Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание – Источник: собственная разработка
Объем общего товарооборота за 2022 год возрос по сравнению с прошлым годом на 25,1 % в действующих ценах. Розничный товарооборот увеличился на 26,2 % и составил в 2021 году 79569,8 тыс.руб.
Производительность труда 1 работника за 2022 год составила 58,1 тыс.руб., увеличившись в действующих ценах на 5,8 %.
За отчетный период получено доходов от реализации в сумме 14537,2 тыс.руб. или 18,23 % к обороту. По сравнению с 2021 годом уровень валового дохода увеличился на 0,16 % к обороту за счёт увеличения товарооборота и уровня доходов.
Расходы организации за 2022 год составили 10414,7 тыс.руб., или 13,06% к обороту. По сравнению с прошлым периодом уровень расходов возрос на 1,08 % к обороту.
ТЦ «ГИППО» за 2022 год получена прибыль от реализации в сумме 3526 тыс.руб., что на 797,8 тыс. руб. больше, чем за 2021 год. За 2021 год была получена прибыль в размере 2728,2 тыс.руб., а уровень рентабельности – 4,29% к обороту. Уровень рентабельности увеличился на 0,13 %-ных пунктов и составил за отчетный период 4,42 % к товарообороту
Произведем анализ развития розничного товарооборота ТЦ «ГИППО». Результаты расчетов представлены в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Развитие розничного товарооборота за 2022 год по ТЦ «ГИППО»
Месяцы | План, тыс.руб. | Факт, тыс.руб. | % выполнения плана | Динамика, % | |
Базисный способ расчета | Цепной способ расчета | ||||
Январь | 7554 | 8022,3 | 106,2 | - | - |
Февраль | 7280 | 7095,2 | 97,5 | 88,4 | 88,4 |
Март | 7860 | 7713,6 | 98,1 | 96,2 | 108,7 |
Апрель | 7216 | 6992,2 | 96,9 | 87,2 | 90,6 |
Май | 6895 | 6429 | 93,2 | 80,1 | 91,9 |
Июнь | 6020 | 5567,9 | 92,5 | 69,4 | 86,6 |
Июль | 5230 | 5340,1 | 102,1 | 66,6 | 95,9 |
Август | 6542 | 6639,2 | 101,5 | 82,8 | 124,3 |
Сентябрь | 6184 | 6282 | 101,6 | 78,3 | 94,6 |
Октябрь | 5950 | 5542,9 | 93,2 | 69,1 | 88,2 |
Ноябрь | 6789 | 6140,9 | 90,5 | 76,5 | 110,8 |
Декабрь | 8020 | 7967,8 | 99,3 | 99,3 | 129,7 |
ИТОГО | 81540 | 79733,1 | | - | - |
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно из данных таблицы 5.2, план по товарообороту в 2022 году был выполнен лишь в январе, июле, августе и сентябре. В остальные месяцы наблюдается отставание от плана. Наиболее значительным это отставание было в ноябре, когда процент выполнения плана составил лишь 90,5%.
На протяжении всего 2021 года имела место отрицательная базисная динамика товарооборота, что можно объяснить тем, что в январе этого года была достигнута рекордная величина розничного товарооборота. Наиболее низким базисный темп роста товарооборота был в июле 2021 года. В целом анализ динамики товарооборота ТЦ «Корона» за 2021 год показал, что на товарооборот оказывает влияние сезонность: минимальной величины он достигает в июле, а максимальной – в декабре-январе и марте.
Оценку финансово-экономического состояния ТЦ «ГИППО» завершим анализом рентабельности (таблица 5.3):
Итак, план по рентабельности в 2022 году был перевыполнен на 32,3%, рентабельность оказалась выше запланированной на 1,2%. Определим влияние факторов на величину прибыли ТЦ «ГИППО».
На отклонение прибыли оказали влияние следующие факторы:
изменение объема товарооборота:
тыс.руб.
изменение доходов:
тыс.руб.
Таблица 5.3 – Рентабельность торговой деятельности за 2022 год по ТЦ «ГИППО»
Показатели | План | Фактически за 2021 год | Отклонение | |||
сумма | % | +/- | % | |||
1. Товарооборот, тыс. р. | 81540 | 79733,1 | - | -1806,9 | 97,8 | |
2. Доходы | 12925 | 13940,7 | 17,5 | 1015,7 | 107,9 | |
3. Издержки обращения | 10250 | 10414,7 | 13,1 | 164,7 | 101,6 | |
4. Сальдо доходов и расходов по операционным операциям | 180 | 194,3 | 0,2 | 14,3 | 107,9 | |
5. Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям | 120 | 129,3 | 0,2 | 9,3 | 107,8 | |
6. Прибыль | 2975 | 3849,6 | 4,8 | 874,6 | 129,4 | |
в % к товарооброту | 3,6 | 4,8 | - | 1,2 | 132,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка
изменение издержек обращения:
тыс.руб.
изменение сальдо по операционным и внереализационным операциям:
тыс.руб.
