Файл: Занятие для подростков 1011 классов по профилактике суи цидального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 событий, стать «последней каплей», спровоцировать внезапную суицидаль- ную готовность. Учитывая эти жизненные события, учитель может предот- вратить или минимизировать их разрушительное воздействие на психику несовершеннолетнего.
Рекомендации по проведению беседы
с родителями (законными представителями) обучающегося
При выявлении ребенка, демонстрирующего признаки суицидального поведения, классному руководителю необходимо организовать беседу с ро- дителями (законными представителями) несовершеннолетнего.
Целью данной беседы является профилактика, предотвращение, недо- пущение суицида, оказание помощи ребенку, семье и родителям (Приложе- ние 2).
Педагогу необходимо:
- оценить, насколько адекватно отнеслись родители к сообщению: не поверили, считают, что Вы преувеличиваете или, напротив, выражают край- нюю озабоченность, растеряны, неспособны принять решение;
- не стоит пугать родителей, необходимо сообщить о результатах Ва- шего наблюдений, равнодушным родителям важно объяснить серьезность последствий;
- не стоит принимать решение за родителей, обещать помогать им без их участия – важно продолжать диалог до тех пор, пока не станет ясно, какие конкретные шаги они планирую предпринять или уже предприняли;
- в то же время необходимо дать понять родителям, что Вы (школа) не оставляете их один на один с проблемой (познакомьте родителей со школь- ным психологом, порекомендуйте, куда можно обратиться в вашем населен- ном пункте, дайте номер телефона доверия);
- сообщение должно быть сделано корректно, без упреков родителей в допущении происходящего;
- сообщение не должно звучать как диагноз или приговор, важно пом- нить, что школа не является медицинским учреждением: проинформируйте родителей о том, что поведение ребенка схоже с суицидальным, Вам не все равно и Вы считаете необходимым сказать об этом родителям;
- не используйте терминов «маркеры суицидального поведения», «си- туации-катализаторы» и т.д., поскольку, данные понятия понятны педагогам, легка и удобна в использовании, однако у родителей увеличивает тревогу, пугает их.
Важно помнить, что информация, содержащая в себе предположение о суицидальном поведении школьника, должна быть конфиденциальна, предо- ставлена родителям и тем субъектам образовательной организации, чьи должностные обязанности направленны на работу по профилактике суици-


25 дального поведения несовершеннолетних. Не нужно сообщать результаты собственного наблюдения на родительском собрании при других родителях или иных лицах.
Также, классному руководителю необходимо письменно зафиксировать дату встречи, суть договоренностей с родителями, сохранить в исходящих звонок к ним, сделать распечатку исходящих звонков с телефона, чтобы иметь доказательство действий, а не бездействия. Это важно по той причине, что в худшем случае при совершении попытки или завершенного суицида педагогу придется доказывать, что он не бездействовал, общались с родите- лями, созванивались, поднимали проблему и предлагали помощь.
Рекомендации по организации работы с обучающимися
1. Педагогическая помощь несовершеннолетнему с суицидальны-
ми намерениями
Цель данной работы – не допустить самоубийства, реализации суици- дальных намерений в ситуации отчаяния (когда ребенок пришел «просто по- говорить», попрощаться, подарить что-то, неосознанно желая получить «раз- решения» на поступок).
