Файл: 2. 1 Анализ развивающей предметнопространственной среды по шкалам.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Педагогические условия организации развивающей
предметно-пространственной среды в ДОО
2.1 Анализ РППС по шкалам оценки окружающей среды в
учреждениях дошкольного образования (шкалы ECERS-R)
В первой главе мы теоретически обосновали и проанализировали
основные понятия, характеристики, принципы построения, требования ФГОС
к развивающей предметно-пространственной среде дошкольных организаций
проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды
ДОО. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого
необходимо было осуществить оценку окружающей среды в ДОО, которая
позволяет выявить, эффективность организации РППС в соответствии
требованиям ФГОС ДО.
Экспериментальное исследование было проведено в МБДОУ «ЦРР-
Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» Баргузинского района Республики
Бурятия. Эксперимент проходил в два этапа: констатирующий и
формирующий. Констатирующий этап - насколько РППС детского сада
приближена и соответствует требованиям ФГОС. Формирующий этап
эксперимента был направлен на выявление соответствия РППС требованиям
ФГОС ДО.
Всего в данном детском саду 5 групп: группа раннего возраста,
младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к
школе группа. Также имеются отдельно спортивный и музыкальный залы,
которые оснащены необходимым оборудованием.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего ДОО
оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой
по стилю. Особенности РППС ДОО определяются интересами детей,
возрастными и личностными особенностями, однако не всегда отвечают
требованиям ФГОС ДО[24].
33
Используя метод наблюдения, нами была проведена диагностика РППС
групповых помещений по шкалам оценки окружающей среды в учреждениях
дошкольного образования (шкалы ECERS-R для комплексной оценки
качества образования в ДОО), которая помогает выявить, насколько наша
РППС соответствует требованиям ФГОС.
В диагностики РППС мы использовали 12 критериев, которые выбрали
с учетом требований ФГОС к РППС: внутренние помещение позволяющее
взрослым и детям свободно передвигаться; обстановка для игр в комнате, их
доступность; наличие мест для уединения; выставки для детей,
соответствующие уровню развития и индивидуальным способностям детей;
пространство для подвижных игр, его безопасность и доступность;
оборудование для подвижных игр в соответствии возрасту и способностям
детей; доступность и разнообразие материалов для занятий искусством;
кубики; наличие материалов и оборудования для ролевых игр; природа /
наука, наличие и доступность соответствующих уровню развития детей игр,
материалов или занятий, поощрение принятия многообразия, наличие
материалов, отражающих многообразие народов и культур Российской
Федерации.
Оценка осуществляется по 4 уровням:
- недостаточно (1-2 балла);
- минимально (3-4 балла);
- хорошо (5-6 баллов);
- отлично (7 баллов).
Начав анализ среды групп с внутреннего помещения, мы пришли к
выводу о том, что в группах вполне достаточно внутреннего места для
взаимодействия детей и взрослых, а также обустройства мебели, но нам
хотелось бы увидеть немного больше внутреннего пространства. В группах
наблюдается достаточное освещение, вентиляция, контроль температурного
режима, и звукопоглощающих материалов. Сами помещения в хорошем
34
состоянии, видно, что за ними осуществляется хороший уход. Помещения
доступны для всех детей и взрослых пользующихся им на данный момент.
Непосредственно обстановка для игр в групповых комнатах включает в
себя несколько центров по интересам, которыми дети могут свободно
пользоваться. Визуальное наблюдение за местом для игр не затруднено.
Достаточно пространства для нескольких одновременных занятий (место на
полу для кубиков, стол для развивающих материалов, мольберт для занятий
искусством). Так как игра является ведущим видом деятельности в
дошкольном возрасте, то на наш взгляд, следует оборудовать большее
количество центров по интересам детей, которыми они смогут свободно
пользоваться. Тихие и активные центры следует расположить таким
образом, чтобы не мешать друг другу (например, место для чтения или
прослушивания записей отделено от места для кубиков или домоводства).
Пространство нужно организовать таким образом, чтобы не мешать
большинству занятий.
