Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48 27. От князей незаконнорожденные тумаки, причисленные к разряду узденей 3-й степени, если отправляются по собственному делу и будут кем-нибудь обижены во время следования, то получают штраф наравне с узденьями 3-й степени; если же они занимают экзекутор- скую должность и посланы от суда, то в пользу их взыскивается за обиду, им нанесенную, штраф наравне с князьями.
28. Узденья, чагары и прочие вольные люди, подвергшиеся не- справедливой обиде со стороны своего князя, имеют право уйти тайно к князю, какому пожелают или первостепенному узденю, и просить разбирательства. Князь или первостепенный уздень обсуживает дело и по окончании уговаривает господина, чтобы он обходился лучше; про- ситель возвращается по-прежнему к господину. Обстоятельство это может повториться несколько раз, если господин будет продолжать притеснения свои
1 29. Когда женится уздень, он оставляет на время жену в доме чагара или оку, где происходит гулянье; чагар или оку в таком случае платит музыканту быка и штуку товара, какая случится
2 30. Уздень волен делать чагаров из холопьев, дав на первый раз для домашнего обзаведения пару волов, пару коров, котел и восемь тулуков
3 31. Каждому чагару дозволяется иметь у себя холопьев, но по правам народным он не может их продать или подарить без согласия на то господина; на других такого же состояния применять ему не вос- прещается, однако ж не иначе, как с позволения своего господина.
32. Когда чагар имеет холопьев и с позволения своего господина захочет продать их, тогда он избирает трех покупщиков, в числе коих был бы сам господин, и предоставляет на волю холопу, кому из них он назначает себя в продажу.
33. Если холоп или чагар иметь будет подаренный им от родст- венника скот, то князь или уздень не в праве отнимать его; но дабы кто не сказал напрасно, что он имеет подаренную скотину, тогда как гос- подин утверждает, что она собственная его, холоп или чагар к оправ- данию своему обязан указать подарившего ему ту скотину родствен- ника, который тогда вызывается и обязан присягнуть в справедливости показания; а если он не пожелает сделать этого, то правда остается на стороне господина, и этот приобретает полное право отобрать скотину у чагара или холопа, чего не может учинить, если вызванный родст- венник присягнет.
1
Ст. 13. не предоставляет первостепенному узденю права на разбирательство, которым он владеет по преданиям.
2
В дополнение ст. 17.
3
По народному условию после чумы, ст. 37.
49
Когда чагар за женою получит подаренный ей родственниками скот, то господин пользовать ими не в праве, а при продаже чагара скот остается у его жены, сколько бы ни народилось его от подаренно- го в течение времени, с холопьями поступается точно так же.
При женитьбе чагар или дворовый дает на первую ночь жене ко- рову из собственности; сколько бы от этой коровы не произошло при- плоду в течение времени, ни муж, ни господин не в праве отбирать, а все остается в пользу жены, даже при продаже мужа чагара или холопа дру- гому господину. Дворовым господин дает таковую скотину, если они оной не имеют, и таким же порядком она остается всегда жене.
34. Кто из крестьян имеет дочерей, обязан при выдаче их замуж отдать господину за каждую из получаемого калыма по 3 скотины или по четыре; господин может брать посредственных, не выбирая луч- ших. Господин обязан, при выдаче девки замуж, сделать ей шелковый кафтан, а в случае неисполнения этого не добирает одной скотины, которая поступает в уплату за кафтан.
35. Когда брат умершего чагара берет вдову в супружество, то платит в пользу родственников жены одного быка, сверх прежде упла- ченного за нее калыма (это называется физь-штажичав).
36. Если чагар до того обеднеет, что будет не в состоянии гос- подину своему платить положенной подати, то должен служить у гос- подина во дворе наравне с холопьями; скота же господин не в праве отбирать у него и, когда он от своего скота получит прибыль, на кото- рую в состоянии купить себе жену, господин его не может удержать у себя и должен отпустить с женою, чтобы жил по-прежнему особо; ча- гар же платит за это господину годовую дань.
37. Чагар, нажившийся в доме у господина до такой степени, что в состоянии завести собственное хозяйство, волен отойти и забрать весь скот, который он привел к господину; а то, что приобрел из господского в бытность у него в доме, оставляет все без изъятия у господина.
38. Уздень, буде имеет в доме холопьев и из них есть чагар, а прочие холопья, не может отпустить на сторону холопьев, а должен освободить преимущественно перед ними чагара, хотя бы этот беднее был холопьев.
39 1
. По взятии кого из холопов или чагар где-либо в плен госпо- дин вносит половину выкупной суммы, а другую половину платят родственники пленного.
