Файл: Государство, как институт власти и управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Рассматривая формы, методы государственного управления, следует отметить, что они имеют свою меру, свои границы, разделяющие разумное и глупое, эффективное и бестолковое. В современном обществе и экономика, и социальная жизнь, и развитие культуры подлежат государственному управлению. Но в каждой стране мира мера государственного управления различна.

Для демократического, правового государства весьма актуально, чтобы на общегосударственном и других уровнях было проведено четкое и оптимальное распределение власти на представительную (законодательную), исполнительную и судебную, сформированы механизмы сдерживания и противовесов между ними. Столь же большое значение принадлежит распределению власти по вертикали: на федеральную власть, власть субъектов федерации и власть местного самоуправления с соответственным обеспечением их функционирования.

Все вышеперечисленные структурные элементы приобретают смысл только тогда, когда для всех их создается должный демократический, правовой режим деятельности.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству и гражданскому обществу, которые призваны стать субъектами реализации интересов людей, их прав и свобод.

Правовое государство - это такая форма организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Правовое государство является наиболее эффективным способом организации общества и управления им:

во-первых, потому, что достигается состояние всеобщей подвластности закону. От первичной формулы «Закон есть инструмент государственной власти» осуществляется переход к принципу «Государство есть инструмент закона». Согласно требованиям правового государства не всякая классовая или иная воля может возводиться в право, становиться законом, а только такая, ко­торая не противоречит и не нарушает права человека, а укрепляет и защищает их;

во-вторых, изменяется истолкование источника права, им становится не государство, а личность. Признается, что не государство дает права человеку, а человек, общество делегирует свои права государству. Поэтому государство, как и вся политическая система, должно строить свою деятельность в целях реа­лизации интересов людей, защиты их прав;


в-третьих, закон устанавливает права и обязанности граждан, четкий порядок в обществе. Правовое государство в соответствии с ними проводит целенаправленную работу по превращению прав и обязанностей в привычку деятельности и поведения людей, утверждая тем самым цивилизованный, гуманистический тип общежития людей;

в-четвертых, закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и граждан от нарушения законных прав, интересов, свобод.

В правовом государстве гражданские права реализуются на уровне международно-признанных норм:

исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, религиозным, половозрастным признакам;

надежная законодательная защита личности и достоинства гражданина;

неприкосновенность его жилища и имущества;

свобода выбора профессии, определения места жительства, выезда и въезда в страну;

гарантия тайны переписки и телефонных переговоров, свободы слова, печати и информации;

свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах;

всемерная защита гражданских прав со стороны судебных органов и общественных организаций.

Таким образом, государство руководит обществом, осуществляет политическую власть внутри страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который отделен от общества.

Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе демократию, свободу, социальную справедливость в обществе, создать твердые и устойчивые условия законности и правопорядка, при которых целостность общества, его нормальное функционирование достигается главным обра­зом за счет политических, экономических и духовных факторов, а не насилием, принуждением.


  1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Основные этапы становления и развития Российского государства.

С точки зрения историков, понятие государственность включает в себя такие компоненты, как:

тип устройства и степень участия общества во власти;

государственный аппарат и механизмы управления;

организация государственной службы и ее кадровое обеспечение

;

национальное самосознание и национальная идеология и многие другие.

Сегодня нередко можно услышать о тысячелетней российской государственности. В строгом же смысле слова об ее начале можно говорить лишь применительно к концу XV - началу XVI веков, когда из самостоятельных княжеств на обломках ордынского наследства возникла будущая великая держава со столицей в Москве.

С 1478 г., после завоевания Новгородской земли, Иван III стал именоваться «государем всея Руси». Однако правители «Великого княжества Литовского и Русского» отказывались признать это название и использовали выражение «Московское государство».

В 1547 г. при венчании Ивана IV на царство впервые был использован термин «Россия». В Византии он был известен с Х века и в церковных источниках встречается довольно часто. (Великие князья по-гречески именовались «архоитами всея России»).

Таким образом, российской государственности около или чуть более 500 лет.

Возрождение Руси после трех с половиной столетий удельных распрей и кровавого иноземного ига было процессом длительным, в основе которого лежали титанические усилия русских людей, политических руководителей и духовных пастырей, полководцев и дипломатов, посадского и крестьянского населения.

На процесс становления и развития российской государственности, ее облик и последующие реформы существенное влияние оказали геополитические, исторические и цивилизационные факторы.

В их числе можно назвать географические и природно-климатические условия, фактор постоянной внешней угрозы, бескрайние просторы и полиэтничный состав население, слабое развитие городов и социальной стратификации общества, господство власти собственности, растущую цивилизационную неоднородность российского социума и др.

Так, российское государство образовалось на территории между 50 и 60 градусами северной широты, в зоне так называемого рискованного земледелия, для которой характерны преимущественно континентальный климат, недостаток тепловых ресурсов, малоплодородные почвы, крайне сжатый период сельскохозяйственных работ, несовпадение с ними осадков. Отсюда - стабильно низкая урожайность, ограниченность крестьянской запашки, постоянный дефицит хлеба, слабая база скотоводства.