Важным дополнением в группах являются места для уединения. Каждая
группа по разному нашла этому компоненту применение. Детям разрешается
найти или создать место для уединения (за мебелью или стенами, в игровом
оборудовании на улице, в тихом углу комнаты). Но, несмотря на разные виды
мест для уединения, они легко контролируются взрослыми. Место для
уединения очень важный компонент в группе, так как детям иногда
необходимо уединиться от других так, чтобы никто не мешал его игре.
Творчество является неотъемлемой частью детской деятельности. С
помощью его дети учатся выражать свои эмоции и чувства. Своими работами
дети могут свободно играть или украшать свою группу. Большая часть
выставок детей тесно связана с текущей деятельностью детей в группе, и
состоит из работ детей (картины и фотографии о недавних занятиях).
Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как
представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и
представлений об окружающем мире. Для проведения таких игр мы
35
располагаем достаточным пространством, как на улице, так и в спортивном
зале. Что касается группового помещения – оно больше подходит для игр
малой подвижности. Само же пространство для подвижных игр в целом
безопасно, например, достаточно мягких материалов в местах для лазания,
огороженное пространство на открытом воздухе.
Оборудования для подвижных игр, в целом находится в хорошем
состоянии и имеется в достаточном количестве. Большая часть оборудования
соответствует возрасту и способностям детей, дети могут пользоваться ими
без длительной задержки, оно развивает разные навыки (например,
поддержание баланса, лазание, игра с мячом). Но на наш взгляд также
необходимо иметь стационарное и переносное оборудование для подвижных
игр, которое развивает навыки на различных уровнях.
По поводу искусства, следует отметить, что недостаточно материалов
для занятий, они доступны детям в течение как минимум одного часа в день.
Дети могут индивидуально самовыражаться с использованием материалов
для занятий искусством (например, разрешено самим украшать заранее
вырезанные фигурки, разрешено некоторое количество самостоятельной
работы вдобавок к работе, направляемой воспитателем). С нашей точки
зрения просто необходимо, чтобы как можно больше различных
материалов для занятий искусством было доступно детям в течение
значительной части дня. Чтобы дети могли как можно больше
индивидуально самовыражаться, чтобы работы детей были разнообразны и
индивидуальны.
Очень распространенными в дошкольном возрасте являются
детские игры с кубиками. Кубики могут быть разнообразны по форме и
оформлению. Относительно кубиков следует сказать, что дети имеют
ежедневный доступ к кубикам и сопутствующим материалам. В каждой
группе имеется достаточное количество кубиков и открытого пространства
для игры в кубики, как на полу, так и на специально отведенных местах,
позволяющих одновременно строить собственные сооружения как минимум
36
двум детям. На наш взгляд необходимо, чтобы кубики и сопутствующие
материалы были организованы по видам, и имелось специальное место для
игры в кубики отдельно от места нахождения основной массы детей, с
подходящими условиями для хранения и подходящей поверхностью для
строительства (например, ровный ковёр или другая ровная поверхность).
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это особый и очень
важный вид игровой деятельности детей, в которой они воображают
ситуацию, придумывают сюжет и выполняют роли. Что касается ролевых игр
нужно отметить, что детям доступно немного материалов и мебели для
таких игр, но, не смотря на это, дети в группах находят применение всему.
Материалы для сюжетно-ролевых игр доступны детям в течение
значительной части дня. На наш взгляд необходимо, чтобы материалы
менялись, дабы разнообразить темы (например, реквизиты по темам
«работа», «сказки» «отдых»), и ежедневно были доступны реквизиты по
как минимум двум разным темам (например, «дом» и «работа»), а также
существующие реквизиты отражали многообразие культур различных
народов.
Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного
возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения
представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств
внимания и т.д. Правильно организовав такие игры для дошкольников,
можно ненавязчиво формировать у ребенка знания о качествах и свойствах
неживых объектов. Игры с песком и водой в некоторой степени
предусмотрены нами как внутри здания, так и на открытом воздухе. Но
этим играм уделяется очень мало времени. В зависимости от возраста детей
в группах по-разному обустроено место для этих игр, но мало игрушек для
игры. Хотя нужно, чтобы для игр доступные материалы были более
разнообразные (например, коробки, черпаки, воронки, совки, лопатки,
горшки и т.д.) и дети проводили за этими играми как минимум один час в
день.
