Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
волевое качество, «которое не может быть оторвано от общего отношения к окружающим, от независимости, уверенности в себе...» [38, с.152]; -
черта личности; -
показатель активности и пытливости личности, ее способности к познавательному поиску; -
умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами; -
развивающееся нравственное качество личности; -
самостоятельность, рассматриваемая с позиции умственного развития и познавательной активности личности.
В большинстве определений сущность самостоятельности проявляется, прежде всего, в интеллектуальной деятельности и нравственно-волевых чертах личности.
Наличие отличных точек зрения говорит о многоаспектности данного феномена, который содержит в себя все перечисленные характеристики.
Учитывая системный подход, личность понимается нами как некоторое целостное образование, включающее в себя отдельные элементы, объединенные определенными связями, поэтому самостоятельность мы исследуем в рамках целостного развития личности. В исследованиях Т.В. Быстровой, В.Н. Зинченко, Е.Л. Кононко, М.Н. Силаевой, А.Н. Щербакова наиболее отчетливо представлен подход к самостоятельности как к качеству личности, объединяющему в себе интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную составляющие [16; 35; 41; 73; 77]. А.И. Щербаков характеризует самостоятельность как «свойство личности, проявляющееся в инициативности и чувстве личной ответственности за свою деятельность, поступки ...» [77, с.24].
В.П. Дуброва считает самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста свойством личности, выражающимся в нравственно-волевой направленности поведения и деятельности, проявляющейся в стремлении действовать, не прибегая к помощи окружающих, в активности, инициативе при организации деятельности и достижении ее результатов, в нравственной мотивации самостоятельных действий (не затруднять окружающих, получить одобрение, проявить заботу, оказать помощь).
В качестве критериев самостоятельности Л.А. Порембская выделяет умения и навыки, мотивы, ответственное отношение ребенка к деятельности [27].
В исследовании процесса формирования самостоятельности у старших дошкольников в конструктивно-игровой деятельности Ф.И. Изотова определяет самостоятельность как «качестве личности, которое проявляется в независимых от взрослого действиях, направленное на самостоятельное приложение полученных знаний, умений, навыков, на постановку и решение конструктивных задач, а также нахождение по личному почину оригинальных способов решения этих задач» [36, с. 3].
Т.А. Алмазова выделяет в самостоятельности исполнительскую активность ребенка, самодеятельность, самостоятельность и творчество, причем творчество выступает высшей ступенькой самостоятельности [1].
В вышеизложенных исследованиях самостоятельность рассматривается через характеристику способа деятельности (от подражания к творчеству). К её основным признакам авторы относят: отсутствие руководства со стороны педагога; наличие конкретных умений и общих, необходимых в любой деятельности (определить цель и способы её решения, сравнить результат с целью); перенос известных способов деятельности в новые условия; внесение творчества в выполняемую работу; осознание детьми смысла и цели деятельности и появления на это основе внутренних мотивов самостоятельной деятельности.
Анализ литературы и научных исследований Г.Н. Годиной, Ф.В. Изотовой, А.А. Люблинской и др. показывает, что самостоятельность, обладая интегративными качествами, имеет сложную структуру, в обобщенном виде представляющую систему, которая включает интеллектуально-познавательный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты [24; 36; 50].
Многие исследователи в содержательную характеристику самостоятельности, как сложного интегративного качества, включают такие качества как инициативность, независимость, ответственность, самоорганизованность, исполнительность, каждое из которых выполняет определенную функцию в формировании целостного качества.
Е.Л. Кононко рассматривает инициативу как умение по собственному побуждению стремиться к цели и достигать ее, вносить в деятельность элементы новизны), независимость как умение своими силами выполнить посильную, но достаточно сложную деятельность, ответственность как сознательное отношение к деятельности, что приводит к тщательности, старательности выполнения, к целенаправленности действий, к стремлению преодолеть трудности [41, с. 36].
С.А. Марутян отмечает, что разные виды деятельности стимулируют развитие разных составляющих самостоятельности: инициатива успешнее формируется в игровой деятельности; независимость в продуктивной деятельности; ответственность в трудовой [51].
К признакам самостоятельности ученые относят самоорганизованность и исполнительность, которые выступают как ее компоненты, и проявляются у детей дошкольного возраста в умении планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, своевременно выполнять требования взрослого [18].
Существенная роль в становлении самостоятельности отводится самосознанию (способности ребенка осуществлять самоконтроль, самооценку своих действий и поведения). Анализ литературы и собственных наблюдений дает нам право полагать, что успешность формирования самостоятельности зависит от самооценки и самоконтроля ребенка, навыков взрослых (педагогов и родителей) применять оценку в воспитании детей. Самооценка и самоконтроль позволяют ребенку корректировать собственное поведение и деятельность [4; 42].
Таким образом, самостоятельность можно определить, как интегративное качество, которое к старшему дошкольному возрасту сочетает в себе исполнительность, инициативность, независимость, элементы ответственности, самоорганизованности, самоконтроля и самооценки действий и поведения.
Анализ сущности самостоятельности, показал, что в исследованиях, где самостоятельность характеризуется как способ деятельности, ее структура соответствует компонентам самой деятельности (мотив, цель, способы деятельности). В данных исследованиях доказывается, что развитие самостоятельности осуществляется через транслирование детям системы знаний, умений и навыков и многократное повторение самостоятельных действий. В исследованиях самостоятельности как качества личности, акцент в развитии самостоятельности дошкольников ставится на изучение роли интересов, потребностей и мотивов.
