Файл: Хрестоматия по истории государства и права кабардинобалкарской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
Когда с женою чагара поступит такой скот, подаренный ее род- ственниками, и оным господин пользоваться не вправе и при продаже чагара не отнимается от жены его скотина, сколько бы ни было в тече- ние времени приплода. Так же поступать и с холопами.
При женитьбе чагар и дворовых нам первую ночь дает чагар из собственности жене их корову и сколько бы от нее ни произошло при- плода в течение времени, ни муж, ни господин не вправе в оный ме- шаться, а остается всегда в пользу жены, даже и при продаже чагара другому господину; то же исполняется и в отношении скотины, дан- ной дворовым, по неимению у них собственной.
Если чагар заплатит калым из собственности за жену, то при рас- стройстве с нею может сделать ее свободною, и господин препятствовать этому не вправе. Если же дворовый человек, женясь на девке такого же состояния, с платой за нее калыма из господского имения и поступив по- том по каким-либо сделкам в чагары по несогласию с женой, пожелает дать ей свободу, – сделать это без воли господина не может.
Каждый чагар вправе иметь у себя холопов, но по правам на- родным не вправе без воли своего господина их ни продать, ни пода- рить, ни на других такого же состояния променять.
Когда чагар, имея холопов, с позволения своего господина захо- чет продать их, тогда избирает трех покупщиков, в числе которых должен находиться сам господин, и предоставляет более самому холо- пу назначить себя в продажу кому-либо.
Если чагар упустит время, назначенное к подати или работам господским, за это господин вправе штрафовать, по положению, парой или двумя парами быков, смотря по упущению.
А когда чагар окажется ослушным посланному от господина для взыскания штрафа, тогда налагается двойной.
Когда бывает собрание народное по делам, тогда аул становится котами врознь, и если в это время у кого родится сын – отец его дает на пищу своему аулу корову, а за сопротивление платит штраф; в слу- чае если коров наберется так много, что съесть их аулом не могут, из- лишние остаются для другого собрания.
Если украдут у баранщика княжеского другие таковые же бара- на и виновный откроется, то платит баранщику, у которого учинил воровство, двадцать баранов за одного, которые и поступают в пользу баранщика, а хозяину до них дела нет. Это правило применяется в рав- ной силе и к узденским и прочим баранщикам.
Если пристанут к какому баранщику чужие бараны, он должен об них объявить по всей окрестности, и в случае неотыскания хозяина, пригульные бараны остаются в пользу баранщика, а хозяин коша в них


41 не вмешивается; но при неотыскании хозяина к приставшим лошадям оные предоставляются в пользу одного княжеского табунщика.
Табунщику платят за пастьбу лошадей по расчету, с четырех кобыл по стригуну; княжеский табунщик выбирает в помощь себе дру- гого табунщика, который и обязан на этот выбор дать быка; табуны составляются дворов из 30, 40 или более и менее, как случится.
Кто получает по стригуну с дома, тот платит прочим табунщи- кам, с ним находящимся, в год двадцать пять баранов и корову; два раза варит бузу, в каждой из пяти пудов меду и прочих припасов.
За пастьбу рогатого скота из аула дают пастухам по равной час- ти с двора, по общему согласию и смотря по количеству скота.
Старший при пчельнике князя или узденя выбирает себе по- мощника, обязанного дать за выбор быка; пчелинцам за караул пла- тится по фунту с пуда, кто сколько будет иметь меду.
Когда уздень пшекау поссорится в доме князя, с него за это штрафа никакого не полагается. Из всего аула выбирается обществом один человек для повестки народу обо всем, что потребуется к испол- нению, и за это он исключается из народной подати; но если выбран будет чагар, то платит господину наравне с прочими его чагарами.
В пользу того узденя или чагара, у которого будет находиться княжеская жена в первый раз после женитьбы, остаются лошади, кото- рые ее привезут.
Когда чагар умрет и оставшийся его брат возьмет его жену себе в замужество, платит в пользу родственников жены одного быка, сверх прежде уплаченного за нее калыма, и родственники не вправе воспре- тить брату на ней жениться. Если после умершего князя или узденя останутся сын и две дочери его, из имения отца их получают: сын – две части, а дочери по одной.
Жене после смерти мужа предоставляется с детьми осьмая часть, без детей – четвертая.
В прочих разделах делается разбор, смотря по родству, кому что следовать будет, но в таком только случае, если после умершего не останется детей, которые считаются прежними наследниками всего родительского имения.
НогмовШ.Б. История Адыхейского народа.– Нальчик: Эль- брус, 1994. – С. 152–169. Опубликовано: Антология памятников права
народов Кавказа. Т. 1. Памятники права адыгов (черкесов) и акты
органов Российского государства. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2009.
С. 97–105.

