Файл: Экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
И.Г. МИНЕРВИН
КУЛЬТУРА И ЭТИКА
В ЭКОНОМИКЕ:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
МОСКВА
2011

2
УДК 32 (470+571)
ББК 65.9; 87.75
М 62
М 62
Центр социальных научно-информационных
исследований
Отдел экономики
Ответственный редактор – доктор экономических наук Н.А. Макашева
Минервин И.Г.
Культура и этика в экономике: Социокультурные факторы экономического роста / РАН. ИНИОН.
Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. эко- номики. – М.: ИНИОН, 2011. – 244 с.
ISBN 978-5-248-00576-5
Проблема экономического роста рассматривается в социо- культурном контексте. Основное внимание уделяется анализу ценностных установок и морально-этических норм и их влия- нию на поведение и взаимодействие экономических субъектов и экономику страны в целом.
Для специалистов в области социально-экономического раз- вития, преподавателей вузов, аспирантов и студентов.
УДК 332 (470+571)
ББК 65.9; 87.75
ISBN 978-5-248-00576-5
© ИНИОН РАН, 2011

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................. 5
1. Социокультурный подход в экономических иссле-
дованиях ....................................................................................... 11 1.1. История и теория: фактор культуры как элемент экономического анализа..................................................... 11 1.2. Определения: о какой культуре идет речь........................ 20 1.3. Эмпирические социологические исследования ............... 26 1.4. Детерминанты и следствия культуры ............................... 40
2. Компоненты культуры и их значение..................................... 56 2.1. Правовая культура .............................................................. 57 2.2. Политическая культура ...................................................... 66 2.3. Организационно-управленческая культура...................... 83 2.4. Предпринимательская культура и деловая этика ............ 91 2.5. Культура труда .................................................................... 96
3. Экономика и этика: этические предпосылки
хозяйствования ......................................................................... 102 3.1. Этика и экономическая теория: связь и значение.......... 102 3.2. Проблема эффективности ................................................ 110 3.3. Роль мотивации и нравственности .................................. 115 3.4. Условия эффективности хозяйствования ....................... 126 3.5. Свобода как категория экономической этики ................ 136
4. Проблемы этически и социально ответственной
практики бизнеса...................................................................... 146 4.1. Хорошая компания – этически и социально ответственная компания................................................... 146 4.2. Этические конфликты и их разрешение ......................... 159


4
4.3. Деловая культура и этика и формирование менеджмента нового типа.................................................164 4.4. Культура и этика в управлении российскими предприятиями...................................................................179
5. Человеческий капитал, институциональная среда
и экономический рост ..............................................................193
6. Перспективы развития: эволюция и конвергенция
культур ........................................................................................212
Заключение .....................................................................................223
Список литературы ..........................................................................232

5
ВВЕДЕНИЕ
Решение масштабных задач модернизации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста предполагает пре- образование широкой гаммы общественных институтов. Модерни- зация, понимаемая как системная перестройка структуры эконо- мики и радикальное повышение ее эффективности на базе обновления производственного аппарата и применения достиже- ний современной науки и технологии, является, по существу, не- пременным условием дальнейшего социально-экономического развития страны, но она невозможна без всего «букета» соответст- вующих институциональных условий в виде эффективного граж- данского общества, развитой демократии, правовой системы и т.д., без учета социокультурных факторов и соответствующих вложе- ний в человеческий и социальный капитал.
Все это требует новаторского, творческого подхода ко мно- гим сферам социально-экономической жизни. Для реального осу- ществления модернизации необходимы люди – носители модерни- зационной идеи и ее активные исполнители. Это означает, что условием модернизации является определенный сдвиг в сознании людей, и в том числе в политическом сознании.
Современная экономическая наука ищет ответы на постав- ленные ею же вопросы о том, как эффективно использовать ресур- сы и повысить благосостояние по многим направлениям. Однако, как оказалось, объяснить экономическое поведение людей очень трудно. Одни ищут его в социальном противостоянии, другие стремятся смоделировать различными способами, вводя для этого те или иные допущения, в том числе далекие от реальности, третьи обращают внимание на исторический путь формирования хозяйст- венных систем и общественных институтов.
Сегодняшний интерес к институциональной экономической теории объясняется ее обращением к проблемам экономического


6
поведения человека, лежащим в сфере социологии, истории и эти- ки, на которые неоклассическая теория оказалась неспособной от- ветить. Это касается в том числе проблем связи экономической системы с различными общественными институтами, такими как религия, право, технология и мораль. Вопрос о взаимосвязях осо- бенностей культуры и национального менталитета с экономиче- ским поведением и общественными институтами (формальными и неформальными) сегодня ставится многими исследователями.
Анализ современного состояния и путей повышения эффек- тивности и конкурентоспособности экономики существенно рас- ширяется и углубляется, если он включает рассмотрение человече- ского и социального капитала и формирующих их условий, социокультурной среды, морально-этических установок и ценно- стей, которые предстают в качестве важнейших факторов, опреде- ляющих поведение и взаимодействие экономических субъектов, а значит, и результаты хозяйственной деятельности. В последние годы как в мировой, так и в отечественной экономической науке наблюдается чрезвычайная активность в этом направлении, что неслучайно. Особенно актуальна эта проблематика для трансфор- мационной экономики и для объяснения российской специфики.
Речь идет прежде всего об ответе на вопрос, почему кардинальная смена парадигм хозяйствования и форм собственности в России не привела к столь же кардинальным изменениям в системе мотива- ции людей и, как следствие, результативности производства.
Вся экономическая история подтверждает значение челове- ческого капитала как фактора роста и воздействие на него инсти- тутов гражданского общества, этнокультурных и религиозных традиций и морально-психологических установок. Значение соци- ального капитала для экономического развития вытекает из его сущности, которая, согласно определению Р. Патнэма, состоит в том, что «социальный капитал – это уходящие в глубь истории традиции социального взаимодействия, предполагающие нормы взаимности и доверия между людьми, широкое распространение различного рода добровольных ассоциаций и вовлечение граждан в политику ради решения стоящих перед сообществом проблем»
(цит. по: 33, с. 368). Социальный капитал, как и человеческий ка- питал, наряду с другими формами капитала является источником продуктивности, конкурентоспособности и благосостояния, а так- же процветания, здоровья и духовного развития нации.
Внимание к исследованию проблематики культуры в эконо- мике восходит к исторической школе и М. Веберу и воспринято


