ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18
Õ î ä . Воспитатель знакомит детей с названиями и назначением некоторых лекарствен- ных растений (цветки липы – средство от простуды, ромашка аптечная – при проблемах с пищеварением, мята – успокаивает и т.д.). Обратить внимание детей нато, что только по на- значению врача и под присмотром взрослых можно лечиться лекарственными растениями.
Ï÷îëêà
Веснавое сонца
Росы падбiрае.
Вылецела ў поле
Пчолка залатая.
Ёй за шчырай працай
Весела на полi:
Луг прыбраны ў кветкi,
I наўкол раздолле.
З рання да змяркання
Пчолка залатая
Лётае па кветках
Ды мядок збiрае.
Шмат сабрала пчолка
Мёду з розных кветак,
Дома iм накормiць
Родных пчолак-дзетак.
ß. Æóðáà [9, c. 22]
Äîæäèê
Дождик песенку поет: «Кап, кап…»
Только кто ее поймет – «Кап-кап»?
Не поймем ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…
Á. Çàõîäåð [34, с. 134]
Èíñöåíèðîâêà ñòèõîòâîðåíèÿ «Ëÿãóøêè»
Цель: формировать умение детей обыгрывать стихотворение, передавая его содержание мимикой, телодвижениями, жестами; развивать творчество.
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт-привет! [53, с. 51]

19
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 5
Òåìà íåäåëè: «Öâåòíèê. Öâåòû»
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ñîáåðè ëåïåñòî÷êè»
Цель: формировать представление о строении цветка, упражнять в различении пред- метов по цвету, развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: заготовки – нарисованный цветок (стебель, листья, сере- динка) по количеству детей, кружочки разного цвета.
Игровые правила. Лепесточки собираются после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее соберет цветок.
Игровые действия. Выкладывание кружочков вокруг серединки.
Õ î ä è ã ð û . Ребенку предлагается заготовка – нарисованный цветок (стебель, листья, серединка), но без лепестков. Воспитатель раздает кружочки разного цвета и предлагает наложить лепесточки вокруг серединки цветка.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ñëîæè öâåòîê»
Цель: закрепить представления об отличительных признаках трех-четырех растений цветника.
Дидактический материал: разрезанные на четыре равные части (по вертикали или диагонали) картинки.
Игровые правила. Выигрывает тот, кто раньше других сложит и назовет картинку.
Игровые действия. Поиск частей, складывание целой картинки.
Õ î ä è ã ð û . Детям раздаются разрезные карточки с изображением растений цветника
(тюльпаны, нарциссы, ноготки, бархатцы). Предлагается сложить цветок и определить его название.
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Öâåòêè»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают. [53, с. 57]
Медленно разжимать пальцы из кулач-
ков, покачивать кистями рук вправо-
влево.
Медленно сжимать пальцы в кулачки,
покачивать ими вперед-назад.
Îïûò «Êàê ðîæäàåòñÿ äîæäü»
Цель: систематизировать представления детей о явлениях неживой природы.
Оборудование: подносы, стаканы с водой и поролоновые губки в виде «тучек».
Õ î ä . Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых расположены подносы, стаканы с водой и поролоновые губки в виде «тучек». Обращает внимание детей на необыч- ные губки и предлагает их потрогать, определить на что они похожи. (Ïðåäñòàâüòå, ÷òî
ýòî ëåãêèå, ìÿãêèå, ïóøèñòûå òó÷êè.) Затем предлагает воду из стаканчика вылить на
«тучки», промокнуть их. (Ïóñòü òó÷êè âïèòàþò â ñåáÿ âñþ âîäó, ïóñòü êàïåëüêè ñî-
áåðóòñÿ âìåñòå. À òåïåðü ïðèïîäíèìàéòå òó÷êè è ïîïðîáóéòå ñèëüíî-ñèëüíî ñæàòü èõ.
×òî ïîëó÷èëîñü? – Äîæäü.) Какой получился дождь?
Вывод: из поролона как из тучки льются капельки «дождя».


