Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90 1.
Ознакомиться с содержанием и заданиями квеста перед его про- ведением.
2.
Распечатать фотографии с героями истории квест-игры и ком- плекты из 8 атрибутов в соответствии с количеством участвующих команд
(приложение 1). Вырезать атрибуты и наклеить с обратной стороны каждого изображения кусочек двустороннего скотча.
3.
Проинформировать участников о продолжительности и правилах квеста перед его началом.
4.
Оказать помощь участникам в случае затруднений при формиро- вании команд.
5.
Поощрять желание участников помочь друг другу, а также дру- гим командам.
6.
Контролировать правильность выполнения заданий квеста.
7.
Оказывать помощь участникам при прохождении заданий квеста, при необходимости давать подсказки.
8.
Мотивировать участников на проявление креативности при вы- полнении заданий.
9.
Распечатать и подготовить все приложения и предметы, необхо- димые для выполнений заданий, в соответствии с ходом квест-игры.
10.
Провести итоговое групповое занятие «Мои жизненные ценно- сти».
Содержание квест-игры «Случай в горах»
Квест-игра состоит из трех этапов:
1.
Подготовительный: вступительное слово ведущего, формирова- ние команд.
2.
Основной: решение командами заданий квеста.
3.
Завершающий: заключительное задание – групповое занятие
«Мои жизненные ценности».
1.
Ведущий приветствует участников квеста и кратко информирует их о его тематике. Затем ведущий озвучивает правила квеста (см. основной этап) и предлагает участникам сформировать команды. Максимальное коли- чество участников в команде – 10, минимальное – 2. Командам рекомендует- ся выбрать капитана и название.
Ведущий демонстрирует командам фотографию «Двое в горах» (при- ложение 1) и рассказывает историю:
«Одна влюбленная пара очень любила путешествовать. Однажды, во время похода в горах Кавказа, наши герои отошли слишком далеко от базо- вого лагеря и потерялись в горах. В течение суток они безуспешно пытались отыскать путь обратно, но только уходили все дальше от остальных участни- ков похода. Дело было в июне, а в это время по ночам в горах еще довольно
91 холодно, поэтому первую ночь наши герои едва пережили, благодаря тому, что почти все время двигались.
Теперь представьте, что нам нужно помочь этим ребятам выжить. Что- бы это сделать, вам предстоит выполнить 8 заданий: за каждое верно выпол- ненное задание вы получите по изображению атрибута, необходимого для выживания и спасения героев.»
Каждая команда получает по одному фото этой истории (приложение
1). Ведущий демонстрирует участникам широкую белую полосу под фото- графией и объясняет, что после выполнения задания он будет выдавать ко- манде изображение атрибута (предмета), которое необходимо будет прикле- ить под фотографией. Для победы команды все 8 атрибутов должны быть до- быты и приклеены.
2.
В течение квест-игры команды выполняют задания и получают от ведущего атрибуты для выживания (приложение 2). Следующее задание ко- манды получают только после того, как добытый атрибут приклеен под фо- тографией героев истории.
Квест-игра может носить соревновательный характер (победившая ко- манда, собравшая все 8 атрибутов первой, получает символический приз).
Некоторые задания квест-игры необходимо выполнять на свежем воз- духе.
При участии двух и более команд очередность их заданий должна ва- рьироваться: например, пока одна команда выполняет первое задание, другая выполняет пятое и т.п. Очередность выдачи атрибутов не имеет значения и формируется по усмотрению ведущего, т.е. атрибуты не привязаны к кон- кретным заданиям.
Атрибут выдается команде только в случае успешного выполнения за- дания. Всего 8 атрибутов:
- палатка;
- провизия;
- предметы для разведения огня;
- сигнальные огни;
- теплая одежда;
- карта;
- рюкзаки;
- телефон.
Задания квест-игры
Задание 1.
Команда участников должна пронести дощечку со стаканом, наполнен- ным водой, несколько метров. К дощечке привязаны по периметру веревки.
Участник должны нести дощечку, держась за эти веревки. Ведущий задает
92 маршрут для движения. Задача не разлить воду. Сначала команда может по- тренироваться в выполнении задания с пустым стаканом.
Задание 2.
Ведущий показывает участникам картину «Старый рыбак» (приложе- ние 3) и говорит: «Перед вами известная картина венгерского художника Ти- вадара Костка Чонтвари. Как искусствоведы узнают, что на ней изображен и
Бог и Дьявол одновременно?».