Если исследователи первого направления особое внимание уделяют формированию умения ребенка действовать без помощи со стороны, постепенно передавая выполнение отдельных элементов деятельности самому ребенку, то исследователи второго направления считают наиболее важным показ происходящих изменений в личностном плане, мотивации деятельности, интересах и потребностях ребенка.
Итак, анализ литературы и ряда экспериментальных исследований позволяет отметить, что трактовка понятия «самостоятельность» неоднозначна. На наш взгляд, самостоятельность, имеющую многоплановый, динамический характер нужно рассматривать комплексно, как качество личности и способ деятельности.
Таким образом, мы будем понимать под самостоятельностью качество личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений, навыков; содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности.
Важным для нашего исследования является вопрос о развитии и формировании самостоятельности. Совокупный анализ ряда исследований Т.А. Алмазовой, Г.Н. Годиной, Ф.В. Изотовой, А.А. Люблинской, Л.А. Порембской позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности ребенка [1; 24; 50; 65].
Предпосылки самостоятельности складываются в раннем возрасте, но говорить о самостоятельности, как особом личностном качестве, относительно устойчивой особенности детей можно только к концу дошкольного возраста.
Многочисленные психологические исследования доказывают, что источник становления самостоятельности не во врожденной активности, а в осмысленной деятельности субъекта, в которой он реализует свои отношения с окружающим миром [31; 50; 79].
Генетическая связь самостоятельности с системой практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается уже в раннем детстве. Потребность, объективированная в форме: «Я Сам!» формируется в первые годы жизни человека на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление является базой всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.
По мнению Е.Л. Кононко самостоятельность как свойство личности складывается на протяжении всего детства и зависит от содержательных особенностей деятельности ребенка. Она достигает в своем развитии разных уровней в зависимости от системы требований, предъявляемых ребенку взрослым в условиях воспитывающей его среды. Говоря о становлении самостоятельности, Е.Л. Кононко отмечает: «Самостоятельные действия преддошкольника, обогащаясь и приобретая системность, к началу дошкольного возраста начинают принимать форму деятельности. В разных ее видах к среднему дошкольному возрасту начинают проявляться разные формы самостоятельного поведения. Приобретая устойчивость, самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту превращается в тенденцию, которая свидетельствует о проявлении самостоятельности как свойства личности» [41, с. 32].
Появление новых форм самостоятельности зависит от обогащения содержания и структуры деятельности ребенка [30]. Особую важность для развития самостоятельности имеют мотивы и цели детской деятельности. Как указывают А.Н. Леонтьев и др., процесс и результат деятельности прямо зависят от того, на что направлена деятельность и ради чего она выполняется.
В исследованиях А.В. Запорожца и Я.З. Неверович доказано, что в формировании самостоятельности большое значение имеет возникновение эмоционального предвосхищения результатов деятельности [30]. В процессе одного из экспериментов у детей была организована особая психическая деятельность – «деятельность эмоционального воображения», которая позволила им заранее представить и пережить отдаленные последствия своих поступков, прочувствовать смысл своих действий, который они будут иметь для окружающих. Эксперимент показал, что метод эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности способствует активизации моральных, эмоциональных и физических сил ребенка,
повышает уровень его активности, способствует более успешному достижению поставленной цели [30].
Основным принципом развития самостоятельности является принцип единства руководящей роли взрослого и собственной активности ребенка. «Самостоятельность ребенка, – пишет А.А. Люблинская, – не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого» [50, с. 378].
Представляет интерес идея Г.Н. Годиной о том, что формирование самостоятельности у детей зависит от взаимоотношений между ребенком и взрослым, который предполагает постановку ребенка в активную позицию в разных видах деятельности, где важно умелое сочетание руководящей роли взрослого и самостоятельной деятельности детей [23]. Кроме того, если оценка взрослого затрагивает эмоциональную сферу детей, то она позволяет малышам понять правильность своих действий, вселяет уверенность в собственные силы.
Л.С. Выготский подчеркивает, что любое действие по своей природе есть в прошлом совместное со взрослыми действие и то, что ребенок сегодня выполняет с помощью взрослых, завтра он сможет сделать самостоятельно [20]. Мастерство педагога, родителя как раз и заключается в том, чтобы поставить ребенка в позицию необходимости принимать самостоятельные решения, организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте, по мнению ученых, непосредственно связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой и др.), в которых он имеет возможность постепенно развивать свою субъектную позицию.
Огромное значение в формировании самостоятельности ребенка-дошкольника принадлежит игре [50; 51; 67; 75].
Игра как свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличается активным, творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.
В работах педагогов и психологов подчеркивается, что игра возникает под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта [20; 50; 67; 68; 71; 79]. Именно в игре ребенок «находит свое место» в социальной жизни, действуя самостоятельно, независимо от взрослого, на основе своих интересов и потребностей.
Значимая роль в развитии самостоятельности старших дошкольников, как показывает анализ психолого-педагогических исследований, принадлежит играм с правилами. Умение выбрать определенную внутреннюю позицию, действовать адекватно игровой задаче чрезвычайно важно для развития самостоятельности. А.К. Бондаренко отмечает, что игры с правилами имеют большое значение для развития самостоятельности мышления, развития критичности ума, способности отстаивать собственную точку зрения [12].