло, взять лошадей и ездить на них, а потом обращать их по-прежнему в табун. В случае из них какая от изнурения падет, князь за нее платит хозяину такую же лошадь.
15. Если кабардинцы, при разъездах партиями для розысков и наказания за какие-либо шалости или грабежи других племен горских, разобьют и возьмут у них добычу людьми, скотом и прочим, то стар- шему князю, хотя бы он не был в партии, дают из лучших пленных одного человека, а когда людей в добычу не достанется, то выдают князю скотом и прочим, по стоимости человека; остальную добычу делят по частям участвовавшие в партии между собой.
16. Если два человека, какие бы ни были, подерутся при лице князя на улице, на дворе или в доме, то зачинщик драки платит в штраф князю одну холопку за несоблюдение благопристойности к князю.
17. Если кто со служанкой князя будет иметь прелюбодеяние и в этом изобличится, платит князю в штраф холопку хорошую.

32 18. Полученные во время бытности князя в чужих краях за Ку- банью или в другом месте подарки узденя его делят постепенно, кому что следует.
19. Из полученного князем за дочь, при выдаче ее в замужество, ка- лыма дается часть его узденям и разделяется постепенно, кому что следует.
20. Когда князь женится, то в калыме за невесту помогают ему платить его узденя, смотря по состоянию каждого.
21. В калым за дочь свою князь берет: 1) лучший панцирь, стоящий двух крестьянок; 2) другой панцирь попроще, стоящий одной холопки;
3) налокотники, стоящие одной крестьянки; 4) еще налокотники и шишак, стоящие одной крестьянки; 5) саблю, стоящую служанки; 6) саблю попро- ще; 7) пять лошадей, из коих первая стоила бы непременно одной служан- ки, а прочие похуже и без цены, но только на выбор; но если прописанных вещей и лошадей не сыщет, то платит служанкам.
22. Когда князь умрет и останутся долги на нем кому бы то ни было и он их при жизни не заплатил, долги те остаются без платежа, и наследники за них не ответствуют.
23. Когда князь находится у карабулаков, назранов, ингуш или у тагурцев и он кого-либо пошлет по какому делу, а последнего ранят и не послушают, за это виновные платят князю 15 штук лошадей, сабля- ми, ружьями, шашками, пистолетами, так, чтобы каждая штука стоила непременно одной крестьянки.
Князья не имеют права, по обычаю народа, обижать узденей без причины.
24. Князья женятся на княжеских дочерях, а узденя на узден- ских дочерях, вольные на вольные, холопы на холопках, чагары у ча- гаров берут; по желанию же родителей и холоп может брать у вольно- го, а чагары у холопов.
25. Холопы исполняют в полной мере все приказания господ и работают безоговорочно, что ни прикажут.
26. Чагары платят годовую подать господину своему и работают по нижеследующему положению в народе:
1) Когда чагар будет иметь в пашне две пары волов, тогда обязан в год своему господину отдать три арбы обмолоченного проса, а при не- урожае и недостатке ничего не давать; а кто будет пахать одной парой, то на том же основании дать господину одну арбу тоже при урожае и достат- ке, а когда три пары будет в пашне – дать четыре арбы проса.
2) Каждый дом крестьянский ежегодно засевает землю на один ту- лук (т.е. мешок в 5 мер) просяными зернами господину и потом отдает ему все готовое; при работе продовольственные припасы в достаточном


33 количестве выдаются от господина, а при неимении таковых в прочее время у господина, крестьяне обязаны сами себе продовольствовать.
3) В сенокосное время чагары обязаны работать для господина так: три дня косить и два дня убирать скошенное и в стога класть с помощью крестьян, которые и сено возят совместно с первыми и кута- ны или дома, в том самом количестве, какое каждым из них накошено.
Из этого исключаются чагары, которые в первый раз косят, по их ма- лолетству, баранщики, табунщики, муллы и крестьяне, имеющие своих холопов. В случае же, когда господин не захочет косить по каким-либо причинам или не даст к прокормлению рабочим провизии, тогда кре- стьяне, за свободное от покоса время, обязаны дать ему с каждого дво- ра по 7 ароб готового сена.