Таким образом, прибыль ТЦ «ГИППО» выросла на 1302,1 тыс.руб. по сравнению с планом по причине роста доходов и на 29,3 тыс.руб. в связи с ростов доходов от операционных и внереализационных операций. Снижение прибыли на 65,0 тыс.руб. обусловлено уменьшением товарооборота, а снижение на 391,8 тыс.руб. – ростом уровня издержек обращения.
Изучив основные показатели хозяйственной деятельности организации, можно сделать вывод о том, что коллектив должным образом справляется с поставленной перед ним задачей, повышая при этом не только экономические показатели, но и культуру обслуживания, культуру торговли.
Правильное распределение финансовых потоков на закупку необходимых товаров в огромной степени способствует улучшению финансового состояния, экономии кредитных ресурсов и соответственно увеличению прибыли.
Производственной стратегией ТЦ «ГИППО» является расширение и укрепление хозяйственных связей на основе долговременных отношений. В настоящее время предприятие сотрудничает с 1500 поставщиками, среди которых государственные предприятия, фирмы негосударственной формы собственности и индивидуальные предприниматели.
6 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Для поставки товаров устанавливаются хозяйственные связи – это отношения, складывающиеся между поставщиком и покупателем в процессе оптовых закупок и продаж товаров[12].
Договор купли-продажи – это договор, согласно которого продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель – принять и оплатить за него определенную сумму. Он заключается на небольшой срок, разовую поставку; момент заключения и исполнения совпадают.
Договор поставки – это договор, согласно которого поставщик обязуется в обусловленные сроки, не совпадающие с моментом заключения договора, передать покупателю в собственность товар, предназначенный для предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется принять товар и оплатить за него определенную сумму.
Особенности: сроки заключения и исполнения не совпадают; товар на момент заключения может быть не изготовлен; товар поставляется неоднократно, т. е. более одного раза.
Договоры в ТЦ «Гиппо» заключаются в письменном виде на основе инициативы и обоюдного согласия сторон, по переписке и путем личных контактов на переговорах.
Основными условиями договора являются:
-
предмет договора; -
количество; -
ассортимент; -
качество; -
комплектность; -
цена и порядок расчета; -
порядок поставки; -
транспорт; -
требование к таре и упаковке; -
форс-мажорные обстоятельства; -
имущественная ответственность; -
срок действия договора; -
порядок изменения и расторжения договора.
К договору прилагается спецификация – это документ, в котором указывается наименование и количество товара, которое поставщик должен поставить в определенном количестве и в определенные сроки.
Договор может быть изменен, дополнен или расторгнут по обоюдному согласию сторон[10].
Если отдельные пункты договора необходимо изменить или дополнить, то составляется протокол разногласий.
В соглашении указывается:
-
№ договора, дата; -
место заключения договора; -
название поставщика, покупателя; -
причины изменения договора; -
какие пункты подлежат изменению или дополнению; -
их новая редакция; -
с какого момента теряют силу прежние условия.
Расторжение договора – это прекращение действия договора. Оформляется протоколом, в котором указываются те же данные.
Согласно Гражданского Кодекса РБ и Положения о поставках товаров в РБ, п. 102 и 103 предусмотрено расторжение договора в одностороннем порядке в следующих случаях:
-
неоднократная поставка товаров ненадлежащего качества (2 раза и более); -
систематичная (более 2 раз) просрочка поставщиком поставки товаров; -
систематичная (более 2 раз) или значительная задержка оплаты покупателем поставленного товара.
Анализ договора поставки: договор № 115/134905-1 заключен 20.09.2021 между СООО «Леор Фиш» действующего на основании Устава и ТЦ «ГИППО» в лице директора Метлицкого М.В., действующего на основании Устава на поставку товаров (овощи свежие).
Данный договор поставки является межсистемным.
Условия договора: предмет договора; количество, ассортимент; качество, маркировка, упаковка; цены, порядок расчетов; порядок, сроки поставки и транспортировки; форс-мажорные обстоятельства; возмещение ущерба, санкции; сроки действия договора, расторжение договора, рассмотрение споров; особые условия; юридические адреса сторон.
Цель приобретения товаров – для розничной продажи
Поставщик обязуется передать по товарно-транспортным накладным покупателю в собственность в согласованном сторонами ассортименте и количестве: овощи свежие согласно заявки покупателя.
Условия поставки: франко-станция назначения.
Расчеты за поставленный товар производиться платежными поручениями на инкассо в порядке акцепта. В случае невозможности акцептной формы допускается оплата по платежным требованиям покупателя в течение 10 календарных дней с даты получения товара на склад. При неоплате партии товара поставщик вправе приостановить поставку товара до его полной оплаты и ответственности за не поставку не несет.
Условия поставки: доставка транспортом поставщика.
Покупатель имеет право при последующих поставках отказаться от оплаты счета на сумму стоимости возвращенного некачественного товара по предыдущим поставкам.
Покупатель вправе письменно отказаться от товара, поставка которого просрочена более чем на 1 день. Товар одного наименования, принадлежащий к групповому ассортименту, не засчитывается в покрытии недопоставки другого наименования, если поставка произведена без предварительного письменного согласия покупателя.