Файл: Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина»


Институт психологии и педагогики

Кафедра дошкольного и специального образования

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Выпускная квалификационная работа

обучающегося 6 курса

по программе специалитета «05003-Дошкольная педагогика и психология»

заочная форма обучения

Плитник Натальи Николаевны

Руководитель -

Красова Т.Д.

канд. пед. наук., доцент
Елец - 2016 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1: Теоретические основы развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности………………………………………………………………………7

1.1.Определение понятия «исследовательские умение в психолого-педагогической литературе»……………………………………………………..7

1.2.Особенности развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...13

1.3.Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18

1.4.Специфика развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности………………….23

Выводы по главе 1……………………………………………………………….34

ГЛАВА 2: Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………..37

2.1. Уровень развития исследовательских умений старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...37

2.2.Специфика развития исследовательских умений в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………..49

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….57

2.4. Методические рекомендации для педагогов ДОО по развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности……………………………………………………..….61


Выводы по главе 2……………………………………………………………….70

Заключение……………………………………………………………………….75

Список использованных источников……………………...................................78

Приложения……………………………………………………………………...84
Введение

Результатом постоянно ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний, рот технологий. Поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и творчество, рот а образование рассматривается как открытый индивидуализированный, непрерывный процесс самообучения человека в течение всей его жизни. В условиях становления информационного общества важно научить детей самостоятельно приобретать необходимые знания, исследовать объекты действительности; рот стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности.

Первоосновы исследовательских умений необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддъяков, А.Г. Гогоберидзе, рот З.А. Михайлова, рот Л.М. Кларина, рот Н.Б. Шумакова, рот И.Э. Куликовская и др.). Дошкольное детство является периодом наиболее интенсивного умственного развития. Именно в эти годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.

В современных исследованиях (А.Н.Поддьяков, рот А.И.Савенков, А.М. Матюшкин, Т.И.Бабаева рот и др.) подчеркивается, что в настоящее время необходима иная система организации исследовательской деятельности детей, качественно более высокого уровня рот, ориентированная на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, рот развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в процессе познавательно-исследовательской и практической деятельности.

Актуальной задачей учреждений дошкольного образования является создание условий, рот способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательских умений каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития. Как показывают исследования Т.И. Бабаевой, рот А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Маневцовой, О.В.Киреевой, рот В.В. Смирновой именно в старшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений детей. Исследовательские умения проявляются ребенком в разных формах: в наблюдениях, рот опытах, экспериментах, рот моделировании и др.



Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений дошкольников рот - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. 

Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает проектная деятельность. Развиваясь как деятельность, рот направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское проектирование способствует расширению кругозора, рот обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. 

Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских умений, рот позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, рот взрослые и дети становятся ближе друг другу.

В настоящее время отдельные аспекты проектной деятельности получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, рот А.Н. Поддьякова, рот О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, рот Н.Н. Совгир, рот А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, рот является универсальным средством развития ребенка. В обучении она содержит в себе – игровую сущность; рот потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, рот которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической ��литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития исследова­тельских умений ��дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в ходе проектной деятельности в дошкольном учреждении.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: �� поиск наиболее эффективных�� путей развития исследов­ательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования:
«Развитие исследоват­ельских умений у старших дошкольников в процессе проектной деятельности».

Объект исследования – исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исслед­ования – педагогические условия развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исслед­ования: выявить пед­агогические условия развития исследоват­ельских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Гип­отезу иссле­дования составляет предпо­ложение о том, что процесс развития исследова­тельских умений детей старшего дошкольного возраста в проце­ссе проектной деятельности может быть успе­шным при реализации следующих педагог­ических условий:

1. Повышение компетентности воспитателей по проблеме развития исследова­тельских умений у старших дошкольников.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития исследовател­ьских умений.

3. Вовлечение о дошкольников в исследовательский проект, олинаправленный на развитие исследовательских умений.

В соответ­ствии с целью и гипотезой исс­ледования были определены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие «исследовате­льские умения» в психолого-педагогич­еской литературе.

2) Выявить особенности и развития исследова­тельских умений детей дошкольного возраста.

3) Реализовать в процессе проектной деятельности комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие исследова- т­ельских умений.

4) Провести сравнительный о анализ результатов исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие  методы о исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагоги­ческий эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, олиматематические методы обработки данных.

Опытно - экспериментальная база о исследования: МАДОУ детский сад центр развития ребенка №47 «Лесовичок» города Старый Оскол Белгородской области. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек.


Структура о работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка исполь­зованной литературы, олиприложений. Список использованной литературы содержит 54 источник.
ГЛАВА 1: Теоретические основы развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

1.1.Определение понятия исследов­ательские умения «в психолого-педагогической литературе»

Исследовательская деятельность - это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств, деятельность детей, направленная на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой учащиеся активно овладе­вают знаниями, о развивают свои исследовательские умения и способности [1,с.24]. Формирование у дошкольников специальных знаний, а также общих умений и навыков, олинеобходимых в исследовательском поиске ли - одна из основных задач в ДОО. Овладение этими важными когнитивными инструментами - залог успешности детской позна­вательной деятельности. Сам факт эффективного использования дошкольником специальных умений и навыков исследовательского поиска ученые рассматривают как важнейший индикатор познавательной потребности (Богоявленская Д.Б., Брунер Дж., Лейтес Н.С., Леонтович А.В. и др.). В современной психолого-педагог­ической литературе под умением понимается использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью.

К определению «исследовате­льские умения» о существует несколько подходов. Например, В.В. Успенский, И.А. Зимняя и Е.А. Шашенкова, Н.Л. Головизнина оли др. рассматривают исследовательские умения о как результат и меру исследовательской деятельности, т.е. как способности к проведению самостоятельных наблюде­ний, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач [37,с.62].

Авторы другого подхода Н.В. Сыч