40. Крестьяне одного семейства, состоящего из нескольких брать- ев, живущих вместе, не могут разделиться, не дав господам по 40 бара- нов с ягнятами каждый. Кто не имеет баранов, тот делиться не в праве.
1
Ст. 17.
50
Это сделано для того, чтобы не расходились врозь, а жили вместе; по- тому что через раздел они беднеют и уже не в состоянии ни исполнять работ, ни уплачивать должного господину
1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 22
В дополнительном обряде:
II) При разделе чагар, касательно платежа господину, сущест- вуют разные постановления: иные дают господину пару быков, другие холопку, некоторые сто баранов или пять лошадей, а по неимению оных и рогатого скота делаются ими с господами условия, с принятием на себя разных обязанностей.
41. Когда уздень обидит в чем-либо своего чагара, который бу- дет просить на него в том разбирательства, то обиженный остается свободным от услуг, пока кончится разбирательство; остающиеся же чагары ни мало не должны ослушиваться господ, а обязаны служить им обыкновенным порядком
2 42. Чагары платят господину своему годовую подать и работают по нижеследующему народному положению:
I) Холоп или чагар, имеющий для пашни две пары волов, обязан отдать своему господину в год три пары обмолоченного проса, но при неурожае или недостатке не даст ничего; а тот, который будет пахать одною парою, отдает господину на том же основании одну арбу при урожае и достатке; когда же в пашне будет три пары, то господин бе- рет четыре арбы проса после отделения чагаром или холопом в пользу свою потребного количества проса на семена.
Крестьяне сколькими быками производят хлебопашество, столько арб проса обязаны отдать своему господину
3
II) Из крестьян каждый дом семенами господина ежегодно засе- вает земли на один тулук проса; господину же возвращает готовым. В работе, к прокормлению, припасы быть должны от господина в доста- точном количестве; когда же господин доставлять их не будет, то кре- стьяне от работы в пользу его освобождаются.
III) В сенокосное время крестьяне должны господину работать: три дня косить, а два убирать скошенное, потом класть в копны с по- мощью дворовых холопьев и возить сено в кутаны или дома; – дворо- вым же холопьям и крестьянам перевозить только то, что они накоси- ли и в копны поставили.
Холопья, в 1-й раз поступившие на работу муллы и крестьяне из которых есть холопья или дворовые люди, баранщики и табунщики,
1
Ст. 13.
2
По преданиям после чумы ст. 29.
3
По преданиям, а в обрядах суда нет.
51 для узденей не косят; вообще, буде господин не захочет косить по ка- ким- либо причинам или даст припасов для прокормления рабочих, то крестьяне обязаны дать ему с каждого двора по семи арб готового се- на, в уважение того, что избавлены от кошения сена в его пользу.
IV) Дров давать господину по восьми арб со двора; делать это, если возможно, из гор, смотря по местоположению; когда же окажется препятст- вие, то каждый дом обязан доставить взамен господину пятнадцать толстых брусьев, годных к строению, перевозя их зимою на быках (волоком).
V) Когда было прежде позволение кабардинцам ездить по линии
[за Мажарскою
1
] солью, то всякий, кто поедет из господских крестьян на собственных своих быках, обязан был отдать господину половин- ную часть соли
2
после отделения себе из нее по сапетке с быка; а кто быков не имел и ездил на выпрошенных у другого, тот господам ниче- го не давал; отправляющийся за солью на собственных конских арбах тоже господину отдавал по одной сапетке с арбы; за чужих же лоша- дей не платил ничего.
VI) Кто будет ковать железо, отдает из сделанных в год по од- ной полосе господину.
VII) В случае, если узденю
3
понадобится большой дом с кухнею, крестьяне обязаны безоговорочно выстраивать ему таковый, а женщины их мазать, возить глину и месить ее вместе с дворовыми женщинами
4
VIII) Огородные плетни делают крестьяне обще с дворовыми людьми; полоть траву в саду обязаны по три раза в год крестьянские женщины, а равно и вымазывать дома
5
IX) Плетни около своего дома, где окажется надобность, долж- ны делать крестьяне с дворовыми людьми
6
, колья и хворост привозят- ся на крестьянской скотине.
X) Во время двух годовых праздников, Рамазана и Курбана, крестьяне обязаны варить господам бузу из своего проса, но в посуде господской.
1
В обрядах судейских пропущено «за Мажарскою».
2
В обрядах сказано: «давать господам по сапетке соли с быка», ст. 24: но это не сходно с преданиями.
3
В обрядах не господину узденю, а князю, – § 19 обустройстве домов узденьям.
4
В обрядах дворовым людям одним.
5
Про дома в обрядах умолчано, а указано только – по одной женщине из дому в лето один раз чистить траву.
