Файл: Экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
224
Приходится признать, что состояние культуры в России, не- смотря на все положительные изменения во многих ее аспектах (в отношении к переменам, внешнему влиянию, предприимчивости, доверия) и высокий уровень моральных издержек как особого рода общественных потерь, ложащихся бременем на экономику и сдер- живающих ее развитие и эффективное функционирование, явля- ются факторами, в перспективе неблагоприятными для инноваци- онности экономики и, следовательно, для экономического роста.
Современное состояние морали и деградация социального капитала объясняются не только историческим наследием и унич- тожением лучших носителей морали в результате всех потрясений
ХХ в., но и сравнительно недавними событиями: реформами, вы- звавшими резкое расслоение общества и ставшими тяжелым испы- танием для большинства, правовыми коллизиями, переделами соб- ственности и т.п. С точки зрения перспектив экономической эффективности и инновационности вывод однозначен: чтобы ис- править сложившееся положение, нужно приложить громадные усилия в области образования и науки. Между тем ни для кого не секрет, что сами эти сферы нуждаются в коренном улучшении, что в свою очередь должно стать важным источником формирования новой нравственности.
Система ценностей как составляющая социального капитала указывает на наличие положительной основы для формирования экономики знания и инноваций в постсоциалистических странах.
В то же время такие элементы социального капитала, как взаимо- связи и уровень доверия, сохранившие черты ушедшей системы, оказывают негативное воздействие на сферу бизнеса. Эти негатив- ные эффекты социального капитала требуют от правительств по- литики, направленной на создание стабильных институциональ- ных систем, укрепление правовых норм и стимулирующей системы регулирования.
Проблема социального капитала остро стоит и в западных обществах, где индивидуалистический дух капитализма разрушает социальные связи в обществе, жизненно важные как связующие звенья, объединяющие общественные институты в единое целое.
Ясно, что в трансформационных экономиках проблема стоит ина- че, здесь она заключается, прежде всего, в отсутствии стабильных институтов и недостатке доверия к институциональной системе.
Важнейшей задачей социальной политики является укрепление институциональных систем в направлении
, обеспечивающем

225
функционирование рынка и демократии и в то же время контроль негативных элементов предшествующих социальных сетей.
Т. Веблен полагал, что материальные условия, создавшие и поддержавшие этику капитализма, перестают существовать, и если
«идеалы соперничества и статуса» не возьмут верх, то «христиан- ский принцип братства должен логически продолжать завоевывать позиции за счет преследующей материальные интересы морали конкурентного бизнеса» (100, с. 273). Сегодня ясно, что домини- руют, безусловно, именно «идеалы соперничества и статуса».
Причиной этого является рынок как социальный институт, стиму- лирующий этику личной выгоды за счет иных этических ценно- стей. Рынки не формируют индивидов, обладающих качествами самоконтроля, необходимых для эффективного функционирования этих рынков, что требует все большего вмешательства и регулиро- вания для достижения требуемого результата.
Современная капиталистическая экономика приводится в движение не только мотивом личной выгоды, большинство ус- пешных бизнесов основаны на принципах обслуживания, а не на- живы. Рынки являются социальными институтами и поддаются воздействию. Возможно и необходимо, чтобы социальная этика способствовала выработке принципов организации рынков, воз- действовала и на средства, и на цели экономики (100, с. 273).
Не вызывает сомнений вывод, на который указывали много- численные исследователи, о том, что выбор стратегии экономиче- ских реформ нельзя рассматривать в отрыве от предшествующей траектории развития. Всякая реформа или трансформация эконо- мики в целом или отдельных ее секторов требует выявления и уче- та соответствующих эволюционно-генетических параметров.
Однако важен и другой вывод о том, что такой учет в то же время не может быть пассивным, о чем также свидетельствует многообразный опыт. Проблема воспитания может вызвать и постановку не раз возникавшего вопроса об изменении человече- ской природы. Однако история уже показала, куда могут привести такие попытки. Менять эту природу невозможно и вовсе не следу- ет, ибо она достаточно богата и многообразна, но можно выделить в ней те черты, которые достойны развития. И история различных стран, как и история идеологических течений (в том числе рели- гии) служит этому достаточным доказательством.
Сегодня роль исторических институциональных и социо- культурных факторов хорошо известна. После падения социали- стической системы старые институты, обеспечивавшие опреде-