4) В отношении дров крестьяне должны давать господам в год по восьми арроб с двора, если, впрочем, предоставляется возможность возить их по местоположению из гор; если же в том будет препятст- вие, то взамен дров каждый дом обязан доставить 15 толстых брусьев, годных к строению, и возить их зимой волоком волами.
5) Как прежде позволение кабардинцам ездить на Линию за со- лью, то всякий, кто поедет из крестьян на собственных своих быках или конных арбах, обязан был выдать господам по сапетке соли с быка или конной арбы; а кто таковых не имеет и поедет на выпрошенных у кого-либо быках или лошадях, те ничего не дают.
6) Кто будет делать железо, то из сделанного отдает господину в год с двора по одной полосе.
7) В случае понадобится князю дом большой с кухней, а снохе – малый, обязаны безоговорочно строить крестьяне, мазать-женщины их, глину же возить и делать – дворовые люди.
8) Огородные плетни делают крестьяне обще с дворовыми людьми; чистка сада от травы производится женщинами крестьянски- ми, по одной из дома, в лето один раз.
9) Плетни около всего дома, где нужно, должны делать крестья- не без дворовых холопов; также колья и хворост возить на крестьян- ской скотине.
10) Кто из крестьян имеет девок-дочерей, при выдаче их замуж отдает из получаемого за нее калыма господам с каждой девки по три скотины посредственных, без выбора лучших, господа же обязаны при выдаче девки замуж сделать для нее шелковый кафтан, а когда оного не даст, то и им не давать ни одной скотины, поступающей собственно за кафтан.
11) В бывающие в году два праздника – рамазан и курбан – де- лать для господ бузу из крестьянского проса; посуда господская.

34 12) Кто из крестьян будет иметь пчел, тот сначала три года гос- подам ничего не дает, а по прошествии трех лет, если от одного улья составится только три, все они отдаются господам, а если в хороший год более трех сапеток, то все остаются в пользу водившего. Когда же нехороший год для пчел и мало роев, то отдать господам только матку или два улья, как случится.
13) Если несколько братьев-крестьян, живших совместно, поже- лают разделиться, обязаны давать господам по 40 баранов с ягнятами.
Это установлено для того, чтобы не делились врознь, но жили вместе, а кто баранов не имеет, тот и делиться не вправе.
14) Если прибудет к господам в дом из женского пола гостья, состоящую при ней прислугу и волов кормят крестьяне.
15) Когда кого из крестьян чагары или другие люди убьют по мщению или другому чему, по азиатскому обычаю, платить за убитого двух человек, из которых один берется семьей убитого, а другой гос- подином последнего.
16) По взятии кого из крестьян где-либо в плен выручает выку- пом из оного семейство пленного, пополам с господами.
17) Крестьяне должны давать для господ в их поездку лошадей, кто имеет, в то время, когда они праздны, а когда нужны куда в поезд- ке или по другим надобностям самому хозяину, то оных могут не дать и господа не вправе насильно брать оных у крестьян; когда же из взя- тых лошадей будет украдена, загнана или от другого падет, в таком случае господа за то производят крестьянину плату.
18) Кто из крестьян зарежет рогатую скотину собственную, а не по- даренную, тот обязан, сваривши, переднюю лопатку принесть господам.
19) Во время рамазана, то есть поста, всякий крестьянин с двора должен в одну кушанье и питье принесть господину приличное со- стоянию его, но не свыше достатка крестьянина.
20) Кто из крестьян имеет баранов, обязан дать господину од- нажды в год, когда бывает заготовление копченой баранины в декабре месяце, с двора по лопатке оной.
21) После уборки хлеба крестьянами и возвращения с работы каждый крестьянин должен дать господину с двора по кубышке бузы и по одному большому просяному чуреку.
22) При всяком делании бузы, много или мало, крестьянин обя- зан отнесть один кувшин своему господину.
23) Если господин пожелает строить вновь дом или поправить, крестьяне строят, а старое, бывшее у него строение от дома, годное и негодное, берут себе на надобности.


