Файл: Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ). [14]


Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня

  • Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (приложение к письму Минобразования России от 15.12.2002г. № 30-51-914/16).

  • О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393).

  • О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010гг. (приказ Министерства образования РФ от 24.04.2001г. № 1818).

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. № 393). [14]


Методические письма Министерства образования РФ:

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования России от 11.02.2000г. № 101/28-16).

  • Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001г. № 90/30-16).

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002г. № 30-51-433/16).

  • Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005г. № 14-11-43/01).

  • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006г. № 21). [14]


Программа воспитательной работы классного руководителя на примере МБОУ «Золотухская ООШ»

Программа воспитательной работы классного руководителя МБОУ «Золотухская ООШ» должна содержать:


Паспорт программы, Общие положения, Концептуальные ориентиры Программы, Постановка проблемы и актуальность программы, Цели и задачи воспитательной работы, Какие должны быть результаты достижения цели, Формы и методы работы, Программа реализации концепции воспитательной деятельности, Модель выпускника школы,

План воспитательной работы на учебный год (в данном случае на 2020-2021) [17].
Круг обязанностей классного руководителя

  • списки;

  • страница Содержание;

  • сведения об обучающихся и их родителях;

  • кружки, секции;

  • страница посещаемости;

  • страница здоровья;

  • заполнение личных дел учащихся. [2]


Организация регламента деятельности классного руководителя

  • распределение поручений в классе;

  • организация дежурства по кабинету, школе;

  • внешний вид учащихся;

  • организация питания;

  • вопрос обеспечения к учебному году. [2]


Работа с родителями.

  • Привлечение родителей к родительскому собранию.

  • Проведение родительских собраний.

  • Влияние на общение ребят с родителями.

  • Привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности.

  • Индивидуальная работа с родителями (семьями). [2]


Учебная деятельность.

  • Контроль за посещаемостью.

  • Забота о заболевших, пропустивших много уроков по болезни, организация помощи.

  • Создание благоприятной для учебы обстановке в детском коллективе.

  • Взаимосвязь с другими учителями – предметниками.

  • Работа с дневниками: проверка, заполнение, роспись.

  • Контакт с родителями по поводу успеваемости учеников.

  • Создание условий для комфортного психологического климата в детском коллективе.

  • Развитие умения организовывать и осуществлять общественно-полезный труд.

  • Забота о кругозоре: экскурсии, посещение библиотеки и др. [2]


Внеурочная деятельность.

  • Организация каникулярной деятельности.

  • Организация участия класса в школьных делах.

  • Вовлечение в общественно-полезную деятельность, нужную сверстникам, родителям в школе.

  • Охрана и укрепление здоровья.

  • Проведение классного часа.

  • Поиск интересных, эффективных методов и форм работы с классным коллективом.

  • Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за поручения. Контроль за порученным делом, доведение до конца.

  • Создание благоприятного микроклимата в классе, формирование межличностных отношений. [2]




Классный руководитель как административное лицо обязан:

  • Организовать учебно-воспитательный процесс в классе. Обязательным при этом является посещение пяти уроков в неделю.

  • Нести ответственность за состояние классного журнала.

  • Нести ответственность за санитарное состояние прикрепленного кабинета.

  • Изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживая тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка. При этом обязательным является посещение учащихся на дому (6-8 человек в месяц), а также проведение одного тематического родительского собрания в четверть.

  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами.

  • Осуществлять постоянное изучение личности учащегося и корректировку его воспитанности. При этом обязательным является ведение на каждого ученика психолого-педагогической карты, запись в которой производится один раз в 6 недель, не менее 4 раз в год.

  • Фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить эффективные способы педагогической корректировки.

  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, психолого-педагогические карты на каждого ученика, педагогический дневник. [1]


Полномочия классного руководителя

  • Классный руководитель как административное лицо должен: получать регулярно

  • информацию о физическом и психическом здоровье детей, контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса, контролировать учебные успехи каждого ученика, координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм (один малый педсовет в четверть), посещать уроки учителей в своем классе с целью наблюдения за учащимися и осуществления перечисленных выше обязанностей.

  • Классный руководитель имеет право: вносить на рассмотрение администрации, методического совета или совета школы согласованные с коллективом класса предложения, приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекцию по делам несовершеннолетних, советы содействия семье и школе на предприятиях, в другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса, отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы поручений, определять свободно режим индивидуальной работы с детьми, вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности, выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку, апеллировать к совету школы в случае несогласия с оценками администрации, методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, его результатов, уровня нравственной воспитанности учащихся. [1]



Документация классного руководителя.

  • раз в год разрабатывает программу воспитательной работы с классом, по итогам ее выполнения составляет аналитическую справку о результатах воспитательного процесса;

  • ведет личные дела учащихся, карты сопровождения, портфолио класса и каждого учащегося;

  • разрабатывает и курирует программы индивидуального развития учащихся;

  • ведет классный журнал;

  • раз в неделю проверяет дневники учащихся;

  • оформляет уголки (папки) по ППБ, ПДД, ГО и ЧС, технике безопасности в школе и других местах пребывания учащихся;

  • оформляет и пополняет уголок класса, социальный паспорт коллектива. [2]


Классный руководитель имеет право:

  • Получать регулярно информацию о физическом и психологическом здоровье детей;

  • Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;

  • Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

  • Координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся;

  • Определять (разрабатывать, создавать) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, родителями учащихся;

  • Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение;

  • Участвовать в работе структур самоуправления;

  • Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, вносить на рассмотрение административного совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;

  • Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной работы;

  • Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы, руководствуясь единственным требованием «не навреди»;

  • Выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы. [2]


Классный руководитель не имеет права:

  • Унижать личное достоинство воспитанников, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;

  • Использовать оценку для наказания ученика;

  • Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

  • Использовать семью для наказания ребенка;

  • Обсуждать за глаза коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива. [2]



Классный руководитель обязан:

  • Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе;

  • Вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

  • Изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;

  • Фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать о том администрацию;

  • Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

  • Содействовать социальной и правовой защите их прав;

  • Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы;

  • Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных учреждений;

  • Постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания. [2]


Классный руководитель должен знать:

  • закон РФ «Об образовании» №237 ФЗ от 01.09.2013г.;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • педагогику; детскую и возрастную психологию, социальную психологию;

  • школьную гигиену;

  • педагогическую этику;

  • школьную гигиену;

  • теорию и методику воспитательной работы;

  • основы трудового законодательства. [2]


Классный руководитель должен уметь:

  • общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

  • видеть свои воспитательные цели;

  • составить план воспитательной работы в собственном классе;

  • организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.;

  • организовать и провести родительские собрания;

  • Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;

  • анализировать собственную деятельность и ее результаты. [2]


Режим работы классного руководителя

Классный руководитель в 1-10 классах назначается приказом директора школы из числа учителей, работающих в этом классе.