Файл: ввп егс. Общая характеристика. Использование для судоходства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, за исключением участков крутых кален в верхнем течении реки.

Средняя продолжительность физической навигации на камее увеличивается вниз по течению со 165-170 до 195-200 суток.

Гарантированные габариты судового хода поддерживаются на протяжении 917 км от Соликамского промышленного порта до устья р. Вятки (Т(см) - глубина, В(м )– ширина, R(м )– радиус закругления).
Таблица 16. Гарантированные габариты судового хода р. Камы.

Наименование участков

Протяженность участков, км

Гарантированные габариты судового хода

Т(см)x В(м)xR(м)

1991г.

2001г.

Соликамск - Березники

30

400x100x900

320x100x900

Березники - Пожва

55

400x100x900

400x100x900

Пожва - Пермский шлюз

139

400x200x900

400x200x900

Пермский шлюз - Закамск

30

400x100900

330x100x900

Закамск – Чайковский шлюз

320

400x200x900

400x200x900

Чайковский шлюз - Камбарка

96

330x100x900

330x100x900

Камбарка – устья р. Белой

78

400x100x900

400x100x900

Устья р. Белой – Нижнекамский шлюз

105

400x150x1000

400x150x1000

Нижнекамский шлюз – устье р. Вятки

64

400x150x1000

350x150x1000

На участке р. Камы выше Соликамского промпорта гарантированные габариты судового хода не установлены. Навигационное оборудование выставляется на договорных условиях в отдельные периоды навигации. Судоходства по реке выше пос. Керчевский возможно только в период весеннего половодья.

Река Белая (Агидель).


Физико-географическая характеристика. Бассейн р. Белой расположен преимущественно в Республике Башкортостан. Начало реки берет у Авалякского хребта Южного Урала. На значительном протяжении долина реки пересекает карстовые известняки. Река впадает в Нижнекамское водохранилище слева, являясь самым многоводным и крупным притоком Камы. Общая длина р. Белой составляет 1475 км, площадь водосбора 142730 км2. Среднемноголетний расход воды в устье реки равен 970 мᶾ/с, что соответствует модулю стока 7,0 л/с*км².

В верховье река представляет собой горный водоток. По мере приближения к устью она все более теряет горный характер, высота берегов снижается, но правый берег остается возвышенным до устья. На участке от р. Стерлитамак до г. Уфы (протяженностью 296 км) река сильно меандрирует и разделяется на рукава, образуя множество островов. В русле встречаются песчаные и гравелистые перекаты. Русло здесь имеет ширину 100-150 м. Среднее падение реки между пос. Табынск и устьем р.Уфы равно 10,2 см/км. Средние скорости течения в паводок равны 5,3 и в межень 3,2 км/час. На этом участке в р. Белую впадает пригодный для судоходства в период половодья правобережный приток – р. Сим.

После впадения наиболее крупного притока - р. Уфы – Белая становится типично равнинной рекой, протекающей в широкой долине (3-16 км) среди обширной поймы, изобилующей старицами. Река здесь также меандрирует и разделяется на рукава. На данном участке в р. Белую впадает 14 несудоходных притоков. Наиболее значительными из них являются реки Дема, Кармасон, Черемша, Быстрый Танып.

От устья р. Уфы до пристани Груздевка русло р.Белой очень извилистое, коэффициент извилистости 2,2. Средняя ширина меженного русла составляет 400 м, уменьшаясь на отдельных участках до 150 м. основные грунты, слагающие русло, - песок, мелкий гравий; в районах с холмистыми и скалистыми берегами встречаются подводные камни (каменные гряды и оденцы). Среднее падение реки 6-7 см/км. В русле много перекатов.

От пристани Груздевка до устья р. Белая находится в подпоре верхнего бьефа Нижнекамского гидроузла. Длина участка составляет 70 км. После заполнения водохранилища образовались озера, рукава, излучины. Местность в основном заболочена. Берега здесь низкие. Ширина русла в районе Азякульского и Ямалинского спрямлений составляет 180- 200 м.

Питание, водный и ледовый режимы.

Река Белая имеет преимущество снеговое питание, доля которого у г. Стерлитамак составляет 55%. От грунтового питания река получает 25% и от дождевого – 20% стока. Основная часть стока (62%) приходится на весну. Вниз по течению возрастает доля грунтового и снижается доля дождевого питания, что связано со снижением в бассейне осадков в теплую часть года вниз по течению реки.

Уровненный режим р. Белой типичен для различных рек: высокое весеннее половодье сменяется низкой летне-осенней меженью, плавный ход которой нарушается дождевыми паводками. Фактором, определяющим колебания уровня воды р. Белой, является неравномерность питания реки в течение года. На участке от устья р. Уфы до селения Кушнаренково дополнительно оказывает слабое влияние недельное регулирование стока, осуществляемое Павловским гидроузлом на р. Уфе.

Половодье начинается обычно в первой декаде апреля и продолжается в течение 70-75 суток. Подъем уровня воды идет интенсивно – до 30-50 см в сутки и через три недели достигает максимума. Разница в сроках наступления пика половодья между верхнем участком и устьем составляет 4-5 суток. Спад уровней происходит медленнее и продолжается более 45 дней. Превышение максимальных уровней над проектным может составлять 8-12 м. При отметке уровня воды +400 см и выше относительно нуля графика водомерного поста Уфа и +600 см и выше относительно нуля графика водомерного поста Бирск вода выходит на пойму. Средний расход воды в половодье у г. Уфа составляет 6060 мᶾ/с, максимальный (1882 г.) – 16200мᵌ/с.