35 24) Когда господин поедет на поминки к родственнику, тогда арбы с волами должны давать крестьяне по очереди.
25) Если пожелает господин выбрать из крестьян табунщика, взять может, только дает по выбору лучшего жеребенка табунщику в год, из числа пасомых лошадей; одежда у табунщика своя, но исключа- ется из подати с него одна арба проса, а когда зимою господин станет резать кобылу для пищи, то внутренность и шея вся табунщику отдает- ся, только малое количество их внутренности берет себе господин.
26) По всем прописанным статьям, кто окажется нарушителем, обязан заплатить за всякое невыполнение своему господину быка…
Опубликовано: Антология памятников права народов Кавказа. –
Т. 1. Памятники права адыгов (черкесов) и акты органов Российского государства. – Ростов-на-Дону: СКАГС, 2009. – С. 89–96.
2. Народное условие, сделанное 1807 года июля 10, после
прекращения в Кабарде заразы, в отмену прежних обычаев. Из-
влечения
1. Убавлен калым при взятии в замужество княжеских дочерей: платить за девицу 500 руб. серебром, на скот по оценке или оружием, а если вдова – калыму 300 рублей.
2. Узденям первостепенным платить калыму за девицу 350 руб., за вдову – 200 руб., по оценке на скот, лошадей и вещами.
3. Меньшие узденя за девицу – 220 руб., за вдову – 150 руб. за вдову – 150 руб. серебром.
4. Вольные за девку – 150 руб., за вдову – 100 руб. серебром.
5. Княжеских, узденских и вольных дочерей насильно не брать, как прежде было, кто какую хорошую девку заметит, мог самовольно брать самым разбоем, за что происходили, кроме ссор, убийства, и кто насильно взял девку, тот только платил калым родственникам. Это отменено с тем, что без согласия родственников и без венчания муллы своего аула никто ни у кого девки взять не вправе, а кто в противность этому возьмет девку буйством, тот подвергается штрафу 400 руб. серебром, а если посторон- ний мулла вмешается, штрафуется 30 руб. серебром…
…12. Кто имеет пчел, сеет просо, водит баранов и рогатый скот, тот обязан отделять ежегодно из меду и проса 10-ю часть, из баранов
40-ю, из рогатого скота 30-ю, из товаров и из денег 40-ю же части, ко- торые по получении эфенди делят по частям: одну себе, другую мулле, третью бедным, все по равной части, и, если нужно, то и сам валий требует народного пособия…

36
…14. Если кто умер до учреждения этих правил и сделал по имению какое-либо завещание или распоряжение, а дети или родст- венники еще не выполнили, то обязаны выполнить…
…17. С бедных людей, живущих в аулах, если о них будет сви- детельствовать владелец и эфендий, положенных народом податей не требовать.
18. За свободных простых или вольноотпущенных девок пла- тить калыму 160 руб. серебром и венчать по религии, с согласия род- ственников, самовольно же и тайно выходить замуж по-прежнему вос- прещается. Самовольно вышедших в замужество девок народ предпо- ложил отобрать и с прижитыми детьми обратить к прежним их вла- дельцам; но оставил это без исполнения, во избежание могшего воспо- следовать через это разорение и самого бунта…
…21. Князь не имеет права требовать обратно подарки, ему данные с давних времен узденем, но последнему не воспрещается доб- ровольно возвратить.
22. Уздень не имеет права переселяться в другое владение кня- зя, и всякий уздень должен жить близ своего князя аулом, хотя бы и не вместе.
23. Отпущенные князьями и узденями люди на волю не вправе отходить из их аулов в другие, а должны жить в оных как сами, так и происшедшие от них дети и проч.
24. Узденский уздень, после смерти своего узденя, по собствен- ному желанию может остаться у родственников умершего узденя или его князя, но в другое место и фамилию отойти не может.
25. Имение, оставшееся после умерших нераздельным, за 40 лет до мехкемэ, позволяет разделить, смотря по наследству, кому что следует.
