ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ÏÐÈËÎÆÅÍÈß
Ñîäåðæàíèå
Приложение 1. Тема недели: «Лето» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Приложение 2. Тема недели: «Красный. Желтый. Зеленый (светофор)» . . . . . . . 10
Приложение 3. Тема недели: «Природный материал» (игры с песком и водой) . . 14
Приложение 4. Тема недели: «Растения участка детского сада» . . . . . . . . . . . . . . 17
Приложение 5. Тема недели: «Цветник. Цветы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Приложение 6. Тема недели: «Животные, окружающие человека» . . . . . . . . . . . 23
Приложение 7. Тема недели: «Ягоды лесные и садовые. Несъедобные ягоды» . . 28
Приложение 8. Тема недели: «Природный материал»
(изготовление поделок из листьев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложение 9. Тема недели: «Грибы. Съедобные, несъедобные» . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение 10. Тема недели: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . . 41
Приложение 11. Тема недели: «Огород. Труд. Наблюдения» . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Приложение 12. Тема недели (обобщающая тема): «Лето, летние развлечения» . 52
Приложение 13. Комплексы утренней гимнастики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
3
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 1
Òåìà íåäåëè: «Ëåòî»
Ýòþä «Äîæäèê»
Цель: формировать умение передавать через движения явления неживой природы.
Õ î ä
Капля раз, капля два.
Дети сопровождают слова медленными хлопками.
Капли медленно сперва –
Кап, кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Хлопки учащаются.
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем. [21, с. 204–205]
Дети поднимают руку над головой,
имитируя зонтик.
Ýòþä «Ñîëíå÷íûé çàé÷èê»
Цель: развивать эмоциональную сферу, эмоциональное состояние.
Õ î ä . Воспитатель: «Вместе с ветерком к нам в группу пробрался солнечный зайчик.
Хотите с ним поиграть? Протяните ладошки вперед, поймайте солнечного зайчика. Вот он заглянул к нам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте зайчика ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, погладьте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает нас, давайте подружимся с ним. А теперь вздохните глубоко и откройте глаза. Отлично! Вот мы и подружились с солнечным зайчиком».
×òî òàêîå ëåòî?
Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысяча чудес,
Это быстрая река,
Это в небе облака,
Это яркие цветы.
Любим лето я и ты.
Á. Áàëàøîâ [20, с. 66]
Èþíü
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» –
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Ñ.ß. Ìàðøàê [19, с. 121]
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Æèâîå äîìèíî»
Цель: закрепить представление о цвете, понимание слов «одинаковые, парные»; вос- питывать внимание, быстроту реакции на слово.
Дидактический материал: ленточки разного цвета (парные).
Игровые правила. Дети становятся в пару только с тем, у кого на руке повязана ленточка такого же цвета, как у него; пары образуют после бега врассыпную, услышав сигнал «Найди свою пару!».
Игровые действия. Выполнение движений под музыку, поиск своей пары, бег по сигналу воспитателя, построение общего круга.
Õ î ä è ã ð û . У каждого ребенка на руке повязана ленточка какого-либо цвета. По сигна- лу воспитателя дети бегут врассыпную под музыку. Когда воспитатель произнесет: «Найди свою пару», дети образуют пару с тем, у кого на руке ленточка такого же цвета, и становятся в общий круг.
4
Îáñëåäîâàíèå «Ïî÷åìó ïåñîê õîðîøî ñûïëåòñÿ?»
Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Õ î ä . Перед началом экспериментирования воспитатель уточняет с детьми правила без- опасности: не брать в рот песок и глину, грязные пальцы, не тереть грязными руками глаза, не обсыпаться песком.
Воспитатель предлагает детям насыпать в стаканчики песок и глину, рассмотреть их.
Спрашивает, что лучше сыпалось, предлагает песок пересыпать из одного стакана в другой, затем в большую емкость горкой (вывод: песок остается в виде горки с ровными краями).