20
Îïûò «Êàê ï÷åëêè ïåðåíîñÿò ïûëüöó»
Цель: помочь выявить, как происходит процесс опыления растений.
Оборудование: лупа, ватные шарики, макеты цветов, на которые насыпан поро- шок-краситель.
Õ î ä . Дети под руководством воспитателя рассматривают строение конечностей и туло- вища насекомых через лупу (ìîõíàòûå, ïîêðûòû âîëîñêàìè). Воспитатель предлагает детям выяснить, как насекомые могут помочь растениям в опылении. Для этого раздает каждому ребенку ватные шарики и предлагает представить, что это насекомые. Затем го- ворит: «Имитируя движения насекомых, прикоснитесь шариками к цветам (íà ìàêåòû
öâåòîâ çàðàíåå íàñûïàí ïîðîøîê-êðàñèòåëü). Что осталось на ватных шариках – на тельце и ножках насекомых?» (×àñòè÷êè ïîðîøêà-êðàñèòåëÿ – ïûëüöà öâåòêà.)
Вывод: после соприкосновения с цветком на конечностях и туловище насекомых оста- ется пыльца.
Îïûò «Â ïîãîíå çà ñâåòîì»
Цель: помочь установить, как растение ищет свет.
Оборудование: комнатные растения.
Õ î ä . Воспитатель подводит детей к комнатным растениям в группе и показывает, что листья растений повернуты в одном направлении. Дети под руководством воспитателя уста- навливают растения к окну, помечая сторону горшка символом. Через три дня воспитатель обращает внимание детей на то, что все листья повернулись в одну сторону, потянулись к свету. Поворачивают растения на 180 градусов. Продолжают наблюдение еще три дня. Вы- ясняют, что листья опять повернулись к свету.
Вывод: листья растений всегда поворачиваются к свету.
Èãðîâîå óïðàæíåíèå «Öâåòîê»
Цветочек на клумбе растет и растет,
На солнышке греясь,
Гостей к себе ждет.
К нему прибежал покачаться жучок,
Качает, качает его ветерок.
За медом к цветку прилетела пчела,
Чуть-чуть покачалась и мед собрала.
Но вот улетели пчела, мотылек,
Жучок убежал, и остался цветок.
На солнышке греясь, он будет стоять,
А солнце зайдет –
Наш цветок будет спать.
Е. Железнова [54]
Приседают.
Стоят, руки поднимают вверх.
Покачивают руками.
Покачиваются всем корпусом,
переступая с ноги на ногу.
Кружатся вокруг себя.
Бегут, делают взмахи руками.
Стоят на месте, руки внизу.
Приседают, руки кладут на колени, голову – на руки.
Закрывают глаза.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ýòþä «Öâåòîê»
(на выражение радости, удовольствия)
Цель: формировать умение выражать радость и удовольствие с помощью движений, жестов, мимики.
Õ î ä . Воспитатель: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, под- ставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем».
Âûðàçèòåëüíûå äâèæåíèÿ: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается го- лова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.
Ìèìèêà: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

21
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Ïîñàäè áàáî÷êó íà öâåòîê»
Цель: формировать навыки сравнения двух групп предметов, закрепить понятия «столь- ко, сколько, поровну».
Дидактический материал: цветочки и бабочки с различным количеством пятнышек
(от одного до трех) по количеству детей.
Игровые правила. Дети сажают бабочку только на тот цветок, на котором точно такое же количество пятнышек.
Игровые действия. Сравнение пятнышек, нахождение одинакового их количества на цветочке и бабочке.
Õ î ä è ã ð û . Инструкция для детей звучит так: «Пусть каждый из вас возьмет бабочку, которая ему больше нравится. Эту бабочку нужно посадить на подходящий цветок, тот, у которого такое же количество пятнышек».
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Êàêîãî ðàñòåíèÿ íå ñòàëî?»
Цель: упражнять в умении определять и называть растение, которого не стало; развивать память; воспитывать любознательность.
Дидактический материал: комнатные растения, определенные учебной программой дошкольного образования.
Игровые правила. Не ошибаться в названии. Выигрывает тот, кто раньше других опре- делит и назовет растение, которого не стало.
Игровые действия. Поиск недостающего растения.
Õ î ä è ã ð û . Дети рассматривают и называют предложенные им знакомые комнатные растения, затем закрывают глаза или отворачиваются, а воспитатель прячет одно растение.
Ребята отгадывают, какого растения не стало.
Ìàòûë¸÷êi-ìàòûëi
– Матылёчкi-матылi,
Дзе ляталi, дзе былi?
– Мы ляталi па лугах,
Начавалi на палях.
– Матылёчкi-матылi,
Што вы елi, што пiлi?
Быў на кветачцы мядок,
На траве салодкi сок.
À. Ïûñií [36]
Ï÷åëêà
Села в полдень искристый
Пчелка на клевер душистый.
Снял шалун колпачок
И накрыл им цветок.
«Ж-ж!…» – И пчелка мальчонку
Укусила в ручонку.
«Не ломай мой цветок,
Дай собрать мне медок.
Им ведь всех и тебя
Угощать буду я!»
Â. Ïàñïàëååâà [9, c. 101]
Öâåòà ðàäóãè
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят,
Желтые листья с деревьев летят.