226
ленную степень экономической и социальной стабильности обще- ства, быстро разрушились, и новые принципы рыночной экономи- ки быстро распространились по всему бывшему Советскому Сою- зу. Однако к концу 1990-х годов, когда многие формальные элементы рыночной системы были установлены, их функциониро- вание оказалось слабым. Действие новых законов и норм регули- рования ограничивалось присутствием старых неформальных институтов – сильной бюрократией, слабой законопослушностью, наличием неформальных связей и другими исторически обуслов- ленными факторами. Возникла проблема институциональных пре- образований как условия для экономических реформ.
Один из важных выводов социокультурного подхода состоит в подтверждении неравномерности развития, вызываемой инсти- туциональными и культурными (цивилизационными) факторами, в результате воздействия которых те или иные страны лидируют, а другие отстают, подвергаясь их тормозящему воздействию. Осо- бенно важную роль эти факторы играют для развивающихся стран и стран с формирующимся рынком. «Европейская цивилизация уже перешла в следующую, информационно-коммуникационную или инновационную стадию развития, тогда как другие цивилиза- ции еще находятся в фазе перехода. При этом они сталкиваются с необходимостью изменения своих традиционных институтов и культур, заимствования более продуктивных элементов другой культуры» (88, с. 32).
Исторический фон, характер взаимоотношений общества и власти (тип государства), другие институты, традиции, нормы и правила, организационная и деловая культура, элементы человече- ского капитала – все эти факторы наряду с силами сознательного властного принуждения, с одной стороны, и рыночного саморегу- лирования – с другой, выступают в роли «третьей силы», опреде- ляющей характер экономических систем и их разнообразие (15, с. 115). Как отмечал лауреат Нобелевской премии Дж. Тобин,
«весьма сложные структуры законов, институтов и обычаев, кото- рые веками формировались в капиталистических странах, суть важнейшие устои современных рыночных систем» (76, с. 74).
Рост и процветание любой экономики зависят от интенсив- ности предпринимательства и инноваций, т.е. в конечном счете от эффективности мотивации людей, являющихся проводниками этих процессов. Конкуренция, безусловно, играет здесь ведущую роль, но тем не менее эти процессы не могут и не определяются исклю- чительно действием рыночных сил. Однако конкуренция играет


227
роль, скорее, внешнего стимулятора, а предпринимательская куль- тура и деловая этика – внутреннего.
Источники роста, таким образом, не ограничиваются накоп- лением факторов производства в их традиционном понимании, для их прибыльного применения необходимы творческие способ- ности человека и созидательное предпринимательство. Следова- тельно, экономический рост в конечном счете определяется инсти- туциональной и социокультурной средой, стимулирующей предпринимательское и инновационное поведение.
Почему этическое хозяйствование прибыльно? Потому что общество по своей сути этично, и это является условием его суще- ствования – к такому выводу приходят все большее число иссле- дователей. Выше уже отмечались примеры, свидетельствующие о том, что различные направления в деятельности компании – при- быльные и неприбыльные – способны эффективно дополнять друг друга. С одной стороны, этические нормы и обязательства служат контролерами рыночного экономического поведения, с другой – неприбыльные цели прибыльных операций оказываются эффек- тивными стимулами для последних. Такая взаимность и сочетае- мость интересов полезна и с экономической, и с культурной позиций.
«Приведенные факты, – писал 100 лет назад И. Янжул, – вместе с отзывами и мнениями авторитетных ученых, как иностранных, так и наших, русских, убеждают в том, что в интере- сах чисто материального благосостояния народов необходимо возможно широкое развитие нравственности и специально – чест- ности во всеобъемлющем значении этого слова. И тот народ, кото- рый честен, тем самым силен не только нравственно, но и эконо-
мически… Таким образом, лишь единовременное воздействие
развития образования и улучшения нравственности и специально честности может значительно поднять и поставить всю настоящую культуру на твердые основания и сделать ее прочной и долговеч- ной. В этом будут заключаться цель и назначение будущей науки народного хозяйства в истинном смысле этого слова» (курсив авт.
И.М.) (87, с. 25, 27).
Дальнейшее развитие российской экономики по пути подъе- ма эффективности и инновационности невозможно не только без существенных институциональных изменений, о чем неоднократ- но упоминалось и отечественными, и зарубежными специалистами еще в кризисный период трансформации 1990-х годов, но и без изменений, пусть постепенных, но решительных, в сфере, которую

228
можно было бы назвать сознательной «мелиорацией» культуры, без формирования культуры изменений.
Рецепты хорошо известны: инвестиции в человеческий ка- питал, социальную сферу, науку, образование, здравоохранение, в культуру в самом широком смысле, непосредственно связанную с творческим и инновационным потенциалом, а также повышение доверия, улучшение общественного климата, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления, сокращение социального неравенства, укрепление демократии и обеспечение творческой свободы. Необходимо укрепление доверия, улучшение общественного климата, формирование отношений между людь- ми, между экономическими агентами, между обществом и госу- дарством, основанных на честности «во всеобъемлющем значении этого слова». Отсюда еще раз следует, что ключевой источник экономического роста и благосостояния заключен в фундамен- тальных ценностях и мотивации каждого человека и общества в целом, формирующих его творческий потенциал при активной ро- ли общественных институтов и государства, действующего в ин- тересах общества.
Опыт свидетельствует, что историческая динамика зависит от динамики процесса передачи и освоения культурных ценностей.
Так, демократии не будет, пока ее ценности не будут широко при- знаны и усвоены. Поэтому задача, которая стоит перед обществом, может быть определена как во многом образовательная. Возмож- но, что для России именно культура и, разумеется, наука пред- ставляют собой те основные звенья, за которые можно вытянуть всю цепочку устойчивого экономического развития. Зная особен- ности национальной культуры, можно целенаправленно культиви- ровать ее сильные стороны и преодолевать слабые с помощью об- разования и воспитания.
Это грандиозная, но выполнимая качественно новая модер- низационная задача, и предпосылки для ее решения на базе един- ства образования, науки, искусства, высоких технологий, экологии и гражданского общества, безусловно, существуют. Прежде всего необходимо обеспечить достойное качество жизни, высокий обще- ственный статус, мощные стимулы, способствующие развитию человеческих талантов, новаторов во всех сферах общественно полезной деятельности, развитие культуры во всех ее проявлени- ях, экономическую и социальную доступность культурных благ, а в качестве первоочередных инструментов – соответствующее вос- питание и универсальное образование.