Таким же образом высыпают глину и определяют, что горка из глины неровная. (×àñòè÷êè
ïåñêà âñå îäèíàêîâûå, ãëèíû – âñå ðàçíîé ôîðìû, ðàçìåðà.) Затем дети под руководством воспитателя с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, глина, сравнивают их; просеивают через сито. Рассматривают песочные часы и выясняют, что глиняные часы сделать невозможно.
Îáñëåäîâàíèå «Ãëèíà, åå êà÷åñòâà è ñâîéñòâà»
Цель: упражнять в узнавании вещей из глины, определять ее качества (мягкость, пла- стичность, степень прочности) и свойства (моется, бьется, размокает).
Õ î ä . Воспитатель демонстрирует дошкольникам глиняные игрушки и спрашивает, из чего они сделаны. Закрепляет правила безопасности: не брать глину в рот, не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза.
Воспитатель обращает внимание детей на кусочки глины, находящиеся на подставке.
Предлагает ее взять и подумать, что из глины можно вылепить и почему. (Ãëèíà ìÿãêàÿ,
ïëàñòè÷íàÿ, åå ìîæíî ìÿòü.) Дети под руководством воспитателя бросают кусочек глины в воду и наблюдают за тем, что с ней происходит. Воспитатель демонстрирует детям, как глиняная игрушка легко разбивается.
Вывод: глина мягкая, пластичная, легко застывает. Застывшая глина может разбиться.
Ìóçûêàëüíàÿ èãðà «Ñîëíûøêî è äîæäèê»
Цель: развивать музыкальный слух; упражнять в передаче характера явления через движения; воспитывать положительный эмоциональный отклик на музыку.
Õ î ä è ã ð û . Быстрая, веселая музыка означает, что на улице светит солнышко, грустная музыка – идет дождь. Когда светит солнышко, дети танцуют. Когда идет дождь, бегут под зонтик к взрослому. Характер музыки поочередно меняется.
Âåñåëîå ëåòî
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчелы, вьются птицы,
А Марина веселится.
Увидала петуха,
Засмеялась:
– Ха-ха-ха!
Удивительный петух –
Сверху перья, снизу – пух!
Увидала поросенка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
5
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос,
Рыжий пес,
Насмешил ее до слез.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьется,
В зубы не дается.
Девочке хохочется,
Ей смеяться хочется,
Потому что нынче лето,
Потому что столько света,
Потому что прямиком
Ходят ножки босиком!
Ïî Â. Áåðåñòîâó [22, с. 221–222]
Êðàäåíîå ñîëíöå
Солнце по небу гуляло
И за тучи забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки –
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
6
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнце не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу,
Полно лапу тебе, лодырю, сосать,
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет Медведь, и ревет,
Медвежат он из болота зовет:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только черные совы из чащи
На нее свои очи таращат.
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь –
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
7
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит, –
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю, –
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!..
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!»
Но бессовестный смеется
Так, что дерево трясется:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил.
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
8
Побежало по кустам,
По березовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Ê. ×óêîâñêèé [65, c. 511–516]
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Öâåòîê»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
Õ î ä è ã ð û . Педагог говорит детям о том, что кисти их рук превратились в цветы-оду- ванчики. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Утром рано он закрыт,
Кисти рук находятся в исходном положении.
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки –
Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев
прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают
полураскрытый бутон.
Красоту их вижу.
Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся
в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик.
Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.
И теперь он будет спать
То же.
До утра, как птенчик. [24]
Кисти рук кладут под щеку – имитация сна.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ëåòíÿÿ ïîëÿíêà»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах; развивать зрительное вос- приятие, внимание, воображение.
Дидактический материал: игровое поле – летняя полянка с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); соответствующие отверстиям
«заплатки» по количеству детей.
Игровые правила. Правильно подобрать «заплатку» и получить целостную картинку лесной полянки.
Игровые действия. Выбрать понравившуюся «заплатку», найти ей место на игровом поле.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель предлагает рассмотреть игровое поле – летнюю полянку с от- верстиями в виде различных геометрических фигур. Детям необходимо подобрать нужные
«заплатки» и восстановить целостную картинку.
Ýòþä «Ñîëíûøêî è òó÷êà»
(на напряжение и расслабление мышц туловища)
Цель: снять психоэмоциональное напряжение; формировать умение расслаблять мыш- цы туловища.
