Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Проблемы, не столько новые сами по себе, сколько окра- шенные условиями экономики знания, возрастания роли человече- ского фактора, усложнения и повышения роли социальных связей, определяют все более широкое применение социокультурного подхода, основанного на изучении влияния соответствующих фак- торов на поведение экономических субъектов и хозяйственные процессы на микро- и макроуровне. При всем своеобразии россий- ской исторической траектории и современной действительности эти проблемы не уникальны для России. В последние годы в оте- чественной литературе появился целый ряд фундаментальных ис- следований социокультурной среды и ее взаимосвязи с экономиче- скими явлениями (20; 33; 89 и др.).
Такая направленность экономических исследований, разви- ваемых в рамках институционального направления, связана с не- обходимостью расширить и углубить анализ источников эффек- тивности и роста. Действительно, несмотря на исследование огромного количества фактов и закономерностей, всевозможных организационных, ресурсных и прочих причин, остаются актуаль- ными ряд существенных вопросов, которые вызывают, особенно в наше время, повышенный интерес. Почему одни люди и коллекти- вы работают эффективно, другие нет, в чем причина различий в темпах экономического роста, почему некоторые черты экономи- ческого поведения оказываются более стойкими, чем сами экономические системы, и при всех далеко не поверхностных из- менениях в способах производства, технологиях и даже формах собственности некоторые глубинные черты социально-экономиче- ской действительности сохраняют свою устойчивость – все эти вопросы интересуют экономистов и не только их. Особую акту- альность эта проблематика приобретает для экономики, решающей масштабные трансформационные и модернизационные задачи.
Для ответа на эти вопросы нужно, на наш взгляд, обратиться к анализу морально-психологического состояния общества и каж- дого отдельного его члена, мотивации, стереотипов поведения, базирующихся на общераспространенных моральных ценностях и установках. Одним из аспектов культурного влияния является также среда, способствующая творчеству, условия формирования национального творческого потенциала. Анализ современного со- стояния и путей решения задач модернизации, повышения эффек- тивности и конкурентоспособности отечественной экономики мо- жет быть существенно расширен и углублен за счет рассмотрения социокультурной среды, морально-этических установок и ценно-
10
стей и других фундаментальных факторов, определяющих качест- венные характеристики человеческого и социального капитала, поведение и взаимодействие экономических субъектов и характер управления ими.
В данной работе сделана попытка рассмотрения различных аспектов взаимодействия социокультурных и этических факторов и экономических процессов в контексте перспектив экономическо- го и социального развития современной России. В качестве таких факторов рассматриваются сложившиеся в исторической перспек- тиве долговременные и доминирующие позиции и ценностные ус- тановки в отношении различных сторон общественной жизни
(правовая, политическая, организационная культура, мотивация и отношение к труду) и экономическая этика, определяющая харак- тер этих ценностей и служащая условием эффективности хозяйст- вования. Отметим также, что наша задача заключается не в том, чтобы анализировать черты и особенности той или иной культуры с позиций кросскультурной психологии, хотя некоторые сопостав- ления неизбежны, а в том, чтобы показать современные научные представления о принципиальной связи этико-культурной среды и экономики.
Книга может быть условно разделена на три части. В первой части (главы 1 и 2) обосновывается и рассматривается воздействие на экономику различных компонентов культуры, в том числе в широком историческом контексте формирования институтов современного демократического общества. Во второй части (гла- вы 3 и 4) в центре внимания современные концепции деловой эти- ки и корпоративного управления, проблемы социально и этически ответственной политики предприятий и формирования новых принципов менеджмента. В третьей части (главы 5 и 6) рассматри- вается роль социокультурной и институциональной среды в фор- мировании национального творческого и инновационного потен- циала. В «Заключении» представлены основные выводы.
Автор выражает искреннюю благодарность коллегам по
Отделу экономики ИНИОН РАН во главе с Н.А. Макашевой,
Л.Н. Верченову, А.В. Гордону и другим сотрудникам Института, а также В.Г. Гребенникову и всем тем, кто своим дружеским сове- том и профессиональным участием содействовал подготовке и публикации данной книги.
11
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. История и теория: фактор культуры
как элемент экономического анализа
История изучения взаимосвязи экономики и культуры начи- нается с классической экономической теории, представители кото- рой (А. Смит, Дж.С. Милль) безусловно учитывали культуру при объяснении экономических явлений. Связь культуры с трудовой деятельностью человека была отмечена немецкой классической философией, а затем основоположниками марксизма. В марксиз- ме, главный тезис которого состоит в первичности материальных, экономических условий общественного развития, подчеркивается также взаимовлияние, взаимообусловленность экономических факторов и факторов духовной культуры, воздействие науки, по- литики, искусства, т.е. явлений культуры, на экономическое разви- тие общества (32, с. 301). Большое влияние на это направление оказала немецкая историческая школа и Макс Вебер, показавший связь экономического развития с влиянием религиозных обычаев и верований.