42
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

3. Полное собрание кабардинских древних обрядов (1844 г.)
I. Разделение кабардинского общества или племени на со-
словия, включая и класс крепостных людей:
1. Кабардинское общество разделяется на одиннадцать сословий и степеней узденских, включая и класс крепостных людей: а) Князья, происшедшие от князя Инала, потомка Казия, –
Джембулат, Мисост и Атажука; от Джембулата сыновья Бек-Мурза и
Кайтука, наследники которых приняли фамилию по именам своих от- цов, и потому теперь в Кабарде четыре княжеских фамилии: Бек-
Мурзина, Кайтукина, Мисостова и Атажукина
1
б) Узденья первой степени, происшедшие от родоначальника
Генардука: Анзоровы, Куденетовы и Коголковы, каждого из них име- нуют тлехотлеш или коц; уздени Тамбиевы равны с ними, но только фамилия их сама по себе особо
2
в) Княжеские узденья называются беслень орк; к этому классу также причислены по приговору незаконнорожденные от князей, называемые тумак. г) Узденья третьей степени принадлежат к первостепенным уз- деням; название им: оркша отлехуса. д) Вслед за ним узденья, называемые пшехао. е) Отпущенники от князей и узденей, называемые азад. ж) Княжеский беслень бщитл. з) Узденский ук, или крестьянин, который господину своему платит годовую дань и работает ему не всегда, а только в назначенные дни года, называемые оку. и) Узденский второго рода крестьянин, называемый тлохосшао
3
, который весьма мало уплачивает своему господину и работает ему менее, чем вышеозначенный ук. й) Дворовые люди, которые живут при своем господине, испол- няя все его приказания, называются Лагунипит
4
к) Служанка и прислуга: первую зовут унаут, а последнюю лигава.
1
Происхождение от Казия и разделение фамилии Джембулата взято из доклад- ной записки о владельцах землями в Кабарде и подтверждается изустным по- казанием стариков, которые основывают его на преданиях.
2
В правах, имеющихся в суде, не упомянуто о родоначальнике Генардуке, и даже Куденетовых фамилия поставлена выше Анзоровых, в чем не согласны предания.
3
По второму списку – тлохошао.
4
В судейских обрядах в одном классе означены всякого рода холопья, как княжеские, так и узденские, которые проживают у своих господ.

43
II. Права и обязанности каждого класса и отношение одного
сословия к другому, включая и духовенство
2. Князь, как от своего узденя, так и от прочих, которые в его владении находятся, в каждый год с баран-коша получает для пищи по барану и барашку; дань эта называется мелжаго.
3. Князь, по обряду, имеет право на время требовать от узден- ских табунщиков лошадей для езды себе и товарищам, с тем, чтобы, не изнуряя их, возвратить обратно.
4. Когда к князю приедет другой князь, как-то: из-за Кубани и других мест, князь показывает гостю квартиру у своего узденя, пшехао, и сколько бы приезжий ни прожил, пшехао должен кормить его со все- ми при нем находящимися; полученные же князем от навещающих его подарки, как-то: платье и конская сбруя, отдаются им тому узденю, у которого гость квартировал и продовольствован был со своею свитою
1 5. Кабардинцы, отправившиеся в партии против других горских народов, для наказания или по другим причинам, если останутся побе- дителями и возвратятся с добычею, состоящею из людей, скота и про- чего, то они обязаны старшему князю, хотя бы он и не был в партии, дать одного человека из лучших; когда же людей в добычу не доста- нется, отдается ими, чего таковой стоит, скотом и прочим; остальная добыча делится по частям между теми, кто был в партии.
6. Князь имеет право посылать по собственным делам узденя своего с наставлением, что делать там, куда он отправляет его.
7. Князья, имеющие своих дворовых людей, властны продавать их, дарить или разбивать семьи из Кабарды в другие места; а если про- данные, подаренные или остающиеся принесут в судебном месте жа- лобу, то она не принимается.
8. Когда князь узнает, что есть у кого хорошая охотничья собака или барсучье нагалище, то он вправе взять и то и другое; удостоверясь в доброте собаки, он платит хозяину по усмотрению своему.
9. Когда князь умрет и останутся на нем кому бы то ни было долги, которых при жизни он не уплатил, то все иски по ним остаются без внимания, и наследники ни за что не ответствуют
2 10. Когда князь расположится жениться, то за невесту платит по желанию и состоянию его узденя
3 11. Князья женятся на княжеских дочерях, узденья на узден- ских, вольные на вольных, холопья на холопках; чагары берут по же-
1
По преданиям, а в судейских обрядах нет.
2
Ст. 22, но стариками толкуется иначе: за то, что князь барантовал в наказа- ние, не отвечают наследники; долги же его по займам священны.
3
Ст. 20 обрядов вместо слова «по желанию» заключает: «смотря по состоянию».