22
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз,
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
У нас растет зеленый лук и огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг и домики беленый.
С зеленой крышей каждый дом,
А в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
À. Âåíãåð [35, с. 243–244]
Ñêàçêà ïðî êîòåíêà Êóçüêó è ïðåêðàñíûé öâåòîê
Ì. Øêóðèíà [39]
Жил-был котенок. Звали его Кузька. Был он серенький, только ушки у него были белень- кие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка. Как-то раз вышел Кузька во двор погулять, поиграть со своим другом щеночком Дружком. Около самого дома увидел он прекрасный цветок, который только что распустился на кусте. Цветок был необыкновенной красоты, с удивительным запахом. Самый красивый цветок на свете! Кузька несколько раз за день подходил к нему, чтобы полюбоваться. Когда котенок собирался домой, он сорвал цветок, чтобы поставить его дома в вазу. Когда мама Мурка увидела в лапках у Кузьки цве- ток, она спросила:
– Кузька, зачем ты сорвал цветок?
– Мама, он мне так понравился, что я захотел поставить его в вазу и любоваться им.
– Но ведь в вазе он очень скоро завянет, – сказала мама, – придется его выбросить. Если бы он был на кусте, то ты мог бы любоваться им гораздо дольше. Да и не только ты, но и все вокруг.
Кузьке стало грустно и стыдно. Но что поделаешь? Пришлось оставить цветок в вазе.
Через несколько дней он завял и его выбросили. Кузька ходил очень расстроенный. Но вот, однажды утром, он вышел из дома и увидел, что на кусте снова распустился прекрасный цветок с удивительным ароматом. Котенок был счастлив! Он побежал к маме и рассказал ей.
– Теперь я не буду срывать цветок. Пусть он растет на кусте и радует всех вокруг! – ска- зал Кузька.
Действительно, цветок на кусте долгое время оставался свежим и пахучим, а вскоре там же распустились и другие цветы. Всем они очень нравились. А Кузька ухаживал за кустом, поливал его и рассказывал всем вокруг, что не стоит рвать цветы. Гораздо лучше любоваться ими прямо на кусте.

23
ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 6
Òåìà íåäåëè: «Æèâîòíûå, îêðóæàþùèå ÷åëîâåêà»
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Êîðîâà»
А. Никитина
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Ходит-бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
О. Высотская [37, с. 111]
«Шагают» двумя пальцами по столу.
Делают «рога» и качают головой.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ìèìè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà «Çâåðÿòà»
Цель: формировать умение передавать в движениях, мимике, жестах характерные осо- бенности домашних животных.
Õ î ä . Воспитатель предлагает детям изобразить домашних животных, не называя их, а ребенок-водящий должен угадать, кого изобразили дети.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Êòî ãäå æèâåò?»
Цель: формировать представление о жилище домашних животных (корова – хлев, со- бака – будка и т.д.).
Дидактический материал: наборы карточек с изображением животных и жилища домашних животных (будка, хлев, сарай и т.д.).
Игровые правила. По очереди класть карточки, рядом с жилищем животного.
Игровые действия. Поиск жилища для своего животного.
Õ î ä è ã ð û . Дети раскладывают картинки с изображением животных по месту их проживания.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «×üÿ ìàìà?»
Цель: формировать представление о домашних животных и их детенышах.
Дидактический материал: набор карточек с изображением взрослых животных и их детенышей.
Игровые правила. Выкладывать карточки по очереди: сначала мама, потом детеныш.
Выигрывает тот, кто первым составит все пары.
Игровые действия. Поиск нужных карточек.
Õ î ä è ã ð û . Дети соединяют карточки с изображением взрослого животного и детеныша
(индивидуальные карточки на столах), называют их.