Виднейшие представители исторической школы Макс Вебер и Вернер Зомбарт прямо выводили современную им экономиче- скую систему из соответствующих этнорелигиозных систем (51, с. 14). Слабое место исторической школы – ее близость к немецкой государственнической традиции в философии и теории права. Но она имела и определенные достижения, которые затем выпали из поля зрения экономистов мейнстрима. Достоинство немецкой школы – социологическая направленность, недостаток – апология национальных особенностей, которая неизбежно ведет к национа- лизму. Охранительный вариант идеологии национального своеоб- разия – реакционная идеология. Идеи такого рода утверждают
12
вредность заимствования чуждых, неадекватных национальным особенностям моделей, а фактически сводятся снова и снова к по- иску внешних причин неудач.
М. Вебер в известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» связал развитие капитализма с влиянием стимули- рующего эффекта протестантского мировоззрения и тем самым поставил вопрос о воздействии факторов культуры на экономику.
Согласно Веберу, если свойственное буржуазии поведение, направленное на максимизацию прибыли (т.е. предприниматель- ское поведение), в условиях развитой рыночной экономики фор- мируется под воздействием конкуренции, диктующей соответст- вующие правила выживания, то на ранних этапах развития капитализма этот фактор не может объяснить такое поведение.
В начальный период оно сформировалось под влиянием историче- ски уникального стремления к накоплению сверх потребностей личного потребления. Этот импульс, в свою очередь, был вызван идеологией протестантской реформации с ее аскетизмом и прида- нием ценности труду. Последствием этой этической установки, усиленной социально-психологическим давлением на верующих религиозной идеи спасения, стало накопление капитала с целью его инвестирования в развитие производства.
Любой новый экономический порядок, по Веберу, встречает первоначальное сопротивление, и экономические стимулы недос- таточны для разрыва с прежним порядком. Протестантская Ре- формация содержала идею о том, что стремление к богатству должно рассматриваться не только как преимущество, но и как обязанность. Такой религиозный догмат дал буржуазии мораль- ную основу для разрушения старого и создания нового порядка, основанного на идее получения прибыли. Преимущество Запада со времени XVII в. связывается многими авторами в духе Вебера с приданием религиозной ценности трудолюбию, бережливости и накоплению (126, с. 73). Так, сходные представления о роли рели- гии и культуры в формировании рынков выдвинул Карл Поланьи
(125, с. 26).
В советский период идея взаимосвязи культуры и производ- ства нашла отражение в 20-х годах ХХ в. в работах Центрального института труда (ЦИТ). Его руководитель А.К. Гастев в книге
«Как надо работать» соотносил культуру труда не только с комплексом производственных условий, но и с культурой самого работника, с культурой взаимоотношений между членами произ- водственного коллектива. Разрабатывая методы обучения культуре
13
труда, А.К. Гастев обращал внимание на духовное развитие лич- ности, проявление заинтересованного, ответственного отношения к труду (32, с. 301).
Работы неоинституционалистов, в частности Дугласа Норта, по экономической истории дали толчок новому интересу к исто- рической школе и изучению конкретных условий и предпосылок экономического развития, имеющих связь с национальными и ис- торическими особенностями. Однако во второй половине ХХ в. идеи влияния культуры были популярны в политической науке и социологии, но не в экономике. Формирование мейнстрима и ма- тематизация экономической теории не сопровождались желанием включить в рассмотрение дополнительные объясняющие (экзоген- ные) переменные, тем более что они трудны для измерения. Одна- ко в этот же период важные исследования связи культуры с эко- номикой и политикой были предприняты экономистами вне мейнстрима и представителями других направлений, оказавшими впоследствии большое влияние на экономистов (А. Хиршман,
Р. Патнэм, Ф. Фукуяма). Так, Ф. Фукуяма прямо указал на связь фактора доверия с экономическим развитием, не отделив, однако, доверие, развивающееся благодаря совершенствованию общест- венных институтов (правовой системы, инвестиций в социальный капитал и т.д.), которое часто является результатом экономическо- го развития, от культурного компонента доверия.
Решая проблему связи экономики и культуры с философских позиций, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и другие указали на расту- щую роль культуры в глобальном устройстве. «Важность культур- ных различий в дальнейшем действительно будет только расти, и любой стране действительно придется уделять все больше внима- ния проблемам этого порядка, причем не только во внутренних, но и во внешних делах» (84, с. 17).
«Из всех областей современной жизни экономика является, пожалуй, той, где наиболее заметно прямое влияние культуры на благосостояние отдельных стран и на международный порядок в целом. Хотя хозяйственная деятельность неразрывно связана с со- циальными и политическими процессами, существует ошибочная тенденция, поощряемая современной экономической мыслью, рас- сматривать экономику как самостоятельную сферу, управляемую своими особыми законами и отделенную от остальной жизни со- циума… На самом деле… из всех форм экономической деятельно- сти… едва ли существует такая, в которой можно было бы обой- тись без социального взаимодействия» (84, с. 18–19).