44 ланию родителей невест своего звания или из холопок. Чагарам также предоставляется жениться на дочери вольного или холопа
1 12. Князю назначается калыму за дочь: лучший панцирь, стоящий двух крестьянок; другой панцирь, пониже добротой, ценою однако же не менее как в одну холопку; налокотники, стоящие одной крестьянки; еще налокотники и шишак, стоящие одной крестьянки; сабля ценою в служан- ку; сабля похуже; пять лошадей, из которых лучшая стоила б непременно одной служанки, а прочий похуже и без цены, но только на выбор. Когда прописанных вещей и лошадей не окажется, то платят служанками
2
По народному условию после прекращения чумы 1807 г. июля
10-го, по убавлении калыма на следующие разряды:
При взятии в замужество княжеской дочери, князь платит за не- весту из девушек 500 руб. серебром, на скот по оценке или оружием, а ежели будет вдовая, то калыма 300 руб.
3
Уздень первой степени за девицу платит калыма 350 руб., за вдову 200 руб., по оценке на скот, лошадей и вещами
4
Меньшие узденья за девку 220 руб., за вдову 150 руб. серебром.
Вольные за девку 150 руб., за вдову 100 руб. серебром
5
За девок из черного народа платится калыма 160 руб. серебром и венчают их по религии, с согласия родственников, отстраняя само- вольство прежних времен, когда девки уходили замуж без позволения хозяев, за что народ хотя и полагал виновных с прижитыми детьми возвратить тем владельцам, от которых они бежали, но это оставлено без исполнения, дабы не подвергнуть всей стороны разорению и не произвести бунта
6
До чумы всякий крестьянин отдавал своих дочерей в замужество без позволения господина; теперь же, в таком случае, помещик имеет пра- во отданную без его согласия с прижитыми детьми отобрать от мужа
7
Холоп, отдавая дочь за холопа, брать за нее калым не может, а получает таковой господин его. Дворовый, имеющий дочерей, при выдаче их в замужество, полученный калым, заключающийся в 160 руб. серебром или 16 штук скотом за каждую, отдает своему господи- ну все, кроме одной штуки скота, которая дается дочери на платье
8
1
Ст. 24.
2
Ст. 21.
3
Ст. 1.
4
Ст. 2.
5
Ст. 3.
6
Ст. 18.
7
По преданиям, в судейских обрядах нет.
8
Также нет в судейских обрядах.

45
Дочерей княжеских, узденских и дочерей вольных людей на- сильно не брать; прежде было не так: кто бывало какую девку заметит, мог взять ее даже разбоем, из-за чего происходили беспрестанные ссо- ры и даже убийства. Прежде за подобное самоуправство виновный платил сродникам только калым. Теперь же это изменено, и без согла- сия родственников и венчания муллою своего аула никто ни у кого девки похитить не имеет права; тот же кто, презрев это постановление, возьмет жену буйством, а посторонний мулла примет участие в этом беспорядке, то первый из них подвергается штрафу, объясненному ниже, статьею 101-ю.
13 1
. Когда князь вступит в брак, то жену должен поместить на год у своего узденя; по прошествии же года, он берет ее в свой дом, а узденю дает целое семейство в уплату за содержание жены своей. В случае же невозможности со стороны князя уплатить семейством уз- день получает от него сто баранов.
В пользу того узденя или чагара, у которого находиться будет княжеская жена в продолжение первого года ее замужества, остаются все лошади, на которых она к нему привезена.
14. Из полученного князем калыма за дочь свою дается его уз- деням часть, которая делится по степени важности каждого из них.
15 2
. По переселении князей на другое место узденья, им при- надлежащие, переходят с ними и живут в недальнем расстоянии от их аулов; переселение это относится единственно до Кабарды, а когда князья пожелают перейти в другие места, за Кубань или далее, то уз- денья остаются в Кабарде; народ не должен допускать их переселения, хотя бы они и сами пожелали последовать с князьями. Самому же кня- зю дается свобода одному выходить из Кабарды, куда пожелает.
Когда уздень обижен князем или не получит следующих ему подарков, то может переселиться на другое место.
По народному условию после чумы:
Уздень не имеет права переселиться во владение другого князя; вся- кий должен жить близ своего (князя), еже не вместе, собственным аулом.
Отпущенным на волю князьями и узденьями людям не дозволя- ется уходить из их аулов в другие; они должны жить в них как сами, так и происшедшие от них дети, не перенося имущества.
1
По преданиям.
2
Ст. 7.


