Файл: Общая частьраздел 1 тема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 848

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

206
Бюджетного Кодекса Российской Федерации
59
штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.
Административный штраф применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде штрафа в размере 100 рублей, взимание штрафа возможно в упрощенном порядке производства.
Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенный штраф, составляется протокол об административном правонарушении.
В соответствии с положениями гл. 28, 31 и 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф вне зависимости от его размера должен быть уплачен (перечислен) лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня выдачи ему постановления-квитанции или вступления постановления по делу об административном правонарушении (о назначении административного штрафа) в законную силу в банк или иную кредитную организацию. В случае если лицу, привлеченному к ответственности, предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, он должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При неуплате административного штрафа в срок копия постановления о назначении штрафа направляется: в отношении физического лица – в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов; в отношении юридического лица – в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
В случае если физическое лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает либо взыскание суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных
59
СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

207 доходов невозможно, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах юридического лица, подвергнутого административному штрафу, постановление о назначении административного штрафа направляется судебному приставу- исполнителю для обращения взыскания на имущество, принадлежащее физическому или юридическому лицу.
Согласно ст. 3.6 КоАП РФ, возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного правонарушения
представляет собой принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Эта мера административного наказания может применяться как к физическому, так и к юридическому лицу, однако установлено следующее исключение: возмездное изъятие оружия и боеприпасов, орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным источником существования.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения характеризуется следующими чертами:
– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным изъятием;
– изъятое орудие совершения или предмет административного правонарушения в последующем уничтожению не подлежит, а направляется на реализацию;
– вырученная сумма за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета передается лицу, у которого этот предмет изъят;
– данная мера применяется в отношении предметов, находящихся в собственности правонарушителя, и является наказанием имущественного характера;
– в отличие от Кодекса 1984 г. Кодекс об административных правонарушениях 2001 г. в ст. 3.6. установил, что возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения назначается только в судебном порядке;
– возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и


208 применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
Данная мера наказания установлена за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП
РФ), нарушение правил использования оружия и патронов к нему
(ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ).
Ст. 3.7. КоАП РФ определяет конфискацию орудия совершения
или
предмета
административного
правонарушения
как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Анализируя юридическую природу данного вида административного наказания, можно отметить следующее:
– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера наказания носит имущественный характер и может применяться как в отношении физического лица, так и в отношении юридического лица;
– поскольку в отличие от ст. 29 КоАП РСФСР в КоАП РФ вообще нет прямого указания о том, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например,
Таможенный Кодекс Российской Федерации), то данная мера административного наказания по умолчанию может применяться как в отношении предметов, находящихся в собственности лица, к которому оно применяется, так и не являющихся таковыми, а владеющих имуществом на иных законных основаниях, например, правах пользования или доверительного управления;
– не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению его законному собственнику.
Конфискация может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного административного наказания;
Конфискация как мера административного наказания может назначаться только в судебном порядке, что в полной мере соответствует положениям ч.3 ст. 35 Конституции Российской

209
Федерации, о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения распространяется только в отношении имущества, находящегося в гражданском обороте, т.е. на то, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства
(например, наследование или реорганизация юридического лица) либо иным образом. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.
Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным источником средств к существованию.
В соответствии с КоАП РФ постановление о возмездном изъятии и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения выносит судья. Исполнение постановления возложено на судебных приставов-исполнителей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г.
«Об исполнительном производстве»
60
. Постановление о возмездном изъятии или конфискации оружия или боевых припасов исполняется органами внутренних дел.
Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, включает изъятие предмета и его принудительное безвозмездное обращение в собственность государства.
Согласно ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, состоит в ограничении нарушителя праве заниматься определенным видом деятельности, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, т.е. оно применяется только в исключительных случаях. К таким видам деятельности относится
60
СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.


