ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и боепитания учащихся.
Приступая к формулировке целей, учитель:.
- изучает требования образовательного стандарта и программы;
- обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников;
- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.
После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников.
Конструирование системы познавательных целей учебного занятия. С позиций системно-структурного подхода важно, чтобы учитель имел представление, из каких основных компонентов состоит система знаний, т. к. структура системы знаний логически отражается в системе познавательных целей.
В дидактической системе знаний выделяют два блока: эмпирический и теоретический. Эмпирический блок включает: термины (номенклатура предмета), цифры, факты, представления. Теоретический блокопределения, понятия, причинно-следственные связи (прямые и обратные), закономерности, законы, теории.
Значительную часть учебного времени учитель уделяет системе теоретических знаний, которые формируются на базе эмпирических, т. к. понимание сути объектов и явлений ученик осознает на основе образов и представлений. В процессе работы над системой знаний учитель формулирует соответственные цели.
Обучающие (дидактические):
передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;
- выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д.
- проверка знаний по теме;
- обобщение изученного материала;
- проверка усвоения материала на основе творческих заданий;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- развитие познавательной активности творческих способностей.
Определить основную дидактическую цель 1 урока - значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок:
- изучению нового материала {одна дидактическая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материла);
- закреплению нового материала и ранее пройденного (одна дидактическая цель - закрепление);
- контрольный урок (одна дидактическая цель -контроль за полученными знаниями);
- две дидактические цели, повторение и обобще ние: на повторительно-обобщающем уроке именно
этому будет посвящено основное время урока.
-
три дидактические цели: повторение, закрепление, сообщение нового материала - комбинированный урок.
Развивающие цели урока
Конструирование системы развивающих целей отражает основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии. Умения - это действия, формируемые через систему упражнений. Приобретение умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности), для которых характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуац ии в другую, осуществляется в процессе выполнения творческих (проблемных) заданий для самостоятельной работы.
В качестве развивающих целей используются следующие:
- развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
- развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.;
- развитие мировоззрения;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- развитие памяти;
-развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;
- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
-
развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
Воспитательные цели урока
Конструирование системы воспитательных целей учебного занятия в информационно-знаниевой образовательной парадигме.
Разработка воспитательных целей - один из важных элементов современного обучения, но они скорее декларируются учителем, чем являются прогнозируемым ориентиром в развитии воспитательного взаимодействия учителя и ученика.
Постановка воспитательных целей урока осуществляется в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны (направления) воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое, физическое и т.д. Эти стороны разделить невозможно, но следует выделять наиболее существенные с позиций содержания изучаемого материала. Учитель должен уметь продумывать и выделять к предстоящему уроку все имеющиеся возможности перманентного и многостороннего воспитания учащихся с помощью учебного материала, привлекаемых им дополнительных сведений различного характера, методов и форм организации учебной деятельности учащихся, процесса обучения предмету в целом и личности самого учителя.
При любых условиях процесс воспитания учащихся на уроке не прерывается. Учитель должен целенаправленно управлять воспитательным процессом, исходя из особенностей класса. Для этого в одних случаях бывает необходимо выделить в качестве цели воспитание дисциплинированности, в других - аккуратности, в третьих -настойчивости в учебе и т. д. Описание именно этих направляющих воздействий, по форме совпадающих с наименованиями отдельных составных элементов воспитания, и фиксируются в качестве воспитательных целей урока:
- воспитание уважения к своей Родине;
- воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность;
-' воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;
- воспитание гуманизма и любви к прекрасному;
- подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.
И снова, немного забегая вперед, обратимся к несколько иной схеме постановки воспитательных целей. Здесь они приобретают другой вид и смысл.
Конструирование системы частных воспитательных целей учебного занятия в личностной парадигме образования.
В информационно-знаниезом образовании целевыми приоритетами выступает то, от чего отказывается личностно ориентированная педагогика: определение цели образования, исходя только из цели государства; однозначность содержания знаний и опыта поведения; преобладание заучивания и воспроизведения, передача знаний, не требующих размышления, «готовых знаний»; монологичность и дидактичность; "суровая, до жестокости дисциплина; беспрекословное подчинение устанетленным государством научным авторитетам; формирование мировоззрения путем привития "правильного", единственного образа восприятия мира в соответствии с действием только классических естественнонаучных законов и т.д.
Личностная парадигма, представляя один из вариантов открытого образования, обращена к другим воспитательным целям, определяющим и соответствующие им педагогические действия.
Цель обучения - создание специальных педагогических условий для развития и саморазвития личности при творческом освоении ею знаний, выработки собственных смыслов их понимания. В связи с такой целью, основные действия учителя направляются не на учеников, как объекты воспитания в процессе обучения, а на
объекты образования. В качестве объектов образования выступает «образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит самоопределение и саморазвитие и учителя, и ученика, и взаимодействующей группы» Такое определение объекта образования ведет к преобразованию учебного. материала в открытую для дополнений систему нелинейно развивающихся знаний. Благодаря этому создаются условия для самоорганизации нравственных качеств личности, и учителя, и ученика, как субъектов образования, их взаимодействия и взаимовлияния.
Общая воспитательная цель на уроке - воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Цель ориентирует на то, что проявляет и востребует субъектные основы личности - сознание, смысл, ценности, переживания, личностный опыт и т.д. Поэтому воспитание в процессе обучения рассматривается здесь как обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого, в основном i незаметного регулирования процессов формирования всех видов опыта: от опыта отношений до опыта умений и навыков. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления.
Воспитание в процессе обучения может быть рассмотрено и как совместная с учеником деятельность учителя, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям. Благодаря такой переориентации понимания воспитания появляется возможность обращаться к тому в личности, что представляет наибольшую ценность для ученика.
Целеполагание ориентирует учителя на создание личностно мотивированного образа учебных действий посредством обращения к сознанию ученика на уровне личностного смысла.
В личностно ориентированной педагогике целеполагание определяется тремя источниками гуманистических требований: исходящими от государства, от личности ученика, как субъекта особой социальной реальности и от личности учителя, как носителя человеческой сущности. Государственный компонент цели определен Законом РФ "Об образовании".
В связи с этим, общая цель - это воспитание творческой, самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации и состоянию субъектности на всех этапах обучения. На уроке востребование творческого потенциала личности происходит крайне редко. Обычно учителя ссылаются на необходимость научить выполнять упражнения, где творческий элемент попросту неуместен. Однако творчество необходимо в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. Традиционно не используется обращение учителя к аспекту нравственной культуры сознания.