37
Знакомство дошкольника с окружающим миром обогащает
чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что вокруг:
смотреть и видеть, слушать и слышать, осязать. В отношении природы и
науки в группах детям доступно немного соответствующих уровню развития
детей игр и материалов по двум категориям природы / науки. Но, несмотря
на это, дети имеют ежедневный доступ к материалам, они с удовольствием
приносят природный материал, чтобы делиться с другими или расширять
свои коллекции (например, осенние листья с площадки для игр, камни
необычной формы и пр.). С нашей точки зрения материалы по природе науке
следует хранить в хорошо организованном месте и в хорошем состоянии
(например, коллекции хранятся в отдельных коробках), а также следует,
чтобы детям было доступно много соответствующих уровню развития детей
игр и материалов в данном направлении.
Что касается критерия поощрение принятия многообразия, следует
отметить, что в каждой группе присутствует некоторое национальное,
расовое и культурное многообразие: куклы разных национальностей, книги,
музыка разных народов. Эти материалы положительно отражают
многообразие культур. А так как мы живем в многонациональной стране
нужно, чтобы детям было доступно не только много книг, рисунков и
материалов, показывающих людей разных национальностей, но и имелся
определенный реквизит для ролевых игр, отражающий разные культуры.
Оценки РППС групп ДОО мы заносили в оценочные листы. Результаты
шкалы оценки окружающей среды представлены в таблицах. Для сравнения
результатов оценки окружающей среды мы взяли две группы: старшая
группа: табл. 1 и подготовительная группа: табл. 2.
Таблица 1
Оценки окружающей среды в учреждении дошкольного образования
МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» старшая группа
38
No критерии недос
таточ
но
мини
мальн
о
хоро
шо
отлич
но
предметно-пространственной среды в ДОО
2.1 Анализ РППС по шкалам оценки окружающей среды в
учреждениях дошкольного образования (шкалы ECERS-R)
В первой главе мы теоретически обосновали и проанализировали
основные понятия, характеристики, принципы построения, требования ФГОС
к развивающей предметно-пространственной среде дошкольных организаций
проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды
ДОО. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого
необходимо было осуществить оценку окружающей среды в ДОО, которая
позволяет выявить, эффективность организации РППС в соответствии
требованиям ФГОС ДО.
Экспериментальное исследование было проведено в МБДОУ «ЦРР-
Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» Баргузинского района Республики
Бурятия. Эксперимент проходил в два этапа: констатирующий и
формирующий. Констатирующий этап - насколько РППС детского сада
приближена и соответствует требованиям ФГОС. Формирующий этап
эксперимента был направлен на выявление соответствия РППС требованиям
ФГОС ДО.
Всего в данном детском саду 5 групп: группа раннего возраста,
младшая группа, средняя группа, старшая группа и подготовительная к
школе группа. Также имеются отдельно спортивный и музыкальный залы,
которые оснащены необходимым оборудованием.
Развивающая предметно-пространственная среда нашего ДОО
оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой
по стилю. Особенности РППС ДОО определяются интересами детей,
возрастными и личностными особенностями, однако не всегда отвечают
требованиям ФГОС ДО[24].
33
Используя метод наблюдения, нами была проведена диагностика РППС
групповых помещений по шкалам оценки окружающей среды в учреждениях
дошкольного образования (шкалы ECERS-R для комплексной оценки
качества образования в ДОО), которая помогает выявить, насколько наша
РППС соответствует требованиям ФГОС.
В диагностики РППС мы использовали 12 критериев, которые выбрали
с учетом требований ФГОС к РППС: внутренние помещение позволяющее
взрослым и детям свободно передвигаться; обстановка для игр в комнате, их
доступность; наличие мест для уединения; выставки для детей,
соответствующие уровню развития и индивидуальным способностям детей;
пространство для подвижных игр, его безопасность и доступность;
оборудование для подвижных игр в соответствии возрасту и способностям
детей; доступность и разнообразие материалов для занятий искусством;
кубики; наличие материалов и оборудования для ролевых игр; природа /
наука, наличие и доступность соответствующих уровню развития детей игр,
материалов или занятий, поощрение принятия многообразия, наличие
материалов, отражающих многообразие народов и культур Российской
Федерации.