210 лишение права управления транспортным средством, права охоты, рыболовства. Лишение специального права назначается судьей.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей
12.26, частью 2 статьи 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Лишение специального права как вид административного наказания есть временное (от одного месяца до трех лет) ограничение правосубъектности физического лица, совершившего административное правонарушение, и для его применения необходимо наличие у физического лица специального права, возникшего ранее на основе индивидуального административного акта (разрешения).
Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Особенно это касается права на управление транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, требующим определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья.
Применение лишения специального права влечет за собой правовой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала – запрет работать по специальности, а для водителя-любителя – запрет управлять принадлежащим ему

211 транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.
Лишение специального права может назначаться только судьей, т.е. правоприменительные органы, рассматривающие дело об административном правонарушении, в случае необходимости применения этого вида наказания, обязаны передать это дело на рассмотрение судьи (ч.2 ст. 29.9 КоАП РФ).
Основанием назначения этого наказания является прямое установление его в санкциях Особенной части КоАП РФ и только в качестве основного административного наказания. Например, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ); превышение установленной скорости (ст. 12.9 КоАП РФ); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10 КоАП РФ).
Ст. 3.8 КоАП РФ устанавливает ограничения применения лишения специального права:
– лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;
– лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником средств к существованию.
В соответствии со ст. 32.6 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста
(тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист- машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.


212
Исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета.
По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежат возврату.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения
(специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается и начинается со дня фактической сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения
(специального разрешения) или иных документов.
Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
Статья 3.8 КоАП РФ в части первой устанавливает положение о том, что лишение специального права как вид административного наказания назначается только судьей. А вот исполнение судебных постановлений в соответствии со ст. 32.5 КоАП РФ отнесено к компетенции различных органов. Так, в частности:
• постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел;
• постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники;
• постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за

213 соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными);
• постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ административный арест
заключается в содержании в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток.
Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ 2001 г.
Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию- поселение, исправительные колонии не допускается.
Административный арест является самым суровым административным наказанием, поэтому назначается лишь в исключительных случаях, за административные правонарушения, граничащие по степени своей опасности с преступлениями, либо за злостное совершение правонарушения, когда по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение других мер будет признано явно недостаточным. К таким относятся: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
(ст. 12.27 КоАП
РФ); неповиновение распоряжению сотрудника милиции; военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ); мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ).


214
Административный арест назначается судьей. Судья обязан дать оценку всем обстоятельствам дела и, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных, прямо или косвенно связанных с административным правонарушением обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному ареста в качестве кары за содеянное.
В ч.2 ст. 3.9 КоАП РФ содержится перечень лиц, к которым административный арест не может применяться даже в исключительных случаях к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (действовавший ранее КоАП
РСФСР запрещал применение ареста к женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет); инвалидам I и II групп; лицам, не достигшим возраста 18 лет. При этом не считается административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, в специальные учреждения органов внутренних дел Российской Федерации – центры временной изоляции для несовершеннолетних, в случае если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания, где ими было совершено правонарушение.
Применение административного ареста имеет ряд существенных процессуальных особенностей.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого виновный может быть подвергнут административному аресту, должно быть рассмотрено в день составления протокола об этом правонарушении, а относительно лица, подвергнутого административному задержанию,
– не позднее 48 часов с момента его задержания (ч.3 ст. 29.6 КоАП
РФ).
В соответствии со ст. 32.8 КоАП РФ постановление об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения, а не со дня вступления в законную силу, как это предусмотрено для исполнения иных административных наказаний.
Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уже находится под стражей (ч.2 ст. 30.5 КоАП РФ).
Срок административного ареста исчисляется сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. Если до вынесения постановления об аресте гражданин был подвергнут

215 административному задержанию, то время задержания засчитывается в срок отбывания ареста. Если в связи с данным правонарушением гражданин не задерживался, срок ареста исчисляется с момента фактического взятия его под стражу.
Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.
Статьей 32.8 КоАП РФ обязанность исполнять постановления судьи об административном аресте возложена на органы внутренних дел. Виновные помещаются в специальные приемники органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Отбывание административного ареста регулируются Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 октября 2002 г.
61
, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания, утвержденным Правительством Российской Федерации от 15 октября
2003 г.
62
, одновременно с ними действуют Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденные Приказом
МВД России от 6 июня 2000 г.
63
При исполнении постановления об административном аресте арестованные подвергаются дактилоскопированию, фотографированию и личному досмотру, проходят первичный медицинский осмотр. Арестованные обеспечиваются питанием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями, им разрешено получать передачи и осуществлять прогулки не менее одного часа.
Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства как мера наказания заключается в принудительном, контролируемом перемещении указанных граждан через
Государственную границу Российской Федерации за пределы
Российской
Федерации, а в случаях, предусмотренных
61
СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.
62
СЗ РФ. 2003. № 42. Ст. 4077.
63
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 32.