Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


дошкольного звена в частности, особенностями контингента детей

(продиктованными их возрастом, половой принадлежностью,

индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями,

возможностями)(14). Реализация принципа вариативности может выражаться

через преемственность,установление такой связи между

пространствами,когда «новое, сменяя старое,сохраняет в себе некоторые его

элементы».

В условиях дошкольного образования это выражается в том, что среда в

разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и

пространственную организацию в силу специфики каждого этапа

дошкольного детства, а с другой - постепенно дополняться новыми

элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность

воспитания и обучения;

 Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям

по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как

санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной

безопасности;

Важными положениями ФГОС ДО являются обеспечение

эмоционального благополучия дошкольников,ориентация на

гуманистическое взаимодействие,учет индивидуальных потребностей детей.

Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая

безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем

27

формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой

ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного

воздействия(1).

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной

целостности образовательного процесса. Принимая во внимание

интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование

и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной

области могут использоваться и в ходе реализации содержания других

областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности

(игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-

исследовательской, изобразительной, конструирования, художественной

литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой

возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь

отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни - это


достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в

активном движении; для детей четвертого года жизни - это насыщенный

центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами; для детей пятого

года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и

особенность уединяться; для детей шестого и седьмого года жизни важно

предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.

Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей РППС

определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте,

со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие

дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для

педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном

пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия

между видом культурной практики и материалом.

Многие материалы полифункциональные – они могут использоваться и

для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.По

28

характеру действий в пространстве условно можно разделить на три

функциональных пространства:

1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для

спокойной деятельности детей.

2. «Активное» функциональное пространство - пространство для

деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных

игровых построек и т.п.

3. «Рабочее» функциональное пространство - пространство для

художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п.

Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны

обладать возможностью изменяться по объему - «сжиматься и расширяться»,

иметь подвижные, легко трансформируемые границы. Образно говоря,

пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при

необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте

групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими

интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательного

процесса следует соблюдать принцип стабильности и

динамичностиокружающих ребенка предметов в

сбалансированномсочетаниитрадиционных (привычных) и инновационных

(неординарных) элементов. Это позволит сделать образовательный процесс

более интересным, формыработы с детьми более вариативными, повысить



результативность дошкольного образования и способствовать формированию

у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,

предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение

должнонести информацию о современном мире и стимулировать поисково-

исследовательскую детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования

РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при

29

формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности,

предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования(38).

При реализации образовательной программы дошкольного образования

в различных организационных моделях и формах РППС должна

обеспечивать: (Нищева, 2006),

 Соответствие общеобразовательной программе ДОО;

 Соответствие материально - техническим и медико-

социальнымусловиям пребывания детей в ДОО;

 Соответствие возрастным возможностям детей;

 Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации,

интересов и возможностей детей;

 Возможность использования различных игрушек, оборудования и

прочих материалов в разных видах детской активности;

 Вариативное использование различных пространств (помещений) и

материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития

детей;

 Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными

возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в

организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и

техническим средствам среды.

 Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и

надежности при использовании согласно действующим СанПиН(43).

С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать

вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного

процесса. Данная задача решается системно, в том числе, упорядочивая

множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» - «игровую

поддержку развития детей» (25).

Прежде чем приступить к созданию РППС ДОО, следует изучить

основополагающие документы такие как:

30

 Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с


изменениями от 30 декабря 2008 года;

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (55);

 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», No185 от

02 июля 2013 года;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об

утверждении Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» No 1155 от 17 октября 2013 года (46);

 Комментарии к ФГОС дошкольного образования Министерства

образования и науки Российской Федерации No 08-249 от 28 февраля 2014

года;

 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и

начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по

общему образованию Министерства образования РФ от 17июня 2003 года.

 Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Обутверждении

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»»

 Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 68 г. Москва «Об

утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические

требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях

жилищного фонда»»

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», указ

Президента РФ No Пр-271 от 04 февраля 2010 года.

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года No 61/1912 «О

психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных

условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической

экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к

психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими

указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О

психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).

 Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 No1917 «Об

экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых

сооружений для детей».

 Письмо Минобразования России от 15.03.2004 No 035146ин/1403 «О

направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды

детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Знание всех этих документов позволит более грамотно подойти к созданию


РППС ДОО.

Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает

благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход

дошкольного образования на новый высокий уровень организации

деятельности в целом. В то время как ФГОС ДО- это не столько «стандарт

развития» сколько попытка задать само развитие, как «норму жизни» детей и

взрослых в дошкольном учреждении (39).

31