26. Прежнее самовластие князей в больших поборах с народа, штрафах, убийствах, бывших до учреждения мехкемэ, этим постанов- лением уничтожено, исключая сбора порции с народом скотом, кото- рый поступает в мехкемэ…
…28. Если уздень по ссоре с князем ранит его лошадь по неча- янности, то обязан князя удовлетворить пятью душами крестьян, пя- тью лошадьми и пятью ружьями.
29. Когда уздень поссорится со своим чагаром и его убьет, обязан семейству убитого дать человека или брата убитого отпустить на волю.
30. Когда уздень обидит в чем-либо чагара своего и он будет просить за него разбирательства в обиде, в то время обиженный чагар остается свободным от услуг, покуда кончится разбирательство, про- чие же чагары ни малейшего ослушания господину не делают, а слу- жат по обыкновенному порядку.


37 31. Если холоп или чагар иметь будет подаренный от родствен- ников скот, то князь или уздень из этого скота не вправе от него ниче- го брать; для открытия же подлога, в случае сомнения господина в действительности подаренной скотины, холоп или чагар к оправданию своему обязан указать подарившего ему ту скотину родственника, ко- торый по вызове обязан в справедливости присягнуть; при невыполне- нии присяги скотина признается не за подаренную, а за собственную холопью, и господин вправе оную у чагара или холопа отобрать.
32. Если чагар женится и калым заплатит собственно сам, без помощи его узденя, то он вправе при потере расположения к жене со- гнать или отпустить ее; в этом ему препятствия не делать, исключая холопов, которые женятся с платежом калыма на счет господ; тогда холоп, хотя бы ему жена и не понравилась, то согнать ее воли не име- ет; холоп дочь свою выдает за другого холопа, но брать калыма за нее не может, а получает его господин.
33. Если чагар украдет что у узденя своего из скота, вора отдать для наказания в непосредственное распоряжение его господину, с ото- бранием скотины; если же у вора будут братья или другие родственни- ки и пожелают выкупить его от господ, то платить за то 150 руб. се- ребром или по оценке из скотины.
34. Если холоп или чагар, не заносивший никакой жалобы на гос- подина своего своему князю, бежит за Кубань или в Чечню, а впоследст- вии пойман будет господином, то последний может его продать кому хо- чет, и родственники не имеют права вступиться за беглеца; но имущест- вом его пользуется господин тогда только, если у беглеца нет родственни- ков, а когда таковые есть и жили с ними, то имение остается у них.
35. Если чагар до того обеднеет, что не в состоянии господину своему уплатить положенной подати, то должен служить у господина во дворе наравне с холопами, скот же господин не вправе забирать, и когда он от своего скота получит прибыток и на оный купит себе жену, в то время господин не вправе иметь его дома, а отпускает с женою по- прежнему жить особо, и чагар платит господину годовую дань.
36. Когда господин поможет чагару в платеже калыма за жену, в то время чагар не вправе жену сослать или отпустить.
37. Если чагар в доме у господина исправится и в состоянии бу- дет жить своим домом, то может к этому приступить и забрать свой скот, который привел к господину.
38. Уздень волен холопа обратить в чагара, дав ему на первый раз к домашнему обзаведению пару волов, пару коров, котел и восемь тулупов.


38 39. Если уздень имеет в доме холопов и из них есть чагар, а прочие издревле холопы, но состоянием исправнее чагара, то по жела- нию их уздень не вправе сделать их чагарами, преимущественно на- стоящего, хотя бы он и беднее был холопов.
40. Чагар или холоп при женитьбе на какой-либо из служанок своего господина может ходить к ней только для ночлега, по житель- ству ее в доме, но к себе брать не вправе; ибо этого рода жена не счи- тается законной; посему и происходящие от них дети принадлежат господину и как мать, так и чагар не вправе называть их сыном или дочерью, а сии именовать их законными родителями…
…В дополнение кабардинских обрядов установлено преимуще- ство, до узденей Куденетовых относящееся.
Если князь выдает свою дочь в замужество, и у него есть уздень из Куденетовых, тогда дает ему лучшую лошадь.
