Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учѐтом ситуации общения;
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
-строить предложения для решения определѐнной речевой задачи, для завершения текстадля передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему- либо;
-понимать содержание читаемого текста, замечать в нѐм незнакомые слова, находить в нѐм новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
-понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
-восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
-распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
-замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
-знакомиться с жанрами объявления, письма;
-строить монологическое высказывание на определѐнную тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлятьсобственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным
планам;
-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
-использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетомпри создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
-находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объѐме изученного);
-определять функцию разделительного твѐрдого знака (ъ) в словах;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я (ѐлка, поют), в словах сразделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
-осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определѐн словарѐм произношения в учебнике);
-использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
-оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
-соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме орфоэпического словаря учебника);
-пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
-наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы иантонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
-иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях итекстах омонимов;
-иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опытразличения в предложениях и текстах фразеологизмов;
-наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
-распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи);
-иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
-замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
-оценивать уместность использования слов в тексте;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
-размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
-приобретать опыт редактирования употреблѐнных в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
-различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простыеслучаи), корень, приставку, суффикс;
-выделять нулевое окончание;
-подбирать слова с заданной морфемой;
-образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
-сравнивать, классифицировать слова по их составу;
-соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных словслово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
-осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
-наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемыхприставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
-распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
-распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;
-определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять именаприлагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первоепредставление);
-распознавать глаголы; определять начальную (неопределѐнную) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и
«чтосделать?»; определять грамматические признаки глагола —форму времени, число, род (в прошедшем времени);
-распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматическиепризнаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
-узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные ипорядковые имена числительные;
-устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
-узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
-подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в текстеи устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объѐме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
-наблюдать за словообразованием частей речи;
-замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в употребленииизучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
-различать предложение, словосочетание и слово;
-выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
-определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
-различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
-находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (безделения на виды);
-устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать еѐ всхеме;
-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения, составлять такиепредложения;
-отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
-разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другиевторостепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
-устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;