Верный ответ на эту загадку – зеркало. Если подносить поочередно зеркало к правой и левой части картины под прямым углом, можно увидеть разные изображения. После отгадывания загадки ведущий демонстрирует это участникам.
Задание 3.
Чтобы получить следующий атрибут, команде необходимо пройти арома-квест, в котором необходимо соотнести бутылочки с арома-маслами и карту запахов. Возле изображений на карте запахов участники должны по- ставить номера соответствующих бутылочек с маслами. На бутылочки пред- варительно нужно нанести цифры от 1 до 6.
Для себя ведущий заранее делает карту запахов с правильными ответа- ми для проверки. Предлагаемая карта запахов – в приложении 4. Ведущий может изменить перечень арома-масел и подготовить соответствующую кар- ту запахов.
Задание 4.
Команда участников должна вспомнить и хором спеть три песни, в ко- торых поется о жизненных ценностях.
Задание 5.
Ведущий выдает команде следующие предметы: марганец, глицерин, тарелка и бумага. Команда должна с помощью этих предметов развести огонь. В целях безопасности задание предлагается выполнять на свежем воз- духе.
Задание 6.
Командам необходимо разгадать кроссворд, приведенный в приложе- нии 5 и назвать ведущему итоговое слово.
Правильные ответы: 1. Дружба; 2. Здоровье; 3. Достижение; 4. Семья;
5. Творчество; 6. Любовь; 7. Доброта. Итоговое слово – жизнестойкость.
Задание 7.
Ведущий выдает участникам команды картинку (приложение 6).
Участники команды должны найти на картинке бабочку, летучую мышь и утку.
Правильные ответы для ведущего выделены в приложении 7.
93
Задание 8.
Участники должны разгадать номер телефона, по которому позвонит герой истории, как только получит мобильный телефон. Цифры номера зага- даны тексте (приложение 8). Этот текст команда получает у ведущего.
Правильный ответ:
8-952-411-12-23.
Ключ: в тексте зашифрованы названия бочонков лото:
89 – дедушкин сосед;
5 – отличник;
24 – день в ночь — сутки прочь;
11 – барабанные палочки;
12 – дюжина;
23 – два притопа, три прихлопа.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13
3.
После выполнения всех заданий квеста командами ведущий про- водит групповое занятие «Мои жизненные ценности».
Сценарий занятия «Мои жизненные ценности»
В занятии участвуют все команды. В начале проводится небольшой шеринг – участники делятся впечатлениями об участии в квесте.
Ведущий предлагает обсудить тему жизнестойкости, что, по мнению участников, способствует ей. Затем он рассказывает участникам, что, по мнению психолога С. Мадди, в основе жизнестойкости лежат три качества: вовлеченность, контроль и рискованность. При выполнении заданий квеста участникам пусть немного, в условиях безопасности, пришлось проявить и эти три качества.
Ведущий в диалоге с участниками выясняет, какие жизненные ценно- сти для них важны. Затем предлагает выполнить упражнение «Я-солнце»
(упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы.
Справочник практического психолога», М.: Эксмо, 2004 г.)
Инструкция: Вам потребуется бумага и карандаш. Лучше яркого цвета
— чтобы выполнение упражнение проходило на более позитивном фоне. На бумаге рисуется круг — солнечный диск. Затем от него рисуются лучики.
Каждый лучик — ваше положительное качество, которое может помочь или уже помогло вам для преодоления негативных ситуаций. Каждое качество можно написать прямо на лучике. Лучиков должно быть не меньше 10.
После завершения участниками рисунков проводится обсуждение.
Продолжение беседы. Условно наши ресурсы можно разделить на сле- дующие группы:
- физиологические ресурсы (энергопотенциал, состояние здоровья...)
- когнитивные (мышление, воображение...)
- эмоционально-волевые (чувство ответственности, наличие воли...)
- поведенческие (открытость новому опыту, психическая активность...).
94
Приложение 1
95
Приложение 2
96
Приложение 3
97
Приложение 4
МЯТА ЕЛЬ МЯТА ЕЛЬ
МОЖЖЕВЕЛЬНИК ЛАВАНДА МОЖЖЕВЕЛЬНИК ЛАВАНДА
МАНДАРИН АПЕЛЬСИН МАНДАРИН АПЕЛЬСИН
98
Приложение 5
Кроссворд
1. По мнению Кота Леопольда, это самое главное чувство. О нем он и пе- сенку поет и с этим чувством жить предлагает.
2. Береги платье снову, а (…) смолоду.
3. Положительный результат каких-нибудь усилий, успех.
4. (…) – базовая ячейка общества.
5. Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
6. Это чувство чаще всех остальных воспевается в песнях.
7. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
99
Приложение 6
100
Приложение 7
101
Приложение 8
Дедушкин сосед любит рассказывать всякие истории.
Я, говорит, всегда был отлич- ник. Да и работал день в ночь
— сутки прочь. Отдыхал то- же хорошо. Бывало, возьму в руки барабанные палочки, да как начну припоминать дю- жину песен в два прихлопа, три притопа.
102
Занятие для классных руководителей
по профилактике суицидального поведения обучающихся
Цель занятия: расширение представлений участников о причинах су- ицидального поведения, научиться выявлять учащегося, склонного к суициду и уметь оказать ему помощь.
Задачи:
- углубить знания о суициде, причинах возникновения подобных наме- рений;
- научиться различать мифы и конкретны факты о суициде;
- научиться применять полученные знания в решении реальных жиз- ненных случаев суицида и суицидальных попыток.
Целевая аудитория: классные руководители среднего и старшего зве- на образовательных учреждений.
Продолжительность: 1-1,5 ч.
Материал для работы: мультимедийный проектор для просмотра пре- зентации, доска, мел.
Конспект занятия
«Лучше сделать ошибку, спасая жизнь, чем позволяя ей уйти»
Д. Хайнд, С. Блох
Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги, классные руководители!
Цель сегодняшнего занятия – не только укрепить знания об особенно- стях суицидального поведения, но и разберемся, каковы должны быть Ваши действия для предотвращения подобного поведения и по оказании помощи учащимся, решившим покончить жизнь самоубийством.
Суицид (англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершае- мый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под вли- янием психического заболевания. Исходя из определения, становится ясным, что психически здоровый человек, в том числе и несовершеннолетний, также может прийти к подобному решению.
Как Вы считаете, каковы причины данного выбора? Что движет людь- ми в этой ситуации?
(дискуссия, психолог одобряет инициативу, фиксирует предложенные
варианты на доске)
Позвольте теперь обобщить Ваши ответы в виде факторов, подталки- вающих к самоубийству. Их можно разделить на две группы:
Внешние
(интерперсональные)
Внутренние
(интраперсональные)
В основе: сложности, которые лежат в
В основе: индивидуально-
103 социуме психологические особенности лично- сти, актуальное состояние
- конфликтные отношения в семье
(отсутствие внимания, взаимопонима- ния, жесткий контроль и повышенные требования со стороны родителей, иг- норирование интересов и потребностей ребенка, жестокое обращение с детьми)
- конфликтные отношения со сверст-
никами (отсутствие друзей, пережива- ние буллинга (травли), невозможность общения с референтной группой сверстников, безответная любовь)
- конфликтные отношения с педаго-
гами (отстутсвие уважения к личности ребенка со стороны учителей, педаго- гов, тренеров, жесткость требований и правил, а также повышенная строгость и суровость применяемых наказаний)
- тяжелые жизненные обстоятельства
(связанные с потерей значимых лиц, прежнего образа жизни (например, при переезде), а также собственного здоро- вья (в связи с заболеванием, травмами)
- информационное воздействие (влия- ние мистической литературы, компьютер- ная зависимость, игромания, воздействие сайтов, пропагандирующих суициды и т.п.)
- неадекватная самооценка
- изоляция, переживания одиноче-
ства (переживание ненужности, поки- нутости друзьями, парнем/девушкой, родителями, окружающими («я никому не нужен», «я совсем один», «никто меня не понимает»)
- переживание горя, потери (близких, прежнего социального положения, смысла собственной жизни)
- низкая толерантность к эмоцио-
нальным нагрузкам (особенности нервной системы, состояния здоровья, эмоцион.сост)
- переживание беспомощности («Я не могу ничего сделать…»), безнадеж-
ности («У меня ничего не получится»,
«…ничего не исправить»), чувства
вины («… все случилось из-за меня»,
«… это я виноват…»), собственной
незначимости («Я плохой, лучше бы меня не было…», «… какая разница, есть я или меня нет…»)
- подростковый и юношеский мак-
симализм (только этот способ помо- жет, больше ничего), несформиро-
ванность перспективы будущего
(жизнь «здесь и сейчас», без конкрет- ных планов на будущее, мечты о кото- ром могли бы удержать), отсутствие
осознанного понимания смерти