После окончания половодья, обычно в конце июня, начинается летняя межень. Минимальные значения меженных уровней воды обычно наблюдается в сентябре. На устьевом участке ниже селения Андреевка в течение навигации обеспечивается нормальный подпорный уровень Нижнекамского водохранилища, за исключением периода половодья, когда уровень повышается дополнительно на 2,5 – 3,5 м.

Дождевые паводки едва ли не каждый год, чаще всего в конце навигации в сентябре – октябре. Их продолжительность может составлять от нескольких недель до двух месяцев. Как правило, паводковый уровень поднимается над проектным на 3 м, реже – на 4-5 м.

Вскрытие реки начинается обычно во второй декаде апреля и распространяется вниз по течению реки. Ледоход продолжается в среднем 5-7 суток. Примерно раз в три года весенний ледоход сопровождается заторами льда, которые образуются в местах сужения русла и на крутых поворотах. Наибольшие подъем и спад уровня воды в результате заторов достигают 2 м в сутки при общей высоте подъема до 6-7 м.


Осенние ледовые явления на р. Белой начинается в первой декаде ноября и в течение 9-14 суток устанавливается ледостав. В начале замерзает устьевой участок и лишь через неделю ледостав достигает района г. Уфы. В конце ноября толщина льда достигает 20 см. Наибольшей толщины лед достигает 20 см. Наибольшей толщины лед бывает в марте, достигая 97 см в Уфе и 115 см в Бирске.

Средняя продолжительность физической навигации на р. Белой составляет 200 суток.

Судоходство и путевые работы. Исключительное значение р. Белой как транспортного водного пути заключается, главным образом, в перевозках по ней нефтепродуктов из района г. Уфы на р. Каму и далее на главную транспортную магистраль - Волгу.

Гарантированные габариты судового хода поддерживаются на протяжении 459 км от устья р. Уфы до устья.17

Таблица 17. Гарантированные габариты судового хода р. Белая.

Наименование участков

Протяженность участков, км

Гарантированные габариты судового хода

Т (см) x В (м) x R (м)

1991 г.

2001 г.

Устье р. Уфы – Правая Белая

13

210x40x300

180x40x300

Правая Белая – Бирск

202

225x60x600

180x60x500

Бирск – Груздевка

174

225x60x600

180x60x500

Груздевка – Азякуль

20

300x100x600

280x80x500

Азякуль - устье

50

400x100x600

400x100x600


На участке р. Белой выше устья р. Уфы гарантированные габариты судового хода не установлены. Навигационное оборудование выставляется в отдельные периоды навигации на договорных условиях для обеспечения местных пассажирских перевозок подхода к русловым карьерам НСМ.

Беломорско - Балтийский канал.

Идея соединения Балтийского и Белого морей привлекала общественное мнение еще со времен Петра 1. В 1702 г. Петр 1, развернувший борьбу за возвращение России выхода в Балтику, утраченного после событий «смутного времени» начала 17 века, продолжил сухопутную «Осудареву дорогу» от Нюхотской пристани на Белом море до Повенца длиной в 160 верст.


С основанием в 1703 г. Петербурга, переносом внешнеторговых связей на Балтику и снижением роли Севера в хозяйстве страны, интерес к водным путям из центра России к Белому морю на некоторое время угас.

Однако с конца 18 века, по мере становления капиталистических отношений в России, проблема развития водных коммуникаций на Севере, и в частности сооружения канала между бассейнами Балтийского и Белого морей, приобретает все большую остроту и актуальность, что находит выражение в целом ряде гидротехнических предложений и проектов, выдвигавшихся предпринимателями, инженерами.

Однако все проекты и предложения предпринимателей, купцов и ученых о создании сквозной трассы к морю из-за недостатка средств остались, не исполнены.

В 1931 г. группой инженеров под руководством С.Я. Жука был разработан проект первого межбассейнового соединения Беломорско – Балтийского канала по существующему варианту: р. Повенчанка – р. Телекинка – Выгозеро – р. Нижний Выг, как самому дешевому, а для его осуществления была создана строительная организация «Беломорстрой» с задачей проектирования и организации сооружения Беломорско-Балтийского водного пути.

Канал стал первым важным звеном в осуществлении программы реконструкции внутренних водный путей России. Он соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики, и сократить путь из Балтийского в Белое море на 4000 км.

Общая протяженность канала составляет 227 км, на которых расположено 19 шлюзов, из них 13- двухкамерные, 6- однокамерные, 13 плотин, 41 дамба, 13 водоспусков для регулирования бьефов, 34 канала, 1 мал. Трасса канала положена по сильно пресеченной местности, используя долины рек Повенчанки, Выг др. Подпорные уровни воды в канале создаются земляными плотинами, расположенными при шлюзах и вдоль канала. Все сооружения строились «насухо», то значительно способствовало снижению затрат на строительство. В сооружениях канала использовались, местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт.

Оригинальные по конструкции гидросооружения канала явились вершиной деревянного гидростроительства. Стены камер шлюзов, направляющие палы, а также шлюзовые ворота и цилиндрические затворы водопроводных галерей были изготовлены из дерева.