Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и пунктуационными умениями (в объѐме изучаемого курса), умениями применять правила

орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательныхлиний

программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится:

-осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

-выражать собственное мнение, обосновывать его с учѐтом ситуации общения;

-использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числепри обращении с помощью средств ИКТ;

-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разноговозраста;

-владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

-работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельноозаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданнымтекстам;

-пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменногоизложения учеником;

-письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного ислухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

-сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

-составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);


-письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,записку, письмо, поздравление, объявление);

-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

-пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

-подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

-создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учѐтом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстахсинонимы и антонимы;

-анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями исочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильностьвыполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

-оформлять результаты исследовательской работы;

-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

-характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твѐрдые — мягкие, парные — непарные, твѐрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

-соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме орфоэпического словаря учебника);

-пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языкаили к учителю, родителям и др.);

-различать звуки и буквы;

-классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определѐнным критериям;



-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (впределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

-выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко- буквенного разбора слова (в объѐме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

-осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

-выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

-распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

-подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

-понимать этимологию мотивированных слов-названий;

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);

-оценивать уместность употребления этих слов в речи;

-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

-работать с разными словарями;

-приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

-различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов сомонимичными корнями, синонимов);

-находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритмопознавания изучаемых морфем;


-находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

-узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

-сравнивать, классифицировать слова по их составу;

-соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных словслово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

-самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

-понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

-образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

-образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или спомощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

-понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов иприставок;

-узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

-разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначновыделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

-подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

-определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);

-пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

-выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

-определять грамматические признаки имѐн существительных — род, склонение, число, падеж;

-определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,

число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;


-распознавать неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

-определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;

-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

-распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

-различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имѐн существительных и местоимений;

-понимать роль союзов и частицы не в речи;

-подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

-сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

-различать смысловые и падежные вопросы имѐн существительных;

-склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже сего начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

-различать родовые и личные окончания глагола;

наблюдать над словообразованием имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов;

-проводить полный морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

-находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

-находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать предложение, словосочетание и слово;

устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; составлять из заданных слов словосочетания,