В данной ситуации важно:
- разговаривая с ребенком, помнить, что от общения педагога зависит его жизнь;
- не бояться оказаться некомпетентным или усугубить ситуацию – поз- воляя школьнику выговориться, проговорить боль, снять напряжение, ему может стать легче, и он может отказаться от задуманного (стоить помнить, что это временный отказ, т.к. сама проблема не исчезла и ребенку все равно необходима срочная помощь, поскольку при сохранении психотравмирую- щей ситуации без изменений суицидальные намерения через некоторое вре- мя возобновятся);
- важно помнить о цели разговора здесь и сейчас – не «вылечить» обу- чающегося, не решить его проблему, а на время ослабить боль, снять невы- носимое для ребенка эмоциональное напряжение, для того, чтобы успеть ор- ганизовать помощь, работу психолога, переговорить с родителями и т.д. и совместно определить действия;
- не анализировать безысходность ситуации;
- при растерянности в диалоге с несовершеннолетним или его внезап- ном отказе говорить просто будьте с ним рядом, «отзеркаливая» его позу, темп речи и интонации, ритм движений, «присоединяясь» тем самым к нему, создавая атмосферу принятия и доверия;
- если ребенок плачет – позвольте эмоциональному напряжению выйти;
- если он хочет говорить, не мешайте, слушайте (пусть выговаривает- ся), используйте способы активного слушания (кивайте головой, сочувствуй- те и т.д).


26
2. Педагогическая работа в классе, где произошла попытка суици-
да
Профилактическая работа в классе должна быть проведена классным руководителем обязательно, однако, без упоминания о конкретном происше- ствии и имени ребенка, предпринимавшего попытку. Обсуждения, осужде- ния, проговаривание причин, которые спровоцировали конкретный поступок конкретного несовершеннолетнего могут спровоцировать повторную попыт- ку (Приложение 3).
Важно проговорить ситуацию с классом сразу, чтобы школьники не обсуждали попыток суицидента. Для травмированной психики ребенка, предпринявшего попытку, нахождение в таком коллективе может стать по- следней каплей для решения о повторном суициде. Если дети и их родители активно обсуждают случай, нужно дать краткую информацию и переключить внимание класса на другие дела, дав понять, что обсуждения не корректны по отношению к однокласснику.
Необходимо помнить о том, что суицид в классе, является острым про- воцирующим фактором психического заражения и ситуация может приобре- сти романтический ореол и сподвигнуть других несовершеннолетних на по- добный поступок. Поэтому одновременно с работой психолога с суициден- том важно провести работу с классом в первые дни произошедшего, когда эмоциональный накал особенно высок.
Школьнику, совершившему попытку самоубийства, важно помочь адаптироваться вновь к коллективу сверстников и особенно важно предот- вратить возвращение в условия и повторении ситуации, которая спровоциро- вала суицид, если причиной были школьные проблемы или взаимоотношения со сверстниками.
Поэтому, работа с классом должна быть направлена на формирование антисуицидальных установок, практическое обучение реагированию на сложные жизненные ситуации, правильному поведению, психологическому самосохранению в трудных жизненных ситуациях. Классный руководитель, по возможности, должен в первый день провести беседу с классом без суи- цидента, но не удаляя его демонстративно из класса перед беседой с остав- шимися ребятами. Важно минимизировать негативные психологические по- следствия и развитие дополнительного стресса у суицидента, поэтому необ- ходимо поговорить со школьниками о необходимости быть предельно кор- ректными в поведении и высказываниях.
3. Педагогическая работа в классе, где произошел завершенный
суицид
Основная цель данной работы – профилактика суицидального поведе- ния и недопущение романтизации поступка (особенно у подростков и стар- ших школьников) (Приложение 4).
Как и в предыдущем случае, так и при данном исходе ситуации работа с одноклассниками погибшего обязательно должна быть проведена, посколь- ку говорить о произошедшем нужно. Такое внимание классного руководите-


27 ля обусловлено тем фактом, что молчание авторитетного взрослого, на мне- ние которого ориентируются и к которому прислушивается коллектив детей, на фоне обсуждения ситуации среди детей, родителей может привести к воз- никновению романтического ореола и сподвигнуть других подростков на по- добный поступок или данная ситуация, оставшись непонятой в полной мере, может нанести психотравму впечатлительным детям.
Работу желательно провести в первые дни, когда эмоциональный накал особенно высок. Со школьниками важно разговаривать уверенно, как со взрослыми, что помогает сформировать доверительную атмосферу и замоти- вировать детей, которые особо остро переживают данную ситуацию (испуга- лись, чувствуют подавленность и растерянность) обратиться за помощью к школьному психологу, самому классному руководителю или другим взрос- лым.
Классный руководитель должен первым заговорить с классом о слу- чившимся из школы, помнить, что дети все равно будут активно обсуждать случившееся. И цель педагога – минимизировать негативные психологиче- ские последствия и развитие стресса, предотвратить нагнетание ситуации не- досказанности, снять ореол таинственности. Диалог должен быть простым, прозрачным. Важно выражать поддержку детям, которые переживают утра- ту, скорбь, самому выразить свои чувства соболезнования, печали за погиб- шего, однако, относительно самой ситуации – выражать четкую позицию в неверном выборе, неправильном пути решения сложившейся ситуации с суи- цидентом. Классному руководителю важно дать максимально возможную информацию, ответить на вопросы детей, закрыть все «пробелы», чтобы между собой и с другими несовершеннолетним уже было нечего обсуждать.
Важно помнить, что самоубийство в классе, так же, как и попытка, вы- ступает острым провоцирующим фактором психического заражения, и во из- бежание реакции имитации в классе необходимо в течение месяца соблюдать щадящий учебный режим, создавать атмосферу эмоционального принятия во взаимодействии с обучающимися.
Работа с детьми должна быть направлена на освобождение от связи с умершим, формирование новых взаимоотношений, в которых он уже отсут- ствует.
Организация работы педагога-психолога
с несовершеннолетними группы суицидального риска
Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление группы суицидального риска, поскольку данная работа позволяет своевременно ока- зывать психолого-педагогическую поддержку обучающимся и организовы- вать комплексное сопровождение.


28
Выявление данной группы риска осуществляется посредством психо- диагностического обследования. Задача психодиагностики, по определению
К. М. Гуревича, состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает. В коррекционной работе речь не может идти отдельно о диагности- ке и отдельно, о коррекции. Они существуют как единый по самой сути своей вид работы: диагностико-коррекционный.
По мнению И.В. Дубровиной этот принцип является основополагаю- щим для всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предше- ствующей диагностической работы.
Принцип единства диагностики и коррекции определяет их взаимо- связь, тем самым отражая целостность процесса оказания психологической помощи детям и подросткам с суицидальным риском, намерениями или со- вершенной попыткой суицида.
С одной стороны, задача социально-психологической и психолого- педагогической диагностики суицидального поведения: ответить на конкрет- ный вопрос, выявить его причину. С другой стороны, психодиагностика не самоцель, она подчинена главной задаче разработке рекомендаций по его профилактике или коррекции. Психологическая коррекция является систе- мой психологических воздействий, направленных на изменение, перестройку и устранение суицидальных намерений. Результаты психодиагностики в це- лях профилактики служат основанием для заключения о дальнейшей коррек- ционной работе, а вторичная диагностика является основанием для заключе- ния эффективности коррекционной работы.
Психологическая диагностика суицидального поведения детей и под- ростков осуществляется в двух направлениях: профилактики и адаптации- коррекции. Цель диагностики в профилактике – раннее предупреждение суи- цидального поведения среди детей и подростков. Цель диагностики в про- цессе адаптации и коррекции поведения – отслеживание эффективности пси- холого–педагогического воздействия при поиске и определении антисуици- дальных факторов, в снижении кризисного напряжения, в решении деструк- тивных личностных проблем.
В построении структуры диагностики Р.В. Овчарова предлагает со- блюдать принцип ветвящегося дерева, когда всякий последующий диагно- стический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем. Поэтому мониторинг по выявлению у обучаю- щихся степени выраженности суицидального риска целесообразнее прово- дить в 2 этапа:
1) на этапе педагогического скрининга проводится групповая диагностика всего школьного коллектива (класса, параллели и др.) для определения степени выраженности суицидальных намерений. На основе полученных результатов принимается решение о включении обучающихся в список группы риска развития кризисного состояния.
2) на втором этапе педагогом-психологом проводится углубленная