Файл: Конспект лекций тема Драма как литературный род. Драматургия театра.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСТОРИЯ И ЖИЗНЬ


За годы работы рецензентом я определил, что существуют два вида неудачных сценариев. Первый можно назвать «личной историей»:

Вобстановкеофисамызнакомимсясглавнойгероиней,удрученнойотсутствием заслуженного продвижения по службе: ее постоянно обходятдругиесотрудникикомпании.Враздражениионанаправляетсявдомродителей,гдевыясняется,чтоотецсталдряхлымстариком,асилыматери на исходе. Затем возвращается в собственную квартиру и ссоритсясосвоейнеряшливой,безразличнойковсемусоседкой.Вотонауженасвидании, иопятьнеудача: бесчувственныйвозлюбленныйприводитее вдорогой французский ресторан, совершенно забыв о том, что она на диете.Вернувшись в офис, она получает, к всеобщему удивлению, долгожданную иболее высокую должность, но тут возникают новые проблемы. Она еще разоказывается в доме родителей, где пытается помочь отцу, а в это время еемать впадает в безумие. Придя домой, наша героиня обнаруживает, чтососедкаукралаеетелевизориисчезла,незаплативзаквартиру.Онарасстается со своим возлюбленным, начинает есть все подряд и набираетпятьфунтовлишнеговеса.Однаконесдаетсяипревращаетсвоепродвижение по службе в триумф. Ностальгический ужин в кругу близкихлюдей излечивает ее мать от душевной болезни. Настоящим сокровищем
оказывается новая соседка по квартире, которая не только проявляет вовсем аккуратность и оплачивает ренту чеком на несколько недель вперед, ноизнакомитеесновыммолодымчеловеком.Итак,мыдобралисьдодевяностопятойстраницы.Главнаягероиняснованачинаетсоблюдатьдиету и выглядит потрясающе на протяжении оставшихся двадцати пятистраниц — словесного эквивалента медленного вальса среди маргариток,описывающего развитие романа с новым возлюбленным. Наконец наступаетпереломныймомент,когдаейприходитсярешать,выходитьзамужилинет.Сценарийзаканчиваетсяслезливойкульминацией,когдагероиняприходитк выводу,что ейнеобходимособственноепространство.
Второй вид плохой сценарий, который можно назвать

«гарантированный коммерческий успех»:

В аэропорту из-за путаницы с багажом продавец программного обеспечениястановится обладателем «предмета, который может привести к гибеливсей цивилизации». Этот предмет очень мал — фактически помещается вшариковой ручке, случайно оказавшейся в кармане незадачливого главногогероя, который становится мишенью для трех десятков персонажей. Всеониимеютподваилитрипаспорта,всеработалипообестороны

«железногозанавеса»,знаютдругдругасовремен«холоднойвойны»идружнопытаютсяубитьнесчастногопарня.Сценарийнаполненпогонями

на автомобилях, перестрелками и взрывами. Когда ничего не взрывается иникогоне

убивают,тянутсясценысдлиннымидиалогами,вовремякоторых:геройпытаетсяразобратьсястемидвуличнымилюдьмиипонять,комуонможетдоверять.Всезаканчиваетсяразноголосицейнасилияивидеоэффектовстоимостьювмиллионыдолларов,вовремякоторой герой уничтожает «предмет, который может привести к гибеливсейцивилизации»итем самымспасаетчеловечество.

«Личная история» представляет собой структурно не организованное, натуралистическое изображение «куска жизни», которое подменяет действительное положение дел их внешним описанием. Автор такого сценария считает, что чем подробнее он будет отражать факты повседневной жизни, тем более точным окажется его «репортаж» о том, что происходит в реальности, и тогда он поведает зрителю больше правды. Однако какими бы тщательными ни были его наблюдения, речь идет о «правде» с маленькой буквы. Истина никогда не лежит на поверхности: связывая реальность воедино или разрывая ее на части, истина не проявляется открыто. Не знающий этого автор способен разглядеть только то, что очевидно и действительно существует, поэтому он слеп к правде жизни.

С другой стороны, сценарий в духе «гарантированного коммерческого успеха» — это излишне сложная с точки зрения структуры, перегруженная деталями и персонажами атака на зрителя, не имеющая никакого отношения к настоящей жизни. Автор принимает двигательную активность за развлечение. Он надеется,
что, вне зависимости от истории, достаточно быстрое развитие событий и ослепительные визуальные эффекты приведут зрителей в восторг. А если учесть, что успех многих летних премьер связан с использованием образов, созданных при помощи компьютера, то можно предположить, что он во многом прав.

Зрелищные представления такого типа заменяют воображение смоделированной реальностью. Они используют историю в качестве оправдания для применения ранее неизвестных эффектов, которые переносят нас в эпицентр торнадо, пасть динозавра или в футуристический мир катастроф. И можете быть уверены, что подобные фантастические зрелища способны вызывать восхищение. Однако, как и посещение парка аттракционов, они доставляют мимолетное удовольствие. История кинопроизводства снова и снова свидетельствует о том, что интерес к новым динамическим триллерам пропадает так же быстро, как они приобретают популярность.

Примерно раз в десять лет технические инновации становятся причиной появления массы фильмов, создаваемых с единственной целью — добиться зрелищности. Изобретение кинематографа, предлагающего удивительную имитацию реальности, вызвало бурное восхищение, но затем долгие годы на экранах появлялись только скучные истории. Однако со временем немые фильмы эволюционировали в великолепную форму художественного воплощения и исчезли с приходом в кинематограф звука, который позволил

еще более реалистично воспроизводить действительность. Фильмам начала 1930-х годов пришлось отступить, так как зрители охотно променяли однообразные истории на удовольствие слушать, как говорят актеры. В дальнейшем
звуковое кино обрело новую силу и красоту, но было атаковано такими нововведениями, как цвет, трехмерная графика, широкий киноэкран и генерированные компьютерные объекты, или CGI.

CGI-технология не является ни проклятием, ни панацеей. Она всего лишь добавляет свежие оттенки в палитру истории. Благодаря CGI-эффектам можно создавать все, что возникает в нашем воображении, и делать это очень искусно. Когда подобные эффекты используются при создании «сильной» истории, такой как «Форрест Гамп» (Forrest Gump) или «Люди в черном» (Men In Black), они обогащают повествование и в то же время остаются в тени, не привлекая к себе внимание. Однако «коммерческий» автор, ослепленный сиянием зрелищных фильмов, зачастую не в состоянии понять, что настоящее лицедейство может быть связано только с правдой жизни, скрывающейся за зрительным образом.

Авторы сценариев-описаний и ярких представлений, а также все другие писатели, должны понять, что история это модельжизни.

Рассказчик должен стать художником, преобразующим повседневное существование, внутренний и внешний мир, мечту и реальность в поэму, где рифмуются не слова, а события, в двухчасовую метафору, которая сообщает: «Жизнь вот такая!» Соответственно, историю надо отделить от жизни, чтобы раскрыть ее суть, но не превращать в абстракцию, которая теряет всякую связь с реальностью. История должна быть похожа на жизнь, но не настолько, чтобы утратить глубину или смысл, выходящий за пределы того, что очевидно любому человеку.

Сценаристы, создающие лишь описания, должны понимать, что факты всегда носят нейтральный характер. Самое слабое оправдание