7
современным институционализмом. Его представители отмечали, что человек не может абстрагироваться от социального и нравст- венного контекста, что «экономическое поведение должно пони- маться в свете его социальной значимости», ведь «экономический обмен предпринимается не просто каким-то лицом, как говорит экономическая теория, но носителем ценностей какой-то семьи, группы, религии или других исторических традиций» (45, с. 43).
Подход к изучению экономики без учета ценностных ориентаций в человеческом поведении равносилен, по выражению Ф. Найта, ме- ханическому изучению абстрактной «машины без трения».
Интерес к социокультурным факторам обусловлен, в частно- сти, их стабильным характером, устойчивостью элементов культу- ры к изменениям. Действительно, проходят годы и столетия, а многие черты хозяйственной жизни, характерные для этно- культурных регионов, остаются неизменными. Вместе с тем выде- ляются наиболее развитые в социально-экономическом и техноло- гическом отношении регионы с доминирующей культурой, воспринимаемой другими.
Связка экономики и культуры известна давно, вместе с тем проблематика институциональной значимости социокультурных факторов и культуры в целом для экономического роста относи- тельно нова и, более того, сегодня представляется едва ли не са- мой важной. Анализ текущего состояния и перспектив социально- экономического развития стран и регионов требует учета более широкого исторического контекста, обеспечиваемого включением в него культурной и институциональной среды. Составляющие культуры, если не являются элементами институциональной сре- ды, то во всяком случае определяют в значительной степени пути формирования и эволюции институциональных структур.
Сегодня сформировавшаяся в развитых странах культура на- ряду с институциональной средой определяется как их общее пре- имущество, обусловливающее их способность к инновациям. Если в свое время эти факторы «позволили Европе развить науку и об- разование, оказаться первой в индустриализации, распространить по всему миру плоды своей цивилизации» (89, с. 32), то и сегодня они позволяют этим странам надеяться на дальнейшие успехи, а развивающимся и догоняющим странам определяют барьер, кото- рый им предстоит взять.
Подчеркивая связь культуры с экономикой, исследователи отмечают, что культура как форма социальной регуляции пред- ставляет собой совокупность воспроизводимых образцов поведе-


8
ния и социального развития. Сегодня ясно, пишет Н.Н. Зарубина, что «развитие экономики невозможно понять без учета социокуль- турной среды» (20, с. 8).
Проблема заключается во влиянии на хозяйственную дея- тельность социокультурных факторов в целом, которые, очевидно, необходимо подвергнуть анализу, чтобы объяснить некоторые яв- ления, наблюдаемые в процессе эволюции экономических систем.
Безусловно, культура воздействует на поведение экономиче- ских агентов во всем их многообразии как производителей, потре- бителей, инвесторов и т.д., и попытки объяснения этого поведения
(например, концепция утилитаризма) имплицитно всегда учитыва- ли этот фактор. От чего зависят поведение, в том числе принятие экономических решений, деловая этика, отношение к труду, его интенсивности и производительности (что можно было бы опре- делить как «экономическое усердие») – вот центральный вопрос, для решения которого необходимо привлечение фактора культуры.
Не забудем, что человеческие ценности, мотивы и потребно- сти есть производные культуры. «Потребности – это продукт культуры, о них следует судить по канонам культуры, их следует понимать и ими следует управлять в категориях культуры» (45, с. 189). Следовательно, именно культура как комплексное явление, включающее совокупность исторически сложившихся и устойчи- вых традиций, ценностей, позиций, установок, в конечном счете определяет человеческое поведение не только в бытовом, но и в экономическом смысле.
Таково практически единодушное мнение отечественных и зарубежных специалистов, рассматривающих проблематику эко- номического развития в современной постиндустриальной эконо- мике знания. Мы попытаемся представить подтверждения пра- вильности такого подхода. Задача состоит в том, чтобы показать, каким образом культура через мотивацию и отношение к труду проявляет себя в сфере экономики, оказывая влияние на качество труда, а следовательно, и на его производительность, конкуренто- способность производства и даже на глобальные позиции в меж- дународном разделении труда.
В последнее время можно наблюдать целую волну интереса к изучению исторических предпосылок и условий формирования хозяйственных систем как в различных регионах мира, так и в
России. Появляются интереснейшие исследования исторических и культурных корней российской экономической действительности, важных для понимания ее сегодняшнего состояния и перспектив.