24
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Êàøà»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце – поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
Í. Íèùåâà [15, с. 51]
Указательным пальцем правой руки «ме-
шают» кашу в левой ладошке.
Загибают по одному пальцу на обеих руках
на каждое название посуды.
Разжимают пальцы.
Сдувают воображаемые крошки с ладошки.
Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Îáåä»
Å. Äþê [38, с. 21]
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Õ î ä è ã ð û . Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Все собрались на обед.
И чего тут только нет!
Варит мышка-крошка
Супчик из горошка.
Красный борщ у поросёнка.
Суп из зёрен у гусёнка.
У зайчонка вкусный
Сварен суп капустный.
Суп из сена у быка,
У кота – из молока.
У ребёнка на обед
Суп и парочка котлет.
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Êòî ó êîãî ðîäèëñÿ?»
Цель: обогащать и активизировать словарь по теме «Домашние животные».
Дидактический материал: предметные картинки с изображением домашних живот- ных, мяч.
Игровые правила. Отвечать на вопрос воспитателя можно только после того, как поймал мяч.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Õ î ä è ã ð û . Опираясь на предметные картинки с изображением домашних животных, дети отвечают на вопросы. Например: «У кого родился теленок? – У коровы». И т.д.: ще- нок – у … (ñîáàêè), поросята – у … (ñâèíüè), ягненок – у … (îâöû), козлята – у … (êîçû), жеребенок – у … (ëîøàäè).
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Óãàäàé, êòî ñïðÿòàëñÿ â äîìèêå»
Цель: упражнять в умении узнавать животных по движениям и издаваемым звукам.
Дидактический материал: домик-ширма, игрушки, изображающие домашних животных.
Игровые правила. Показывать игрушку можно после того, как дети правильно назовут домашнее животное и звуки, которые оно издает.

25
Игровые действия. Отгадывание, звукоподражание, имитация движений домашних животных.
Õ î ä è ã ð û . Воспитатель говорит детям о том, что домашние животные спрятались в домике и им нужно угадать их, внимательно слушая воспитателя. Когда дети отгадают жи- вотное, им предлагается вспомнить, какие звуки оно издает, и изобразить его движениями, жестами.
– Это животное умеет царапаться. Кто это? (Êîøêà.)
– Это животное умеет скулить. Кто это? (Ñîáàêà.)
– Это животное умеет ржать. Кто это? (Ëîøàäü.)
– Это животное умеет квохтать. Кто это? (Êóðèöà.)
– Это животное умеет крякать. Кто это? (Óòêà.)
– Это животное умеет гоготать. Кто это? (Ãóñü.)
Äèäàêòè÷åñêàÿ èãðà «Êòî êåì ñòàíîâèòñÿ?»
Цель: продолжать формировать представление о домашних животных и их детенышах.
Дидактический материал: картинки-отгадки.
Игровые правила. Картинки-отгадки демонстрируются после того, как дети отгадали окончание стихотворения.
Игровые действия. Отгадывание, имитация движений.
Õ î ä è ã ð û . Дети имитируют движения животных в соответствии с текстом.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако,
И теперь он не щенок – взрослая … (ñîáàêà).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал … (êîíåì).
Бык, могучий великан в детстве был … (òåëåíêîì).
А кудрявый баран – маленьким … (ÿãíåíêîì).
Этот важный кот Пушок – маленьким … (êîòåíêîì).
А отважный петушок – крохотным … (öûïëåíêîì).
А. Шибаев [56]
Îïûò «Äûøàò ëè ðûáû?»
Цель: помочь детям установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить пред- ставления о том, что воздух есть везде.
Оборудование: рыбки в аквариуме, емкости с водой и трубочки по количеству детей.
Õ î ä . Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме и определить, дышат они или нет. Дети следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме. Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков; выясняют, есть ли воздух в воде. Потом палочкой двигают водоросли в аквариуме, обращают внимание на появление пузырьков. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или к компрессору), захватывают пузырьки воздуха (дышат).
Вывод: дыхание рыб в воде возможно.