229
Таким образом, воспитание, образование, наука, высокие технологии, искусство и природоохранная деятельность становят- ся «сферами прорыва в постиндустриальное общество». Отсюда ключевые фигуры будущего социально-экономического разви- тия – воспитатель детского сада, школьный учитель, университет- ский профессор, ученый, инженер, конструктор, эколог, и т.д.
Столь же необходимо и участие деятелей культуры, добровольно создающих творческие союзы и объединения на почве интереса к культуре, а не имуществу.
Путь нашей страны в экономическое процветание лежит го- раздо глубже, чем это иногда кажется, и связан с долгим и вдум- чивым воспитанием будущих поколений в духе основных нравст- венных ценностей человеческой свободы и справедливости.
Исходя из сказанного представим себе некую дополнитель- ную (по отношению к экономической, основанной на инвестициях и спросе) «цепочку» экономического роста, имеющую в своей ос- нове развитие человеческого капитала.
– Поощрение и развитие культуры во всех ее проявлениях, материальная и политическая поддержка сферы культуры и сферы образования.
– Учение учителей и воспитание воспитателей.
– Развитие педагогического образования, подготовка нового поколения высококвалифицированных преподавательских кадров.
– Содержательное и нравственное улучшение школьного об- разования.
– Содержательное и нравственное улучшение специального и профессионального образования.
– Содержательное и нравственное улучшение высшего обра- зования.
– Создание и поддержание системы непрерывного обучения и повышения квалификации персонала всех уровней и сфер хозяй- ства.
– Улучшение общественного здравоохранения и других сфер, обеспечивающих общее повышение качества жизни.
Исследования показывают, что культура это не только суще- ственный фактор экономики, но и фундаментальный фактор, оп- ределяющий характер гражданского общества, правовой системы, отношений экономических агентов и т.д. Учет фактора культуры, следовательно, указывает на возможные будущие траектории раз- вития и особенности политики, необходимой для коррекции этих траекторий.

230
В целом можно отметить следующие аспекты взаимного пе- реплетения этико-культурной среды и экономики:
• культура оказывает воздействие на процессы, определяю- щие динамику экономического роста, присутствует в анализе его неравномерности, ее параметры (элементы) являются реальными факторами ускорения или замедления экономического развития;
• экономическое, деловое поведение связано с моралью и деловой этикой, компоненты культуры, обычаи, традиции, ценно- сти, целевые установки и т.д. определяют мотивацию, отношение к труду и в конечном счете наряду с другими факторами его продук- тивность;
• приемлемы и оправданны лишь такие действия и формы поведения экономических агентов (деловые операции, коммерче- ские сделки и т.д.), которые направлены исключительно на этиче- ски непротиворечивый и морально полезный результат (этическая экология).
Эффективность в конечном счете зависит от отдачи от каж- дой единицы затраченной каждым человеком умственной и физи- ческой энергии, от его отношения к своему делу, т.е. от культуры – культуры честности, культуры добросовестности, культуры ком- петентности и т.д. Моральные издержки – это не фигура речи, а особого рода общественные потери, ложащиеся бременем на эко- номику и сдерживающие ее развитие и эффективное функциони- рование, реальная величина, замедляющая экономический рост, снижающая производительность труда и конечный продукт, т.е. оказывающая негативное влияние по многим направлениям. Ве- роятно, одна из задач состоит в том, чтобы с помощью экономико- математических методов (возможно, корреляционного анализа, производственной функции) попытаться определить эту величину.
Еще раз подчеркнем, что, во-первых, негативное историче- ское наследие, результирующее в современном состоянии челове- ческого капитала как важнейшего фактора производства в совре- менной экономике, является существенным препятствием для решения задач модернизации экономики и ускорения экономиче- ского роста. Отрицательные явления в области культуры, образо- вания, общественной морали связаны с эффектами в сфере эконо- мики через элементы мотивации к труду и отношений между участниками хозяйственных процессов.
Решение задач модернизации и ускорения роста предполага- ет преодоление негативного наследия исторической траектории развития и в качестве решающего звена – совершенствование вос-