6
В обрядах о дворовых холопьях не упоминается.
52
XI) Крестьяне, имеющие пчел, в первые три года ничего не да- ют господам; по прошествии же трех лет, когда от одной сапетки со- ставится три, все отдаются господам. – Когда в хороший год будет более трех сапеток, то все, превышающие три сапетки от одной, оста- ется в пользу крестьянина. В случае неудачи и малого числа роев, гос- подам отдается только одна матка или две сапетки; три сапетки, отда- ваемые господину, не должны браться им по выбору из всех, а назна- чаются те, которые выведены из одной сапетки.
XII) Прислугу и волов прибывших к господам гостей женского пола обязаны прокармливать крестьяне
1
XIII) Они же (крестьяне) дают господам в поездку лошадей, но только в то время, когда они свободны; если же они понадобятся хо- зяину для поездки или по другим надобностям, то крестьяне не дают лошадей и господа не вправе брать их насильно, дабы отдать за калым, ехать куда-нибудь по торговым видам или для кузнечной работы. Ко- гда из взятых на время лошадей будет какая украдена, загнана или па- дет от другого случая, то господин обязан заплатить за нее крестьяни- ну, которому она принадлежит.
XIV) Кто из крестьян зарежет рогатую скотину собственную, а не подаренную жене крестьянина, тот обязан половину спины с бока- ми, свежую и сырую, доставить господину. Эта часть мяса называется ясвабго. Равно с барана, сваривши переднюю лопатку, он (крестьянин) должен принести господину.
XV) Во время Рамазана, т.е. поста, всякий крестьянин с двора должен в одну ночь приносить господину кушанья и напитки, соответ- ствующие его состоянию, но не превышающие средств его.
XVI) Кто из крестьян имеет баранов, обязан давать господину с каждого двора по одной лопатке копченой баранины, единожды в год, в декабре, до наступления поста.
XVII) После уборки хлеба, по возвращении с работы, каждый крестьянин должен дать господину с двора по кувшину бузы и по од- ному большому просяному чуреку.
XVIII) При варении бузы в большом или малом количестве кре- стьянин обязан отнести один кувшин таковой к своему господину.
XIX) Если господин пожелает строить вновь дом, крестьяне обязаны его поставить, а старое и вообще, что будет годиться от старо- го дома, остается в пользу крестьян.
XX) Господину, отправляющемуся на поминки к родственнику, арбы с волами крестьяне должны давать по очереди.
1
§ 14.
53
По условию после чумы:
43. С бедных, в аулах живущих людей, о которых будет свиде- тельствовать владелец, хозяин аула и эфенди, не требовать положен- ных народом податей.
44. Из аула обществом выбирается один крестьянин для сооб- щения народу oбo всем, что требуется к исполнению; избранный на этот предмет исключается из народной подати, а ежели он чагар или ок, то господское положение платит наравне с прочими
1 45. Холопья исполняют в полной мере все приказания господ и работают, что велено безоговорочно
2 46. Когда, по приказанию господина, с баранов его стригут шерсть, то сколько бы ее ни оказалось белой и их прочих цветов сколько нужно, назначается господину и его детям; остальное же де- лится на равные части (со включением в дележ господина и детей) дворовым людям.
47. Когда режется скот для пищи господина, шкуры делятся по частям на дворовых людей для выделки чувяков и ремней
3 48. Господин в зимнее время, когда режет для пищи баранов, обязан ежегодно давать овчин на две шубы для дворовых людей; в противном случае они вправе ему не работать.
49. Во время сенокоса, если дворовые люди режут баранов, ов- чины остаются в пользу косцов
4 50. Во время продажи господином дворовых людей семье кому- либо из кабардинцев, буде они (дворовые) не согласятся идти к поку- пателю, господин должен отыскать трех покупщиков из узденей, и семья та без всяких уже отговорок обязана избрать из них одного
5 51. Кто имеет пчел, сеет просо и водит баранов, должен отдать из меда и проса десятую часть, из баранов – сороковую, из рогатого скота – третью, – и сороковую часть из товаров и денег; все это полу- чает эфенди и делит по частям; одну берет себе, другую дьякону, а третью бедным, остальное же делит поровну; в случае нужды и сам валий требует пособия от народа
6
…
52. Обижать эфенди и мулов, живущих в аулах, воспрещается; напротив того, всякий должен их защищать, а тем более главный эфенди, присутствующий в мехтеме.
1
В дополнение обряды, ст. 36.
2
Ст. 24.
3
По преданиям, а в обрядах нет.
4
В обрядах умолчено.
5
По преданиям.
6
По условию после чумы, ст. 12.