Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективность опытно-педагогической работы по формированию педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста доказывает рост уровней развития всех показателей её компонентов: мотивационно-личностного, гностического, коммуникативно-деятельностного, компетентностного опыта и положительная динамика в характере проявлений самостоятельности у детей.


Заключение

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы и позволила сделать следующие выводы, подтверждающие эффективность проделанной работы:

1. Теоретический анализ научной литературы показал, что педагогическая компетентность родителей в воспитании самостоятельности дошкольников представляет единство взаимосвязанных компонентов, позволяющих эффективно осуществлять деятельность по воспитанию самостоятельности у детей. Ее структурными компонентами выступают: мотивационно-личностный (заинтересованность родителей в успешном результате воспитания самостоятельности у детей; способность к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю); гностический (наличие знаний об особенностях проявления, становления и развития самостоятельности ребенка в разных видах деятельности); коммуникативно-деятельностный компонент (умения строить взаимоотношения с ребенком, стимулировать его самостоятельность в деятельности, применять эффективные методы воспитания самостоятельности); компетентностный опыт (использование апробированных и освоенных знаний, умений и навыков воспитания самостоятельности дошкольников в практике семейного воспитания). Качественная характеристика структурных компонентов является содержанием педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей.

2. Разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий педагогам выявлять и оценивать уровень самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и педагогической компетентности родителей в воспитании данного качества. Показателями развития самостоятельности дошкольников являются: интерес ребёнка к деятельности, умение действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов деятельности, наличие самоорганизованности, самоконтроля,

самооценки своих действий и поступков, проявление исполнительности, инициативности, ответственности. Показателями педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности выступают качественные характеристики ее структурных компонентов. В соответствии с показателями были подобраны методы их выявления, что позволило отследить динамику в развитии самостоятельности дошкольников и педагогической компетентности родителей в процессе опытно-экспериментальной работы.

3. Исследованием выявлено и охарактеризовано актуальное состояние самостоятельности старших дошкольников и педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей. Установлено, что самостоятельность старших дошкольников характеризуется недостаточным уровнем развития: дети не могут самостоятельно найти себе дело; выполнить задание без помощи взрослого, часто отвлекаются, отклоняются от цели, при возникновении трудностей теряют интерес; не проявляют желание участвовать в совместной деятельности.

Педагогическая компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности дошкольников имеет следующие особенности: наряду с высокой заинтересованностью в воспитании самостоятельности детей, наблюдается недостаточное владение знаниями основ и методов воспитания самостоятельности и отсутствие компетентностного опыта, что доказывает необходимость использования активных форм и методов в работе педагогов с семьями.

Сопоставление полученных данных позволило выявить связь уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с качественными характеристиками педагогической компетентности родителей. Обнаружено, что низкий уровень самостоятельности ребенка обусловлен недостаточным уровнем компетентности родителя в воспитании данного качества.

4. Экспериментальным исследованием установлено, что актуальное состояние педагогической компетентности родителей объясняется недостаточной практикой организации родительских встреч по вопросам воспитания самостоятельности детей, редким использованием в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта, что обосновало разработку системы информационно-методического сопровождения процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.


5. Доказано, что развитию самостоятельности детей способствует процесс целенаправленного формирования педагогической компетентности родителей в воспитании данного качества, в котором реализуется научно-обоснованная модель, включающая целевой блок, направленный на достижение родителями достаточного уровня педагогической компетентности; организационно-содержательный, раскрывающий формы и методы совершенствования каждого компонента компетентности; оценочно-результативный, предполагающий выявление динамики уровня компетентности родителей и развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

6. Результаты исследования показали, что эффективность реализации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности дошкольников обеспечивается следующими условиями: повышением готовности педагогов к формированию педагогической компетентности родителей; использованием дифференцированных форм и активных методов работы педагогов с семьями; информационно-методическим сопровождением процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.

7. Результативность опытно-педагогической работы по формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста доказывает положительная динамика во всех показателях её компонентов: мотивационно-личностном, гностическом, коммуникативно-деятельностном, компетентностном опыте и изменения в характере проявлений самостоятельности у детей.

Таким образом, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и положения, выносимые на защиту. В исследовании решены поставленные задачи, цель успешно достигнута. Предметом дальнейших исследований может стать изучение проблемы повышения компетентности родителей в формировании предпосылок самостоятельности у детей раннего возраста, разработка преемственных моделей формирования педагогической компетентности родителей в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, поиск вариативных форм повышения компетентности у родителей детей, получающих образование в семейной форме.
Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.


Настоящим подтверждаю, что выпускная квалификационная работа выполнена мною самостоятельно, заимствования находятся в допустимых пределах.

Список использованных источников

  1. Алмазова, Т.А. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста / Т.А.Алмазова. – М.: Педагогика, 2007. – 132с.

  2. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.

  3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т.– М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – С.124-178.

  4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г.Ананьев // Избранные психологические труды: в 2-х т.– М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – С.128-267.

  5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9. – С.52.

  6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Флинта, 2011. – 264 с.

  7. Бабаева, Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева // Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – М.: МПГУ, 2009. – С. 40-50.

  8. Бабаева, Т.И. Содержание готовности к школьному обучению / Т.И.Бабаева // Формирование системных знаний и умений у детей в детском саду: межвуз. сб. науч. тр. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. – С. 93-102.

  9. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А.Бердяев. – М.: Книга, 2011. – 167 с.

  10. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2003. – С. 96.

  11. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: учеб. пос. / Е.В.Бондаревская. – Ростов н/Д.: РГПИ, 2005. – 172 с.

  12. Бондаренко, А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе групп: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.К.Бондаренко. – М., 2004. – 16 с.

  13. Буре, Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников / Р.С. Буре // Воспитатель ДОУ. – 2008. – № 2. – С. 84-88.

  14. Буре, Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника: монография / Р.С. Буре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С.68.

  15. Буре, Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственноволевых качеств в детском саду: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Р.С. Буре. – М., 1996. – 34 с.

  16. Быстрова, Т.В. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Т.В. Быстрова // Младшие школьники как субъект педагогического воздействия. – СПб: Речь, 2009. – С. 93-103.

  17. Вазина, К.Я. Диагностирование развития целеустремленности у дошкольников / К.Я. Вазина // Новые исследования в психологии. – 2002. – №1. – С. 40-43.

  18. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде: дис. … канд. пед. наук / Т.А.Власова. – Екатеринбург, 2000. – 260 с.

  19. Вологодина, Н.В. Тренинг самостоятельности у детей / Н.В.Вологодина . – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 192 с.

  20. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С.Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина // Собр. соч.: в 6-ти т. – М.: Педагогика. – Т.4. – 1994. – 432с.

  21. Гипенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Педагогика,1997. – 240 с.

  22. Гладкова, Ю.А. Дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры семьи в условиях дошкольного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А.Гладкова. – М., 2009. – 31 с.

  23. Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений / Г.Н. Година; под ред. В.Г.Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. – М.: Педагогика, 1992. – С. 83-111.

  24. Година, Г.Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе воспитания и обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н. Година. – М., 1989. – 22 с.

  25. Гранкин, А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991): монография / А.Ю. Гранкин. – М.-Пятигорск: Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, 2012. – 450 с.

  26. Гребенников, И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Гребенников. – М., 1991. – 19 с.

  27. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 240 с.

  28. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособ. по взаимодействию дошк. образовательных учреждений с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2005. – 191 с.

  29. Дуброва, В.П. Влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ...канд. пед. наук / В.П. Дубова. – Минск, 2007. – 21 с.

  30. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С. 59-73.

  31. Запорожец, Л.А. Формирование самоконтроля при организации учебной деятельности на уроках труда / Л.А.Запорожец; под ред. Д.Б. Эльконина, М.В. Дубровиной // Психология формирования личности и проблемы обучения: сб. науч. тр. – М.: Излд-во МГУ, 1990. – С. 127-132.

  32. Зверева, О.Л. Влияние дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры молодой семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Л.Зверева. – М., 2007. – 23 с.

  33. Зверева, О.Л. Общение педагогов с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В. Кротова. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

  34. Зверева, О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников: монография / О.Л. Зверева. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 82 с.

  35. Зинченко, В.Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и 6-го года жизни в процессе занятий по рисованию: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н.Зинченко. – М., 2006. – 16 с.

  36. Изотова, Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.В. Изотова. – СПб., 1999. – 18 с.

  37. Климова, К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет / К.А.Климова; под ред. П. Г. Нечаевой // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – С. 328-353.

  38. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Характер. 1997. – Т 1. – С. 127-168.

  39. Козлова, С.А. Теоретические и методические основы трудового воспитания дошкольников: учебник / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 325 с.

  40. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: сб. науч. трудов / С.А. Козлова // Проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М.: Академия, 2008. – 249 с.

  41. Кононко, Е.Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Кононенко. – Киев, 2008. – 23 с.

  42. Кривова, Н.С. Формирование у детей 6-7 лет умения организовать свою деятельность: дис. … канд. пед. наук / Н.С. Кривова. – М., 2011.

  43. Крутецкий, В.А. Самостоятельность / В.А.Крутецкий // Психология. – М.: Просвещение, 1990. – 218 с.

  44. Кузовкова, К.П. Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях совместной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / К.П. Кузовкова. – М., 2001. – 18 с.

  45. Куликова, Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи: традиционные и новые подходы / Т.А.Куликова; под ред. А.Д. Шатовой // Традиции и современность: выпуск четвертый. – М., 2012. – 198 с.

  46. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 584 с.

  47. Липчанская, И.А. Становление субъектного опыта ребенка 5-7 лет в условиях развивающей среды образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук / И.А. Липчанская. – Волгоград, 2013. – 200 c.

  48. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей / М.И.Лисина // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 2008. – С. 28-294.

  49. Логинова, В.И. Взаимосвязь познавательной и трудовой активности детей дошкольного возраста / В.И.Логинова, М.В. Крулехт // Психолого-педагогические материалы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогика, 2006. – 216 с.

  50. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.

  51. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Марутян. – М., 2007. – 25с.

  52. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности /А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 5-17.

  53. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: пособ. для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.

  54. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А.В. Минина // Дискуссия. – Январь. – 2014. – №1 (42). – С.131-137.

  55. Минина, А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2013. – № 2 (28). – С. 93-98.

  56. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.В. Минина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 13. – С.100-104.

  57. Михайлова, Е.Г. Развитие самостоятельности младших школьников в детском коллективе: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.Г. Михайлова. – М., 1999. – 23 с.

  58. Михайлова, З.А. Влияние самостоятельной математической деятельности на умственное развитие старших дошкольников / З.А. Михайлова // Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – СПб.: Речь, 2009. – С. 32-40.

  59. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия /А.Ю. Монахова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2014. – 160 с.

  60. Наседкина, Е.И. Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Наседкина. – М.,2009. – 19 с.

  61. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва: офиц. текст / Российская газета. 2012. 25 нояб. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.01.2020).

  62. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз.,1996. – 797 с.

  63. Оспанова, К.Т. Формирование самостоятельности учащихся 1 класса в общественно-полезной деятельности: автореф. дис. …канд. пед. наук / К.Т. Оспанова. – СПб., 2007. – 21с.

  64. Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 68-74.

  65. Порембская, Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук /Л.А.Поремская. – СПб., 1993. – 19 с.

  66. Порембская, Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста /Л.А.Порембская // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1986. – С. 126.

  67. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 2007. – 190с.

  68. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.

  69. Раншбург, Й., Секреты личности [Текст] / Й. Раншбург, П. Поппер // Пер. с венг. – М.: Педагогика, 2003. – С.96.

  70. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова // в 2-х т.– М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – С. 309-310.

  71. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1987. – 328 с.

  72. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности / Д.В.Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 96с.

  73. Силаева, М.Н. Формирование самостоятельности у детей 6 года жизни в конструктивных играх: автореф. дис. …канд. пед. наук / М.Н. Силаева. – СПб., 2012. – 16 с.

  74. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А.Сухомлинский. – М.: Педфакультет, 1998. – № 6. – С. 27-42.

  75. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П.Усова. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.

  76. Чигинцева, Е.Г. Развитие готовности родителей к доверительному общению с детьми: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е.Г. Чигинцева. – Магнитогорск, 2006. – 29 с.

  77. Щербаков, А.Н. Развитие познавательной самостоятельности и активности школьника – центральная проблема педагогической психологии: мат. науч.-теоретич. конф. / А.Н.Щербаков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 285-291.

  78. Щербакова, С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Щербакова. – М., 2008. – 32 с.

  79. Эльконин, Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению / Д.Б. Эльконин // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 2004. – С. 6-7.

  80. Dreier, Ann. Das Berliner Bildungsprogramm für die Bildung, Erziehung und Betreuung von Kindern in Tageseinrichtungen bis zu ihrem Schuleintritt / Ann. Dreier, Ann. Hautumm, Elke Heller, Grit Herrnberger u.a., ed. Christa Preissing, Roger Prott. – Berlin: verlag das netz, 2004. – 130 s.

  81. Andres, H.-J. Genauere Hinweise zur Gestaltung der Eingewöhnung bei Laewen / H.-J. Andres, B. Hédervári // Die ersten Tage – ein Modell zur Eingewöhnung in Krippe und Tagespflege, Weinheim. – Berlin. – 2003.

  82. Laewen, Hans-Joachim Forscher, Künstler, Konstrukteure, Neuwied, Kriftel /Hans-Joachim Laewen, hrsg. B. Andres. – Berlin, 2002. – S. 57.

  83. Raven, J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J.Raven. – Oxford, England: Oxford Psychologists Press, 1984. – Р. 420.