Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей
(продиктованными их возрастом, половой принадлежностью,
индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями,
возможностями)(14). Реализация принципа вариативности может выражаться
через преемственность,установление такой связи между
пространствами,когда «новое, сменяя старое,сохраняет в себе некоторые его
элементы».
В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в
разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и
пространственную организацию в силу специфики каждого этапа
дошкольного детства, а с другой - постепенно дополняться новыми
элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность
воспитания и обучения;
Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям
по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной
безопасности;
Важными положениями ФГОС ДО являются обеспечение
эмоционального благополучия дошкольников,ориентация на
гуманистическое взаимодействие,учет индивидуальных потребностей детей.
Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая
безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем
27
формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой
ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного
воздействия(1).
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной
целостности образовательного процесса. Принимая во внимание
интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование
и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной
области могут использоваться и в ходе реализации содержания других
областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности
(игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-
исследовательской, изобразительной, конструирования, художественной
литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой
возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь
отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни - это
достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в
активном движении; для детей четвертого года жизни - это насыщенный
центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами; для детей пятого
года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и
особенность уединяться; для детей шестого и седьмого года жизни важно
предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей РППС
определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте,
со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие
дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для
педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном
пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия
между видом культурной практики и материалом.
Многие материалы полифункциональные – они могут использоваться и
для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.По
28
характеру действий в пространстве условно можно разделить на три
функциональных пространства:
1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для
спокойной деятельности детей.
2. «Активное» функциональное пространство - пространство для
деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных
игровых построек и т.п.
3. «Рабочее» функциональное пространство - пространство для
художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.
Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны
обладать возможностью изменяться по объему - «сжиматься и расширяться»,
иметь подвижные, легко трансформируемые границы. Образно говоря,
пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при
необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте
групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими
интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного
процесса следует соблюдать принцип стабильности и
динамичностиокружающих ребенка предметов в
сбалансированномсочетаниитрадиционных (привычных) и инновационных
(неординарных) элементов. Это позволит сделать образовательный процесс
более интересным, формыработы с детьми более вариативными, повысить
результативность дошкольного образования и способствовать формированию
у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,
предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение
должнонести информацию о современном мире и стимулировать поисково-
исследовательскую детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования
РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при
29
формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности,
предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования(38).
При реализации образовательной программы дошкольного образования
в различных организационных моделях и формах РППС должна
обеспечивать: (Нищева, 2006),
Соответствие общеобразовательной программе ДОО;
Соответствие материально - техническим и медико-
социальнымусловиям пребывания детей в ДОО;
Соответствие возрастным возможностям детей;
Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации,
интересов и возможностей детей;
Возможность использования различных игрушек, оборудования и
прочих материалов в разных видах детской активности;
Вариативное использование различных пространств (помещений) и
материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития
детей;
Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными
возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в
организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и
техническим средствам среды.
Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и
надежности при использовании согласно действующим СанПиН(43).
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать
вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного
процесса. Данная задача решается системно, в том числе, упорядочивая
множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» - «игровую
поддержку развития детей» (25).
Прежде чем приступить к созданию РППС ДОО, следует изучить
основополагающие документы такие как:
30
Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с
изменениями от 30 декабря 2008 года;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (55);
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», No185 от
02 июля 2013 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» No 1155 от 17 октября 2013 года (46);
Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства
образования и науки Российской Федерации No 08-249 от 28 февраля 2014
года;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по
общему образованию Министерства образования РФ от 17июня 2003 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Обутверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»»
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 г. Москва «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях
жилищного фонда»»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», указ
Президента РФ No Пр-271 от 04 февраля 2010 года.
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года No 61/1912 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической
экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к
психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими
указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О
психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 No1917 «Об
экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых
сооружений для детей».
Письмо Минобразования России от 15.03.2004 No 035146ин/1403 «О
направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды
детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
Знание всех этих документов позволит более грамотно подойти к созданию
РППС ДОО.
Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает
благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход
дошкольного образования на новый высокий уровень организации
деятельности в целом. В то время как ФГОС ДО- это не столько «стандарт
развития» сколько попытка задать само развитие, как «норму жизни» детей и
взрослых в дошкольном учреждении (39).
31