Оценка осуществляется по 4 уровням:
- недостаточно (1-2 балла);
- минимально (3-4 балла);
- хорошо (5-6 баллов);
- отлично (7 баллов).
Начав анализ среды групп с внутреннего помещения, мы пришли к
выводу о том, что в группах вполне достаточно внутреннего места для
взаимодействия детей и взрослых, а также обустройства мебели, но нам
хотелось бы увидеть немного больше внутреннего пространства. В группах
наблюдается достаточное освещение, вентиляция, контроль температурного
режима, и звукопоглощающих материалов. Сами помещения в хорошем
34
состоянии, видно, что за ними осуществляется хороший уход. Помещения
доступны для всех детей и взрослых пользующихся им на данный момент.
Непосредственно обстановка для игр в групповых комнатах включает в
себя несколько центров по интересам, которыми дети могут свободно
пользоваться. Визуальное наблюдение за местом для игр не затруднено.
Достаточно пространства для нескольких одновременных занятий (место на
полу для кубиков, стол для развивающих материалов, мольберт для занятий
искусством). Так как игра является ведущим видом деятельности в
дошкольном возрасте, то на наш взгляд, следует оборудовать большее
количество центров по интересам детей, которыми они смогут свободно
пользоваться. Тихие и активные центры следует расположить таким
образом, чтобы не мешать друг другу (например, место для чтения или
прослушивания записей отделено от места для кубиков или домоводства).
Пространство нужно организовать таким образом, чтобы не мешать
большинству занятий.
Важным дополнением в группах являются места для уединения. Каждая
группа по разному нашла этому компоненту применение. Детям разрешается
найти или создать место для уединения (за мебелью или стенами, в игровом
оборудовании на улице, в тихом углу комнаты). Но, несмотря на разные виды
мест для уединения, они легко контролируются взрослыми. Место для
уединения очень важный компонент в группе, так как детям иногда
необходимо уединиться от других так, чтобы никто не мешал его игре.
Творчество является неотъемлемой частью детской деятельности. С
помощью его дети учатся выражать свои эмоции и чувства. Своими работами
дети могут свободно играть или украшать свою группу. Большая часть
выставок детей тесно связана с текущей деятельностью детей в группе, и
состоит из работ детей (картины и фотографии о недавних занятиях).
Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как
представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и
представлений об окружающем мире. Для проведения таких игр мы
35
располагаем достаточным пространством, как на улице, так и в спортивном
зале. Что касается группового помещения – оно больше подходит для игр
малой подвижности. Само же пространство для подвижных игр в целом
безопасно, например, достаточно мягких материалов в местах для лазания,
огороженное пространство на открытом воздухе.
Оборудования для подвижных игр, в целом находится в хорошем
состоянии и имеется в достаточном количестве. Большая часть оборудования
соответствует возрасту и способностям детей, дети могут пользоваться ими
без длительной задержки, оно развивает разные навыки (например,
поддержание баланса, лазание, игра с мячом). Но на наш взгляд также
необходимо иметь стационарное и переносное оборудование для подвижных
игр, которое развивает навыки на различных уровнях.
По поводу искусства, следует отметить, что недостаточно материалов
для занятий, они доступны детям в течение как минимум одного часа в день.
Дети могут индивидуально самовыражаться с использованием материалов
для занятий искусством (например, разрешено самим украшать заранее
вырезанные фигурки, разрешено некоторое количество самостоятельной
работы вдобавок к работе, направляемой воспитателем). С нашей точки
зрения просто необходимо, чтобы как можно больше различных
материалов для занятий искусством было доступно детям в течение
значительной части дня. Чтобы дети могли как можно больше
индивидуально самовыражаться, чтобы работы детей были разнообразны и
индивидуальны.
