Файл: 1. 1 Теоретические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(мама Анастасии З.).

Таким образом, в воспитательной деятельности родителей экспериментальной группы отмечены значительные позитивные сдвиги.

Результаты показали постепенное нарастание компетентностного опыта, навыков партнерского взаимодействия родителей и детей, построенное на принципах гуманистической педагогики. Если в начале формирующего эксперимента многим родителям было сложно поменять свою позицию по отношению к детям (в основном имела место склонность к авторитарному воздействию, приоритет строгости и дисциплины, ограничения инициативности детей), то позже они применяли все больше эффективных методов и приемов воспитания самостоятельности, (прислушивались к предложениям детей, поддерживали их активность, поощряли инициативу, предоставляли свободу выбора и пр.).

Число родителей с низким уровнем компетентностного опыта в воспитании самостоятельности у детей уменьшилось с 72,5 % до 15 %, а родителей с высоким уровнем, наоборот, стало больше на 50 %.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста позволила достичь высоких результатов.

Представим полученные данные в сравнительной табл. 6.

Таблица 6

Характер изменений уровней сформированности

педагогической компетентности родителей

в воспитании самостоятельности у детей (в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Мотивационно-личностный компонент

45

40

75

45

32,5

37,5

22,5

42,5

22,5

22,5

2,5

12,5

Коммуникативно-деятельностный компонент

2,5

7,5

57,5

12,5

40

42,5

30

42,5

57,5

50

12,5

45

Гностический компонент

5

5

55

25

45

50

37,5

50

50

45

7,5

25

Компетентностный опыт

2,5

5

57,5

7,5

25

22,5

27,5

25

72,5

72,5

15

67,5



Как видно из таблицы наиболее значимые различия по уровням обнаружены в формировании коммуникативно-деятельностного, гностического компонентов и компетентностного опыта. Это связано с тем, что на констатирующем этапы были отмечены наиболее низкие показатели именно этих компонентов и экспериментальная работа больше была направлена на решение данной проблемы.

Для выявления эффективности формирующего этапа эксперимента мы использовали метод параллельных групп. Анализ данных показал, что на констатирующем этапе в уровнях развития педагогической компетентности в воспитании у детей дошкольного возраста самостоятельности экспериментальной и контрольной групп родителей практически отсутствовали различия. На контрольном же этапе видны значительные качественные и количественные изменения в уровне педагогической компетентности родителей экспериментальной группы по сравнению с контрольной.

Количественные данные показывают, что в контрольной группе родителей явных изменений в повышении уровня педагогической компетентности нет. У родителей же экспериментальной группы произошло существенное повышение уровня развития их педагогической компетентности в воспитании у ребенка самостоятельности.

Выявленная на констатирующем этапе зависимость особенностей проявления самостоятельности детей дошкольного возраста от уровня соответствующей компетентности родителей обусловила необходимость проверки эффективности нашей модели через оценку динамики развития самостоятельности детей экспериментальной группы.

На констатирующем этапе в уровнях проявлений самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп практически отсутствовали различия. На данном этапе 5 детей экспериментальной и 4 детей контрольной группы показали высокий уровень проявлений самостоятельности, у 15 и 16 детей соответствующих групп показатели отвечали среднему уровню, остальные 16 и 14 ребенка имели низкий уровень проявлений самостоятельности.

Для оценки динамики развития самостоятельности детей на контрольном этапе было организовано наблюдение за проявлениями самостоятельности в целостном педагогическом процессе и при общении с родителями.

Анализ наблюдений позволил выявить значительный рост в развитии самостоятельности у детей экспериментальной группы и показал следующее:

  • дети стали активнее проявлять интерес к разным видам деятельности;

  • научились самостоятельно планировать собственную деятельность (определяют цель, в соответствии с ней подбирают средства и способы деятельности, определяют порядок действий);

  • стали вносить в деятельность элементы новизны, самостоятельно используя полученные знания, умения и навыки;

  • научились выполнять без помощи взрослых посильную, но достаточно сложную деятельность;

  • чаще стремились к самостоятельному участию в деятельности продуктивного характера, имеют оптимистическую направленность на процесс и результат деятельности;

  • стали активнее проявлять качества исполнительности, инициативности и ответственности;

  • приобрели способность к самоорганизованности, самоконтролю, самооценке своих действий и поступков.


Сравнительные результаты развития самостоятельности детей и уровня компетентности их родителей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах представлены в табл. 7.

