Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и пунктуационными умениями (в объѐме изучаемого курса), умениями применять правила
орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательныхлиний
программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
-выражать собственное мнение, обосновывать его с учѐтом ситуации общения;
-использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числепри обращении с помощью средств ИКТ;
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разноговозраста;
-владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
-работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельноозаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданнымтекстам;
-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменногоизложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного ислухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
-составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
-письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,записку, письмо, поздравление, объявление);
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
-создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстахсинонимы и антонимы;
-анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями исочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильностьвыполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
-оформлять результаты исследовательской работы;
-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твѐрдые — мягкие, парные — непарные, твѐрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме орфоэпического словаря учебника);
-пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языкаили к учителю, родителям и др.);
-различать звуки и буквы;
-классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определѐнным критериям;
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (впределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко- буквенного разбора слова (в объѐме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
-выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
-распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
-подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
-понимать этимологию мотивированных слов-названий;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);
-оценивать уместность употребления этих слов в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
-работать с разными словарями;
-приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов сомонимичными корнями, синонимов);
-находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритмопознавания изучаемых морфем;
-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
-сравнивать, классифицировать слова по их составу;
-соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных словслово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
-самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
-понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
-образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
-образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или спомощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов иприставок;
-узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
-разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначновыделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
-определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
-пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
-выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
-определять грамматические признаки имѐн существительных — род, склонение, число, падеж;
-определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
-распознавать неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;
-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
-распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
-различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имѐн существительных и местоимений;
-понимать роль союзов и частицы не в речи;
-подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
-сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
-различать смысловые и падежные вопросы имѐн существительных;
-склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже сего начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
-различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов;
-проводить полный морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
-находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания,
орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательныхлиний
программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:
-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
-выражать собственное мнение, обосновывать его с учѐтом ситуации общения;
-использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числепри обращении с помощью средств ИКТ;
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разноговозраста;
-владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
-работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельноозаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданнымтекстам;
-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменногоизложения учеником;
-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного ислухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
-сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
-составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
-письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,записку, письмо, поздравление, объявление);
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
-создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстахсинонимы и антонимы;
-анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями исочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильностьвыполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
-оформлять результаты исследовательской работы;
-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твѐрдые — мягкие, парные — непарные, твѐрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме орфоэпического словаря учебника);
-пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языкаили к учителю, родителям и др.);
-различать звуки и буквы;
-классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определѐнным критериям;
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (впределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко- буквенного разбора слова (в объѐме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
-осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
-выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
-распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
-подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
-понимать этимологию мотивированных слов-названий;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);
-оценивать уместность употребления этих слов в речи;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
-работать с разными словарями;
-приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов сомонимичными корнями, синонимов);
-находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритмопознавания изучаемых морфем;
-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
-сравнивать, классифицировать слова по их составу;
-соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных словслово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
-самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
-понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
-образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
-образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или спомощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов иприставок;
-узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
-разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначновыделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
-определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
-пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
-выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
-определять грамматические признаки имѐн существительных — род, склонение, число, падеж;
-определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
-распознавать неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;
-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
-распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
-различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имѐн существительных и местоимений;
-понимать роль союзов и частицы не в речи;
-подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
-сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
-различать смысловые и падежные вопросы имѐн существительных;
-склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже сего начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
-различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов;
-проводить полный морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
-находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
-находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания,