Файл: Предметная область Русский язык и литературное чтение Русский язык умк Школа России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учитывая их связь по смыслу и по форме; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать еѐ в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; разделительные мягкий и твѐрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, брошь, мышь); соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
е и ив суффиксах имѐн существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы
не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; б) подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объѐме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
е и ив суффиксах -ек, -ик; запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имѐн прилагательных; г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний –ться и-тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождениянеобходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценкасодержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиеническихтребований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку всоответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержанияпрослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольшихсобственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картинхудожников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика.Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определениеместа ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционнымспособом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твѐрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающуюгласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами всоответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтенияна материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме поддиктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторикипальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространствелиста в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменныхпрописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратнымписьмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится сих произношением. Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знакапереноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение ихпорядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии сзаданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение вслове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласныхзвуков, определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных позвонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий,парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русскоголитературного языка. Фонетический анализслова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; всловах с йотированными гласными е,ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знакапереноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использованиеалфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определениезначения слова по тексту или уточнение значения с помощью толковогословаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представлениео значении суффиксов иприставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речина самостоятельные ислужебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐнсуществительныходушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто? и что?Выделениеимѐн существительных собственных инарицательных.
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение; находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; разделительные мягкий и твѐрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, брошь, мышь); соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
е и ив суффиксах имѐн существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя,
-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы
не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; б) подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объѐме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться: а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
е и ив суффиксах -ек, -ик; запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных (кроме существительных на -мя,-ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имѐн прилагательных; г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний –ться и-тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание курса
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождениянеобходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценкасодержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учѐтом гигиеническихтребований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку всоответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержанияпрослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольшихсобственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картинхудожников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика.Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определѐнной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определениеместа ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционнымспособом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель
твѐрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающуюгласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами всоответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтенияна материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме поддиктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторикипальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространствелиста в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменныхпрописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратнымписьмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится сих произношением. Усвоение приѐмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знакапереноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение ихпорядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии сзаданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение вслове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласныхзвуков, определение парных и непарных по твѐрдости-мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных позвонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий,парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русскоголитературного языка. Фонетический анализслова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; всловах с йотированными гласными е,ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знакапереноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использованиеалфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определениезначения слова по тексту или уточнение значения с помощью толковогословаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представлениео значении суффиксов иприставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речина самостоятельные ислужебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имѐнсуществительныходушевлѐнных и неодушевлѐнных по вопросам кто? и что?Выделениеимѐн существительных собственных инарицательных.