Важнейшей особенностью цивилизационного процесса в России был непрерывный рост территории страны. Это вело к включению в состав России народов, относящихся к разным типам цивилизационного развития, оттоку оппозиционно настроенного населения на окраины страны, закрепляло экстенсивный тип развития экономики и государства в целом.


В результате Россия стала цивилизационно неоднородным обществом, особой евразийской цивилизацией, в ее судьбе, типе государственности тесно переплелись Восток и Запад.

Российское государство сформировалось по восточному типу, на основе власти - собственности, отношений подданства и жестких вертикальных связей. И в этом смысле оно не было склонно к проведению каких-либо реформ, влияющих на тип государственности. Власть, государство в России всегда стояли над обществом. Поэтому все реформы в нашей стране, в том числе и, в особенности, в сфере государственности, всегда проводились властью "сверху". Участие общества в этих преобразованиях не только не предусматривалось изначально, но и не допускалось, жестко пресекалось.

Характерной особенностью всех российских реформ в сфере власти было неизменное воспроизводство жесткой исполнительной вертикали и создание для ее усиления параллельных структур в лице, например, собственной Его Императорского Величества канцелярии в XIX веке, системы партийных органов в советские времена или администрации Президента в наши дни.

В исторической литературе выделяют следующие основные этапы становления и развития российского государства в досоветский период:

I этап - IX в. - начало XIII в. Становление, расцвет и упадок Киевской Руси.

II этап - вторая половина XIII в. - конец XVII в. Владимирско-Суздальская Русь - возникновение Москвы, образование и укрепление Московского царства.

III этап - начало XVII в. - начало ХХ в. Становление, расцвет и упадок Российской империи.

В 882 году - образовалось единое государство – Киевская Русь на основе объединения и слияния ряда славянских племенных союзов. На ее становление и дальнейшее развитие повлияли два важнейших события:

принятие Христианства в 988 г. (крещение Руси);

монголо-татарское нашествие и разгром ими объединенных сил Киевской Руси и половцев на реке Калка в 1223 году и последующее разорение монголами под командованием Батыя в 1237 году всей территории южной, западной и средней Киевской Руси.

Принятие христианства произошло под влиянием правящих кругов Византии, которые пытались укрепить свое влияние на огромной территории Восточной Европы. Правящая элита Киевской Руси всячески сопротивлялась усилению византийского влияния и добилась полной государственной и культурной независимости своей страны.


Самостоятельный характер государственной власти, утвердившийся в Киевской Руси, нашел обоснование в ряде политических произведений и летописей. Так, летописец монах Нестор (Киево-Печерский монастырь) в «Повести временных лет» (начало XII в.) дает такое обоснование независимости и самостоятельности Киевского государства. В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы был призван славянами для управления ими и установления порядка на русской земле. По мнению летописца Нестора, с Рюрика и начинается русская государственность, а его наследники - киевские князья, по праву являются старшими среди всех русских князей. Эти рассуждения летописца были использованы в XVIII - XIX в.в. для создания "норманской теории" происхождения Русского государства. Необоснованность этой теории была убедительно доказана еще в первой половине XVIII в. великим русским ученым М.В.Ломоносовым. Но вокруг этой теории дискуссии продолжаются и в наше время.

Расцвета Киевская Русь достигла в конце Х века и в первой половине XI века. Конец XI и весь XII век для Киевской Руси характерен войнами между княжествами за киевский престол. Кроме этого, велись постоянные войны с кочевыми племенами, вторгавшимися на территорию Киевской Руси с Востока и Юга (половцы, хазары и другие).

Междоусобная борьба ослабляла экономическую и военную мощь государства. В многочисленных литературных источниках этого периода ведущей политической идеей является идея единовластия великого князя (киевского) и осуждение междоусобных войн («Слово о полку Игореве»).

Политическая и военная раздробленность была главной причиной полного поражения войска Киевской Руси и половцев в сражении на реке Калке с войсками монголо-татар под командованием Чингиз-хана. Разорение Руси завершил один из военачальников Чингиз-хана - Батый. Он в 1237 году разгромил ослабленные дружины Киевской Руси, захватил и сжег Киев.

Нашествие монголо-татар завершило падение Киевской Руси. Постоянные набеги кочевников с Востока и Юго-востока побуждали население приграничных районов Киевской Руси мигрировать в более спокойные княжества, расположенные на Севере и Северо-западе Руси, то есть переселяться в междуречье Оки и Волги.

После падения Киева и разорения татарами центральной и южной части Киевской Руси этот процесс резко усилился. Кроме того, утратил свое значение торговый путь «Из варяг в греки» по Днепру. Стал активно складываться другой путь - из Новгорода к верховьям Волги, Оки и по Волге в Каспийское море. Эти факторы и ряд других (активная