При своре двух князей между собою и убийстве из них одного, если будет в доме виновника находиться кто-либо из узденей Кудене- товых, при нем родственники убитого не вправе мстить за кровь по- следнего, до отбытия из дому узденя Куденетова, который, впрочем, не должен жить в доме более недели, пока убийца приготовится ухать в Чечню или другое место для приискания себе прибежища.
Если кто из князей или узденей кого-либо из Куденетовых уда- рит, хотя бы и не ранил, платит за то обиженному холопу лучшую ло- шадь, хорошую саблю, шишак вызолоченный, налокотники, панцирь лучшей доброты и сверх этого виновный собирает людей, варит бузу и, угощая оной народ и Куденетова, просит у последнего прощения, а вместе с тем отдает все вышепрописанные вещи и холопку.
Узденя Куденетовы имели право вступаться в обиде за черный народ и ходатайствовать за них в мехкемэ безотступно.
Где бывают Куденетовым, при бытности их не может никакой князь барантовать за вины в кошах и аулах.
Если кто из Куденетовых даст кому-нибудь слово в обещаниях или безопасности в жизни, этого никто из князей и узденей не вправе нарушать, под опасением за противное строгого оштрафования.
Кто из Куденетовых поедет с князем и, встретясь с другим кня- зем, будут друг в друга на дороге стрелять, и Куденетов за своего кня- зя вступится, то хотя бы убил другого князя, мщения Куденетову не будет, а падет на князя, с которым Куденетов был.
Кто у Куденетовых украдет лошадь со двора или из табуна и будет обличен, платит Куденетову три лошади за каждую.

39
Если приобретена будет добыча в других местах за какие-либо непокорности народов, кабардинцам принадлежащих, из оных давать
Куденетову без всякого счета лошадь лучшую, а свою часть он полу- чает особо; впрочем, это исполняется в том случае, когда кто-либо из
Куденетовых будет находиться в партии.
Когда князь женится, то к узденям Куденетовых без согласия их не вправе отвесть жену.
3-й же степени узденям за обиды от князей и узденей произво- дить удовлетворение саблею и лошадью.
После умерших чагаров имение детей следует отдавать под опе- кунское управление братьям и другим ближним родственникам, а уз- деням в имение, скотоводство и в семью не вмешиваться; таким же порядком поступить и с дворовыми холопами, при разделе чагар в от- даче господину состоят разные постановления: некоторые дают госпо- дину пару быков, другие холопку, а некоторые сто баранов или пять лошадей, а по неимению оных и рогатого скота полагаются особо раз- ные с господами условия.
Всякий уздень волен свою холопку отдать мужчине, какому хо- чет, с тем, что прижитые ими дети принадлежат узденю, который при- том всегда вправе отобрать холопку от того, кому дал, исключая, если за нее калым будет взят; тогда узденю до холопки и детей дела нет, ибо она будет холопу законная жена.
Владелец земли за покос в год барана с каждого дома, кто на его земле будет косить, равно и за поселение на его земле тоже с двора берет по барану; но это не относится до князей, а только узденей вольных и чагар.
Когда князь отдает на воспитание своему узденю или другому кому из простонародных сына своего, в то время бывает гулянье, и музыканту, при оном бывшему, аталык, т.е. воспитатель, дает лошадь и кусок дараи, т.е. какой-либо шелковой материи.
Уздень, женившись, отправляется с женой на время в дом какого- либо чагара, где производится гулянье, и чагар, у которого в доме будет уздень с женою, платит музыканту быка и штуку товара, какой случится.
Кто имеет из князей и узденей баранов, по снятии с них шерсти, белую всю оставляет у себя, а их черной сколько нужно на бурки, пол- сти для плотников и прочие надобности; затем, что останется, разделя- ет дворовым людям, по положению для одежды и проч.
Кто в праздник джумэ не явится в мечеть на богомолье, того хо- зяин аула штрафует пятью рублями серебром.
Когда князь за кем гонится с намерением убить, а тот, заметив это и обороняясь в крепком месте, убьет у князя лошадь, за это взы- скания и мщения нет, но обязан заплатить князю за убитую лошадь.