46
Узденский уздень после смерти своего узденя, может по своему произволу остаться у родственников умершего или его князя; в другое же место ехать и к иной фамилии он отойти не может.
16. Отца и мать князя ругать воспрещается узденям и сам князь не имеет права ругать узденя по матери и отцу
1 17. Узденья насильственно не служат князьям, а по собственно- му желанию, и тогда только, когда от своего князя получают узден- скую дань сполна. Дань эта заключается:
Первостепенному узденю из 15 предметов, из коих непременно семейство людей, 500 или более баранов, часть земли, разные желез- ные вещи и пр.; но более это делается по общему согласию
2
Уздень третьей степени получает дань от узденя 1-й степени из семи предметов; в числе их необходимо одно семейство или выбран- ные из него два человека, 100 баранов, панцирь с нарукавниками, и налокотниками, ружье, сабля, пистолет и ежегодно жеребенка. Прочие узденья получают такую же дань от своих князей.
18. Во время нахождения узденя при князе внутри Кабарды он получает сверх узденской дани еще разные подарки, например, лоша- дей, крестьян, железные вещи
3 19. В бытность князя в чужих краях, за Кубанью или в другом месте, он наделяет узденей своих из подарков, которые получает, смотря по степени достоинства каждого.
По народному условию после чумы: Князь не имеет права тре- бовать от узденя подарков, ему данных с давних времен; но узденю не воспрещается добровольно возвращать их.
20. Узденья всех степеней, получивши от своего князя по обы- чаю дань, по требованию князя находятся при нем из каждой степени по одному вооруженному. Если бы князь пожелал ехать за Кубань, к разным горцам, или в Дагестан, узденья следуют за ним, и ежели князь получит там подарки, то делит их с узденьями, соображаясь с услуга- ми всякого из них. Если между ними будет находиться первостепен- ный (уздень), хотя бы младший прочих летами, то он получает из раз- даваемых подарков лучшую часть.
1
По преданиям.
2
По преданиям. – В судейском обряде не означено, в чем именно заключается княжеская дань узденьям, а сказано: «все узденья служат князьям без насиль- ства, по доброй воле и получают за то достаточную награду из оружия, лоша- дей, скота и холопьев, смотря по усердию каждого. Ст. 6 до чумы».
3
По преданиям.

47 21 1
. Когда князь едет в Россию, Персию, Турцию или другие от- даленные места и с ним первостепенный уздень, то этому дается осо- бенное от князя место, как почетному человеку, хотя бы находились в сопровождении князя люди летами старее помянутого узденя. Он име- ет перед ними преимущество и награждается более прочих, которые между собою, как в наказаниях, так и в уважении у князя, во всем рав- ны и во время нахождения в свите имеют право ожидать награды, со- ответствующие заслугам.
22 2
. Первостепенные узденья, где бы ни находились, по извеще- нию князя являются к нему для совета и находятся при нем, сколько ему угодно.
23 3
. Узденья пшехау, т.е. княжеские, исполняют все то, что князь прикажет. Они не суть холопья, но и не равняются с настоящими узденьями; они служат князю ежедневно и безотлучно, наблюдая до- машний порядок, унимая, по приказанию князя, всякие невежества и дерзости, наблюдая, чтобы все были послушны. Князь по обряду за- щищает их от всяких несправедливых обид, вступается за них, взыски- вает с обидчиков. Народ обязан сносить терпеливо все, что князь сде- лает правильно или неправильно, и не может выходить из повинове- ния. Если взыскание будет неправильно, то за это отвечает сам князь, а не уздень пшехау
4
В дополнительном обряде:
Когда уздень пшехау поссорится в доме князя, с него за то штрафу никакого не полагается.
24. Княжеские узденья, беслень-орк
5
, должны с каждого двора по одному всякий день находиться с князем, верхом на собственной лошади и со своим оружием, а в случае необходимости снабжать тем и других, исполняя все приказания князя беспрекословно. Когда кто из тех беслень-орков будет убит в горах, то с виновного взыскивается по статье 90-й.
25. Князья, по обычаю народному, права не имеют обижать уз- деней без причины.
26. Узденьям третьей степени за обиду от князей, узденей и рав- ных ему
6
производить удовлетворение саблею и лошадьми.
1
Ст. 2.
2
Ст. 1.
3
Ст. 3.
4
По преданиям, а в обряде нет.
5
В обрядах судейских они названы княжескими чагарами.
6
В дополнении, ст. 2 не помещено; «от равных ему».