Õ î ä . Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться (на выдохе).
10
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 2
Òåìà íåäåëè: «Êðàñíûé. Æåëòûé. Çåëåíûé (ñâåòîôîð)»
Ñâåòîôîð
На дороге не болтай,
Ворон, кошек не считай,
И тогда с тобой беда
Не случится никогда.
Светофор дает совет:
Красный свет – прохода нет,
На зеленый – проходи,
Нет преграды на пути!
Ïðîáëåìíàÿ ñèòóàöèÿ «Ìîé çàé÷èê ïîïàë ïîä òðàìâàé»
Цель: помочь запомнить правила дорожного движения для пешеходов и действовать в соответствии с ними.
Õ î ä
. Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Айболит» [16, c. 204–205], а затем задает вопросы.
Прибежала зайчиха
И закричала:
– Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!
– Как вы думаете, почему зайчик попал под трамвай?
– Какие правила дорожного движения должны знать дети при переходе улицы?
– Что нам помогает переходить улицу?
– На какой сигнал светофора мы переходим улицу?
– Что означает красный сигнал светофора? И т.д.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ïîìîãè ïåðåéòè óëèöó»
Цель: упражнять детей в практическом выполнении правил дорожного движения.
Дидактический материал: макет перекрестка, светофор, маленькие игрушечные ма- шинки, фигурки животных.
Игровые правила. Переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Игровые действия. Переход (переезд) улицы.
Õ î ä è ã ð û . На столе – макет перекрестка. В центре находится светофор. У одних детей – игрушечные машинки, у других – игрушки зверей (пешеходы). Дети переводят через улицу лисичку, зайчика и т.д., когда загорается зеленый сигнал светофора. Затем для пешеходов загорается красный сигнал светофора, машины движутся, а пешеходы их пропускают.
Îïûò ñ âîäîé è ïåñêîì «Âåòåð»
Цель: помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.
Õ î ä . Воспитатель закрепляет правила безопасности: не брать в рот песок, грязные паль- цы, не тереть грязными руками глаза.
11
Воспитатель предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Под руководством воспитателя дети рассматривают подготовленную «песочницу»
(банку или бутылку с тонким слоем песка). С помощью воспитателя создают ураган, резко, с силой тряся банку или сжимая бутылку, и выясняют, что происходит с песком и почему.
(Òàê êàê ïåñ÷èíêè ìàëåíüêèå, íå ïðèëèïàþò äðóã ê äðóãó, îíè íå ìîãóò óäåðæàòüñÿ
äðóã çà äðóãà èëè çà çåìëþ ïðè ñèëüíîì ïîðûâå âîçäóõà.) Что можно сделать? (Ñìî÷èòü
ïåñîê, è òîãäà ñ íèì ìîæíî áóäåò èãðàòü ïðè ëþáîé ïîãîäå.) Дети проверяют опытным путем свойство влажного песка.
Ñâåòîôîð
Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный цвет вам скажет: «Нет!» –
Сдержанно и строго.
Жёлтый свет даёт совет
Подождать немного.
А зелёный свет горит –
«Проходите» говорит.
С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный
Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Всё, что хочет он сказать.
Â. Êîæåâíèêîâ [25, c. 90]
Êàê ðåáÿòà ïåðåõîäèëè óëèöó
Í. Êàëèíèíà [28, с. 18–19]
Пошли малыши гулять. Дошли до угла, на углу – светофор. Горит в светофоре красный свет – значит нельзя переходить улицу.
Остановились ребята. Ждут, когда зеленый огонек зажжется. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам. Стоит посреди улицы милиционер. Посмотрел на ребят. Поднял палочку. Остановились машины. Красный свет погас, зажегся желтый, а потом зеленый. Можно переходить улицу.
Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре. Взял Саша палочку, говорит:
– Я милиционер.
Загудели машины, поехали ребята-шоферы по улицам. А на перекрестке стоит Саша- милиционер. Все шоферы его слушаются.
Поднимет он палочку – машины остановятся. Махнет палочкой – машины поедут.