Очень распространенными в дошкольном возрасте являются
детские игры с кубиками. Кубики могут быть разнообразны по форме и
оформлению. Относительно кубиков следует сказать, что дети имеют
ежедневный доступ к кубикам и сопутствующим материалам. В каждой
группе имеется достаточное количество кубиков и открытого пространства
для игры в кубики, как на полу, так и на специально отведенных местах,
позволяющих одновременно строить собственные сооружения как минимум
36
двум детям. На наш взгляд необходимо, чтобы кубики и сопутствующие
материалы были организованы по видам, и имелось специальное место для
игры в кубики отдельно от места нахождения основной массы детей, с
подходящими условиями для хранения и подходящей поверхностью для
строительства (например, ровный ковёр или другая ровная поверхность).
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – это особый и очень
важный вид игровой деятельности детей, в которой они воображают
ситуацию, придумывают сюжет и выполняют роли. Что касается ролевых игр
нужно отметить, что детям доступно немного материалов и мебели для
таких игр, но, не смотря на это, дети в группах находят применение всему.
Материалы для сюжетно-ролевых игр доступны детям в течение
значительной части дня. На наш взгляд необходимо, чтобы материалы
менялись, дабы разнообразить темы (например, реквизиты по темам
«работа», «сказки» «отдых»), и ежедневно были доступны реквизиты по
как минимум двум разным темам (например, «дом» и «работа»), а также
существующие реквизиты отражали многообразие культур различных
народов.
Игры с природными материалами, особенно для детей дошкольного
возраста, являются естественным и самым доступным способом обогащения
представлений о природе, развития мыслительных операций, свойств
внимания и т.д. Правильно организовав такие игры для дошкольников,
можно ненавязчиво формировать у ребенка знания о качествах и свойствах
неживых объектов. Игры с песком и водой в некоторой степени
предусмотрены нами как внутри здания, так и на открытом воздухе. Но
этим играм уделяется очень мало времени. В зависимости от возраста детей
в группах по-разному обустроено место для этих игр, но мало игрушек для
игры. Хотя нужно, чтобы для игр доступные материалы были более
разнообразные (например, коробки, черпаки, воронки, совки, лопатки,
горшки и т.д.) и дети проводили за этими играми как минимум один час в
день.
37
Знакомство дошкольника с окружающим миром обогащает
чувственный опыт ребёнка – учит его быть внимательным к тому, что вокруг:
смотреть и видеть, слушать и слышать, осязать. В отношении природы и
науки в группах детям доступно немного соответствующих уровню развития
детей игр и материалов по двум категориям природы / науки. Но, несмотря
на это, дети имеют ежедневный доступ к материалам, они с удовольствием
приносят природный материал, чтобы делиться с другими или расширять
свои коллекции (например, осенние листья с площадки для игр, камни
необычной формы и пр.). С нашей точки зрения материалы по природе науке
следует хранить в хорошо организованном месте и в хорошем состоянии
(например, коллекции хранятся в отдельных коробках), а также следует,
чтобы детям было доступно много соответствующих уровню развития детей
игр и материалов в данном направлении.
Что касается критерия поощрение принятия многообразия, следует
отметить, что в каждой группе присутствует некоторое национальное,
расовое и культурное многообразие: куклы разных национальностей, книги,
музыка разных народов. Эти материалы положительно отражают
многообразие культур. А так как мы живем в многонациональной стране
нужно, чтобы детям было доступно не только много книг, рисунков и
материалов, показывающих людей разных национальностей, но и имелся
определенный реквизит для ролевых игр, отражающий разные культуры.
Оценки РППС групп ДОО мы заносили в оценочные листы. Результаты
шкалы оценки окружающей среды представлены в таблицах. Для сравнения
результатов оценки окружающей среды мы взяли две группы: старшая
группа: табл. 1 и подготовительная группа: табл. 2.
Таблица 1
Оценки окружающей среды в учреждении дошкольного образования
МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский д/с «Золотая рыбка» старшая группа
38
No критерии недос
таточ
но
мини
мальн
о
хоро
шо
отлич
но