Данные таблицы говорят о том, в контрольной группе детей явных изменений в повышении уровня самостоятельности не произошло. У детей же экспериментальной группы, напротив, выявлен существенный рост развития их самостоятельности.

Таблица 7

Сравнительные результаты развития самостоятельности у детей

и уровня компетентности родителей на констатирующем (конст.)

и контрольном (контр.) этапах (в %)

Группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

Дети старшего дошкольного возраста

Контрольная группа

14

20

40

41

46

39

Экспериментальная психология

15

60

41

30

44

10

Родители детей старшего дошкольного возраста

Контрольная группа

14

22

38

40

48

38

Экспериментальная психология

14

61

36

30

50

9

Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и конечном этапах опытно-экспериментальной работы, показал действенность и эффективность разработанной нами модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, цель исследования достигнута.

Выводы по второй главе

Анализ материалов констатирующего этапа исследования убедительно показывает:

Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют недостаточный уровень проявления самостоятельности: они не могут найти себе дело; не выполняют задание самостоятельно, нуждаются в подсказке, обращаются к взрослому за помощью; при
выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели; при возникновении трудностей теряют интерес к деятельности; не проявляют желание участвовать в совместной деятельности.

Уровень развития самостоятельности дошкольников находится в прямой зависимости от уровня педагогической компетентности родителей. Большинство современных родителей имеют недостаточный уровень компетентности в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста.

Педагогическая компетентность современной семьи характеризуется недостаточным уровнем: наряду с высокой заинтересованностью в успешном результате воспитания самостоятельности детей, выявлено недостаточное владение знаниями основ и методов воспитания самостоятельности у детей.

Родители, обладая недостаточными знаниями и умениями в воспитании самостоятельности ребенка, не активизируют, не интегрируют их, и не применяют в практике семейного воспитания, что говорит об отсутствии у родителей достаточного компетентностного опыта.

Низкая компетентность родителей в воспитании самостоятельности детей во многом объясняется невниманием к данной проблеме со стороны педагогов и отсутствием у них готовности к повышению педагогической компетентности родителей.

Выявленная зависимость особенностей проявления самостоятельности детей дошкольного возраста от уровня соответствующей компетентности родителей, разрыв в знаниях и умении применять их на практике, недостаточный компетентностный опыт родителей в воспитании самостоятельности детей подтверждают необходимость в формировании всех компонентов педагогической компетентности родителей.

Опытно-экспериментальная деятельность по реализации условий формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

Разработанная модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей это система целостного процесса взаимодействия педагогов и родителей, в котором совокупность подходов направлена на рост заинтересованности родителя в успешном результате воспитания самостоятельности у ребенка, повышение уровня психолого-педагогических знаний, овладение технологией воспитания самостоятельности ребенка дошкольного возраста в семье (приобретение компетентностного опыта).


Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей построена на принципах системности, структурности, динамичности и вариативности, состоит из целевого, организационно-содержательного и оценочно-результативного блоков, включающих взаимосвязанные элементы: цели, задачи, формы, методы работы и выявленные научным путем условия реализации.

Представленная модель через структуру и содержание обусловливает снятие противоречия между актуальностью, объективной необходимостью формирования компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей и недостаточной разработанностью теоретического, научно-методического и практического аспекта данной проблемы.

Все этапы реализации модели: от планирования и осуществления процесса формирования педагогической компетентности родителей, до оценки результативности, предполагали партнерское взаимодействие педагогов и родителей.

Обеспечению высокой эффективности опытно-педагогической работы способствовало выделение направлений работы, в рамках каждого из которых ставились определенные задачи: подготовка педагогов к взаимодействию с родителями, разработка плана и содержания мероприятий, методических и практических материалов для реализации модели по формированию компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей; осуществление процесса формирования педагогической компетентности родителей, выявление результативности, подведение итогов и оценивание результатов работы; внедрение модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей в практику работы других дошкольных образовательных организаций; сочетание инвариантного и вариативного блоков, соотношение общих, подгрупповых и индивидуальных форм работы с семьей.

Экспериментально-опытная работа подтвердила значимость соблюдения следующих условий реализации модели формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста:

  • обеспечение повышения готовности педагогов к реализации модели;

  • использование дифференцированных формы и активных методов взаимодействия с родителями;

  • осуществление информационно-методического сопровождения процесса формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей.